Классификация производственных затрат для принятия решений и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

В управленческом учете целью любой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Классификация производственных затрат для принятия решений и управления 5
1.1. Классификация затрат по отношению к объему производства 6
1.2 Коэффициент реагирования затрат............................................................10
1.3 Классификация затрат по поведению 14
1.4. Классификация затрат по значимости для принятия решения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Анализ управления затрат (полная).doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Классификация затрат по поведению

Деление затрат на постоянные и переменные важно при организации  системы учета и калькулировании, анализа и прогнозировании. Оно  лежит в основе расчетов критической  точки объемов производства, анализе  порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции и, в конечном счете, - выбора экономической политики предприятия. Инструмент анализа поведения затрат позволяет принимать оптимальные решения относительно ассортимента и объемов продукции.

В частном случае ожидаемого роста объемов производства без расчета их точной величины или темпов затраты подразделяются на: приростные (инкрементные) и предельные (маржинальные).

 

Приростные (или дополнительные, инкрементные, дифференцированные) затраты или доходы – это дополнительные затраты (доходы), которые возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Расчет приростных затрат и доходов определяется по формулам:

   (1.5.)

   (1.6)

где Зп и Вп - соответственно затраты по прогнозу, при увеличении объема продаж на величину

Зо, Во – затраты и выручка от продаж отчетного периода

 

Имея сведения о приростных затратах, можно определить ожидаемые  результаты от появления новых рынков сбыта и возрастания объемов  производства.

Существует следующее правило принятия решения по приростным затратам/доходам: если дополнительные доходы превышают дополнительные расходы, то следует принять решение, в противном случае – отклонить.

 

Предельные (маржинальные) затраты и доходы представляют собой дополнительные расходы/поступления только на одну дополнительную единицу выпускаемой продукции, в то время как приростные затраты/поступления отражают дополнительные расходы/поступления в результате выпуска некоторого количества добавочных единиц продукции.

Предельные затраты и доходы рассчитываются по следующим формулам:

   (1.7.)

   (1.8.)

Данные показатели, целесообразно  использовать при принятии управленческих решений, например при принятии решения  о расширении объема продаж и производства. Если предельные затраты меньше, чем предельный доход, то расширение объема продаж и производства будет для организации благоприятным фактором.

 

Маржинальные  затраты – это дополнительные затраты, которые возникают при увеличении объема производства на одну дополнительную единицу. Например, при производстве 4 единиц продукции А затраты составляют 6 тыс. руб., а при производстве 5 единиц продукции А затраты составляют 6,4 тыс. руб., тогда маржинальные затраты составят 0,4 тыс. руб. (6,4 – 6).

 

Следует отметить, что приростные (инкрементные) и предельные (маржинальные) затраты и доходы всегда являются релевантными, так как они и есть результат принятия решения.

 

    1. Классификация затрат по значимости для принятия решения

Другим частным случаем  взаимосвязи затрат и объемов производства выступает ситуация, при которой отсутствуют конкретные заказчики и предприятие выпускает продукцию «на склад». Тогда процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение вариантов разных структур выпуска продукции, отказ от выпуска одного продукта и освоение производства другого, замену структуры производственных факторов и иные альтернативы.

Прогноз результатов  изменений требует деления затрат на принимаемые и не принимаемые в расчет при принятии решений. В основе такой классификации лежит принцип сравнения альтернативных вариантов и временного периода решений об объеме продукции или замещения ресурсов.

Процесс принятия решений, как правило, связан с выбором  из совокупности возможных альтернативных вариантов наилучшего исходя из цели решения. Каждый альтернативный вариант характеризуется одним и тем же набором параметров. Одни показатели остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, другие изменяются в зависимости от принятого решения. Поэтому при анализе альтернативных вариантов целесообразно сравнивать решения с учетом показателей, которые в каждом варианте различны. Затраты отличающие одно альтернативное решение от другого, называются релевантными затратами. В ситуации, когда рассматриваемый период небольшой, не все затраты и доходы должны приниматься в расчет при принятии решений. Бухгалтер-аналитик представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.

Релевантные затраты (доходы) – это ожидаемые затраты (доходы), которые различаются по альтернативным вариантам.

Разница между затратами (доходами) по альтернативным вариантам  называется приростными затратами (доходами), а также дифференциальными или чистыми релевантными.

 

Фактические данные не могут  быть релевантными. Для будущих затрат при альтернативных вариантах они  имеют два значения:

  1. с оной стороны они будут полезными при выработке решений при рассмотрении альтернативных вариантов;
  2. с другой стороны, фактические затраты, являясь для будущих периодов прошлым, представляют собой основную базу для прогнозирования величины и поведения будущих затрат.

Постоянные затраты  предприятия при существующих производственных мощностях обычно не меняются. Но если в процессе функционирования предприятия  возникает необходимость увеличить  производственные мощности (закупить дополнительное оборудование, увеличить затраты на аренду помещения, обслуживание, страхование и т.п.), это приводит к увеличению размера постоянных затрат. Тогда постоянные затраты становятся релевантными по отношению к данному решению.

Релевантность постоянных расходов определяется плановым периодом.

В долгосрочной перспективе  практически все расходы становятся переменными. С учетом стоимости  денег во времени (с учетом дисконтирования) все ожидаемые будущие доходы и расходы, в тех же размерах, но отличные по времени, становятся релевантными.

