Классификация рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Учение об экономике началось еще в рабовладельческом обществе.
Древнегреческий философ Аристотель (III век до н.э.) ввел понятие науки
«экономия», в которой рассматривалась организация хозяйства в поместье рабовладельца.
Экономическая теория , как наука (система знаний о существовании
экономики) возникла в 17–18 вв. Ее основной задачей было выяснить как

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………..2
2.Рынок: понятие, его цели, основные функции…………............ 3
3.Условия функционирования рынка……………………………..10
4.Классификация рынка…………………………………….. …….11
5.Заключение…………………………………………………..……15
6.Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Классификация рынка.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

                          Классификация рынка.

 

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………..2

2.Рынок: понятие, его цели, основные функции…………............ 3              

3.Условия функционирования рынка……………………………..10                        

4.Классификация рынка…………………………………….. …….11                                

5.Заключение…………………………………………………..……15                          

6.Список использованной литературы…………………………….16                 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Учение  об  экономике  началось  еще  в  рабовладельческом  обществе.

Древнегреческий философ Аристотель (III век  до  н.э.)  ввел  понятие  науки

«экономия», в  которой  рассматривалась  организация  хозяйства  в  поместье рабовладельца.

       Экономическая  теория , как  наука (система  знаний  о  существовании

экономики) возникла в 17–18  вв.  Ее  основной  задачей  было  выяснить  как

создать богатство в государстве. Первоначально возникла школа  экономистов-меркантилистов. Представители этой школы  считали,  что  основное  богатство общества – деньги, золото. Поэтому  главный  упор  они  делали  на  развитие торговли и накопление  золота.  Ярким  представителем  этой  школы  является Антуан д`Монкретьен.

      Вслед за этой школой появилось учение  физиократов  («физио»-природа;

«крат»-власть).  Эта  школа  признавала  в  качестве   источника   богатства

производство, но ограничивала его  одной  отраслью –сельским  хозяйством.

Ярким представителем этой школы является Франсуа Кенэ.

      Наиболее обоснованные ответы  на все вопросы дала  классическая  школа английских экономистов Уильяма Петти и  Адама  Смита,  Давида  Рикардо.  Они установили,  что  богатство   государства   возникает   во   всех   отраслях материального  производства.  Источниками   богатства   являются   природные ресурсы и  труд  людей.  Согласно  их  теории  природа  –  «Мать  богатства»снабжает людей средствами  жизни  и  производства  –  уголь,  нефть  и  т.д. «Отцом богатства» является труд людей. Экономический и  социальный  прогресс в обществе зависит от количества и качества продуктов, создаваемых трудом.

      Опираясь на теоретические  основы различных экономических  школ,  можно сформулировать   определение   современного   производства   -    это    две взаимосвязанные сферы:

    - Материальное производство, которое создает благо, продукты в  отраслях

      промышленности и  сельского хозяйства, строительства  и т.д. и оказывает

      материальные услуги (транспорт, торговля...)

    - Нематериальное   производство,   в   котором   создаются   духовные,

      нравственные ценности (здравоохранение, культура, образование, спорт…)

В настоящее время понятие экономики рассматривается в нескольких аспектах:

   1.Совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

   2. Экономика – способ  взаимодействия отраслей народного  хозяйства.

   3. Экономика  –  совокупность  хозяйственных  отраслей,   обеспечивающая общество жизненно  необходимыми  благами  и  услугами.  Экономика  как народное  хозяйство  (национальная  экономика)  состоит  из  отдельных отраслей, комплексов отраслей, экономических районов и инфраструктуры.

  4. Экономика – наука о хозяйственных связях и отношениях.

 

 

 

2.  Рынок: понятие, его цели, основные функции.

 

       Ресурсы,  которыми  обладает  общество,  всегда  ограничены.  Поэтому

каждое государство  должно  выбирать,  как  использовать  эти   ресурсы,  на

производство каких товаров и услуг их направить. Каждое общество решает  для себя три проблемы экономической организации:

   1. Что производить?

   2. Для кого производить?

   3. Как и сколько производить?