 

Иногда вместо терминов «затраты принимаемые в расчет»  и «затраты, не принимаемые в расчет»  применяются термины «устранимые» и «неустранимые» затраты. Устранимые затраты — это те затраты, которых можно избежать, выбрав альтернативный курс действий. Неустранимые затраты — затраты, которых избежать невозможно.

Необходимо принимать  тот вариант решения, который  создает доход, превышающий устранимые затраты.

 

Существуют категории  затрат, которые необходимо учитывать  при принятии решения и данные о которых обычно невозможно собрать в рамках системы бухгалтерского учета. Информация о затратах, накапливаемая в рамках системы бухгалтерского учета, как правило, основывается на сведениях о прошлых платежах или обязательствах по платежам в определенное время в будущем. Иногда для принятия решения необходимо условно начислять или приписывать затраты, которые, может быть, не будут представлять собой реальных денежных расходов в будущем, и эти затраты называются вмененными (альтернативными). Их можно разделить следующим образом: затраты упущенных возможностей — это упущенная выгода (потеря прибыли). Она связана с тем, что ограниченный объем произведенных ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли.

Если существует более  двух вариантов применения производственных ресурсов, то затраты упущенных возможностей представляют собой потерянную выгоду для лучшего из возможных, но еще  не реализованного варианта.

Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого.

Под стоимостью уже приобретенных  ресурсов, когда выбор в пользу какой-то альтернативы не может повлиять на сумму данных затрат, понимаются безвозвратные затраты или затраты истекшего периода. Это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения и которые не могут быть изменены никаким решением в будущем. К категории безвозвратных затрат относится, например, остаточная стоимость ранее приобретенного имущества.

Эта величина затрат не может  быть изменена никаким будущим решением, и поэтому затраты в данном случае классифицируются как безвозвратные.

Безвозвратные затраты  не учитываются при принятии решения, но между этой категорией и категорией не принимаемых в расчет затрат существует различие, так как не все принимаемые в расчет затраты являются безвозвратными. Например, при сравнении двух альтернативных методов производства может оказаться, что суммы затрат на основные материалы одинаковы для обоих способов, и, таким образом, затраты на основные материалы можно отнести к категории не принимаемых в расчет затрат. Но затраты на материалы не будут безвозвратными в данном случае, так как они будут понесены в будущем.

 

Процесс принятия управленческих решений невозможен без эффективной  системы экономического анализа, позволяющей  оценить достигнутые результаты деятельности предприятия, выявлять внутренние и внешние резервы дальнейшего  его развития. Для этих целей затраты группируются на планируемые и непланируемые. В ходе анализа исследуется как общий объем затрат, так и образующие его отдельные элементы и статьи, т.е. структура.

Планируемые — это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые — затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения  его деятельности для достижения поставленных целей. Целью нормально  функционирующего предприятия является получение максимальной прибыли с наименьшими затратами для формирования источников последующего экономического развития предприятия, которое позволит вести инвестиционную политику, политику реконструкции и расширения производства; социальную политику развития коллектива, дающую базу для формирования кадровой политики, и т. д. Одна из серьезных проблем руководителя предприятия сегодня - невозможность принятия управленческих решений на основании бухгалтерской информации, так как предложенные Минфином РФ методы классификации учета затрат, в рамках которых формируется информационная база для менеджеров российских фирм, не позволяют правильно и полноценно ее использовать для анализа и прогнозирования. Поэтому для финансово-экономического управления предприятием необходима разработка системы методов и рекомендаций по формированию более точной информации в российских условиях.

Одним из проверенных  мировой практикой эффективных  способов управления себестоимостью в  рыночных условиях является управление через центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними компаниями.

Причем себестоимость  может включать затраты как прямые, так и косвенные расходы. Она  может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, либо включаются в калькуляцию, либо нет, то есть возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).

Таким образом, для реализации задач оптимального финансового  управления предприятием целесообразно  выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые).

Данный механизм формирования центров затрат для управления себестоимостью на предприятии позволит решить следующие  задачи управления:

1. Получение оперативной  информации по затратам каждого  центра и его структурных единиц;

2. Анализ затрат в  разрезе каждого центра;

3. Составление бюджета  расходов на предприятии и  прогнозирование затрат по центрам;

4. Получение оперативной  информации для управления стоимостью, расчета объема продаж с заданной  прибылью;

5. Согласование и увязка  задач производства, управления и маркетинга на долгосрочной и краткосрочной основе;

6. Создание информационной  базы для принятия управленческих  решений по стратегии и тактике  работы предприятия в условиях  рынка.

Развитие рыночных отношений  и связанные с этим потребности  экономической практики будут стимулировать дальнейшие исследования в направлении управленческого (производственного) учета и путей его организации на предприятиях России.

Список использованной литературы

 

  1. Кондраков Н.П. учетная политика организаций на 2009 год: в целях бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учет. Порядок постановки и основные направления развития: практическое руководство / Л.С. Васильева, М.П. Петровская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009.
  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИКФ Омега - Л, 2002.
  4. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  5. Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И. Управленческий учет: Учебник для вузов. / под ред. Шеремета А.Д. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Инфра – М», 2009

Информация о работе Классификация производственных затрат для принятия решений и управления