 Эти вопросы решаются путем  организации экономической системы.  Принято различать 4 основных типа экономических систем:

-Плановая (административно-командная, централизованная)

-Смешанная

-Традиционная (натуральное хозяйство)

-Рыночная.

       Рыночная экономика – такая экономическая система,  в  которой  решение относительно того что, как  и  для  кого  производить  является  результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

       Рынок  ассоциируется  с  рыночной  экономикой  в  целом,   становится

сокращением термина «рыночная экономика».Однако  рыночная   экономика

предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие  основные черты, как свобода предпринимательства ,свободное    ценообразование (исключается государственное вмешательство в  процесс  установления  цен  на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию  о  спросе  и предложении товаров,  об  издержках  производства,  о  положении  на  рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества);  конкуренция  (регулирует цены и количество производимых товаров). В  конечном  итоге  любой  субъект, преследуя  свои  собственные  интересы,  более  действенным  образом  служит интересам общества.

       Рынок  –  понятие  многомерное.   В   узком   понимании   его   можно

рассматривать как любое место  торговли  (обмена)  товарами  и  услугами.  В более широком смысле рынок – совокупность процессов торговли,  актов  купли-продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

      Рынок – это  совокупность  экономических  отношений  по  поводу  купли-продажи товаров  и услуг по  ценам,  устанавливающимся  на  основе  спроса  и предложения в результате конкуренции.

       Объектами  рынка  являются  товары  и  деньги.  В  условиях  развитых

рыночных отношений в  качестве  товаров  выступает  не  только  производимая продукция (товары  и  услуги),  но  и  факторы  производства  (земля,  труд,капитал). В качестве денег при этом обычно  рассматриваются  все  финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

      Субъектами рынка  являются продавцы и покупатели. В качестве  продавцов и  покупателей  выступают  домохозяйства, фирмы  (предприятия,   бизнес),государство (правительство).

  Государство. Оно действует через систему государственных учреждений  и бюджетных  организаций,  которые  выполняют  функции  государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки  товаров  (рабочую   силу ,   товары  народного   потребления,

 государственного  пользования,   вооружение,   научные   исследования, разработки,  проекты,  духовные  и  культурные  ценности  и  т.д.).  В качестве  продавца  государство  продает  услуги,   землю,   природные ресурсы,  жилье,  другие   товары,   находящиеся   в   государственной собственности,   например,   продукцию  государственных   предприятий.

      Обычно объем государственных  продаж на рынке существенно  ниже  объема государственных закупок, ибо основную долю денежных  поступлений государство получает  не  за  счет  продаж  на  рынке,  а  посредством взимания налогов.

    Предприятие, фирмы функционируют ради  получения  дохода  (прибыли)  и являются  основными  поставщиками  на рынок  разнообразных  услуг и товаров. Они могут продавать принадлежащее им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе  земельные  участки,  здания,  сырье, оборудования.  Приобретают  предприятия  в  основном  рабочую  силу  у домашних  хозяйств,  необходимую  им  продукцию  других   предприятий, природные ресурсы у их владельцев, деньги в  виде  кредитов  и  ценные бумаги. Домашнее  хозяйство  –  единица,  состоящая  из  1  и  более  человек, функционируя в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им  товары  в  виде земли,  капитала,  имущества,  отдельных   видов   товаров   и   услуг потребительского    назначения.    Предметом     покупок     выступают потребительские товары и услуги, финансовые активы,  недвижимость.

  Все участники  рыночной  деятельности  заинтересованы  друг  в  друге,

благополучие одного участника рынка зависит  от  благополучия  других.  Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе  домашнего  хозяйства, и государственного учреждения, и  участником  бизнеса.  Например,  работая  по найму    государственным    служащим,     он     является     представителем правительственной   организации;   владея   ценными   бумагами    какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя  свой  доход  на  цели  личного потребления.

      Все участники  рыночных отношений являются  реальными  собственниками  и имеют   свои   экономические   интересы,   которые   могут   совпадать   или противоречить  интересам  других  субъектов.  Домашние  хозяйства  стараются максимально удовлетворить свои  желания  и  потребности;  фирмы  –  получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального  благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе  общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои  экономические  интересы,  должен предложить  то,  что  необходимо  другим  субъектам  –  носителям   рыночных отношений.

      В разных странах  рынок проявляется по-разному. Это  связано с тем,  что

в разных странах не одинаковый удельный вес рыночных  отношений,  существуют свои подходы к методам регулирования, национальные традиции.  Поэтому  часто говорят о  рынке,  определяя  его  национальную  принадлежность:  российский рынок, американский рынок.

Цели, которые преследует рынок.

   1. Получение максимальной  прибыли при минимальных затратах;

   2. Удовлетворение потребностей  покупателей;

   3. Достижение оптимального  уровня цен;

   4. Экономическая свобода  субъектов

 

 Рынок выполняет следующие функции:

    1.Регулирующая функция  –  наиболее  важная.  В  рыночном  регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения,  влияющее  на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы  на  вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок    подсказывает

производителям, что им производить, от производства  каких  товаров  и

услуг отказаться или уменьшить  объем  их  выпуска.  Не  менее  ценную

информацию дает рынок и  потребителям.  На  ее  основе  они  постоянно

делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять  свои

 многочисленные потребности. В  итоге капитал из менее выгодных  отраслей

с  пониженными  ценами  переливаются  в  более  прибыльные  отрасли  с

повышенными  ценами.  Через  механизм  закона  стоимости,   спроса   и предложения  рынок  способствует  установлению   основных   микро-   макропропорций в экономике ,обеспечивает динамичную пропорциональность  в   товарообороте   между   различными   регионами   и   национальными  хозяйствами.

    2.Ценообразующая  функция:  реализуется  при  столкновении   спроса   и  предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В  результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги,

 устанавливается  подвижная  связь  между  стоимостью  и  ценой,  чутко

 реагирующая  на  изменения   в   производстве,   в   потребностях,   в конъюнктуре.

    3.Стимулирующая функция:  посредством  цен  рынок  стимулирует  освоение достижений научно-технического прогресса, снижение  затрат,  повышение качества, расширение ассортимента товаров  и  услуг.  Так  как  каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает  результаты принимаемых  решений,  он  заинтересован   в   наиболее   рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

    4. Распределительная  функция:  получаемые   субъектами   рынка   доходы представляют  собой  в  основном  выплаты  за  факторы   производства ,которыми  они  обладают.  Величина  дохода  зависит  от  количества  и качества фактора производства и от цены,  которая  устанавливается  на  рынке на этот фактор.

    5.Информационная функция.  Рынок  представляет  собой  богатый  источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.  Он  дает, в частности, объективную информацию об  общественно  необходимом количестве, ассортименте и  качестве  тех  товаров  и  услуг,  которые поставляются на  рынок.  Наличие  информации  позволяет  каждой  фирме постоянно сверять собственное  производство  с  меняющимися  условиями рынка.

    6. Посредническая  функция.  Экономически  обособленные  производители  в  условиях глубокого общественного разделения труда  должны  найти  друг друга и  обменяться  результатами  своей  деятельности.  В  нормальной рыночной экономике  с  достаточно  развитой  конкуренцией  потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.  В  то  же время   продавцу   предоставляется   возможность   выбирать   наиболее подходящего покупателя.

    7.Санирующая  функция.  Рынок  очищает  общественное  производство   от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с   тем   поощряет   развитие   наиболее   эффективных,    предприимчивых, перспективных структур.  Предприятия,  которые  не  учитывают  запросы потребителей, терпят убытки и  становятся  банкротами,  а  общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

     В  экономической  литературе  иногда  выделяются  и  некоторые  другие

функции    рынка:    активизация    экономических    интересов,    повышение

восприимчивости  экономики   к   научно-техническому   прогрессу,   сведение производительных  сил  в  единую   систему,   стимулирование   эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством,  создание условий для эффективности кооперации труда.

Информация о работе Классификация рынка