Классификация рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Учение об экономике началось еще в рабовладельческом обществе.
Древнегреческий философ Аристотель (III век до н.э.) ввел понятие науки
«экономия», в которой рассматривалась организация хозяйства в поместье рабовладельца.
Экономическая теория , как наука (система знаний о существовании
экономики) возникла в 17–18 вв. Ее основной задачей было выяснить как

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………..2
2.Рынок: понятие, его цели, основные функции…………............ 3
3.Условия функционирования рынка……………………………..10
4.Классификация рынка…………………………………….. …….11
5.Заключение…………………………………………………..……15
6.Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Классификация рынка.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

      Реализация отмеченных  функций позволяет говорить о  важной  роли  рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из  указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению

оптимального решения проблем что, как и  для  кого  производить;  обеспечению  равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики;  дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

   Большую  часть  своей  истории  человечество  прожило   при  натуральном хозяйстве.  Переход  от  натурального  хозяйства  к  товарному  связан  с формированием нескольких предпосылок:

-Автономность товаропроизводителей (самостоятельность  производства, свобода  конкурентного  поведения,   свобода   характера   и   форм  хозяйствования в интересах конкретного производителя)

  -Распределение труда между производителями: связано  с  развитием  и

   углублением   общественного   разделения   труда,   в   том   числе  специализации и кооперации производства.

 

      На определенном  этапе стало ясно, что  при  возрастающих  потребностях

сообщество  людей  не  может  обеспечить  себя  всем  необходимым,   поэтому различные группы стали  специализироваться  на  выпуске определенных  видов товаров и обменивать их на все остальное необходимое для жизни.

      Наличие этих предпосылок  в обществе и делает рыночную, товарную  форму связей преобладающей. Рынок, с присущей ему  конкуренцией,  создает  прочную основу товарного хозяйства (производства).

 

 

                  

 

 

3.  Условия функционирования рынка.

 

Для успешного функционирования рынка и  выполнения  его  функций  необходимо

соблюдение ряда условий:

.   свобода   экономической,    хозяйственной,    предпринимательской

деятельности;

.  свободные  рыночные  цены,  которые  устанавливаются   на   основе

взаимодействия спроса и предложения;

. конкуренция, которая является  основой рынка;

. гибкое государственное регулирование  рынка,  не  подавляющее  и  не

разрушающее рынок;

. устойчивые денежная и финансовая системы;

. стабильная политическая обстановка.

      В качестве условий  для нормального  функционирования  рынка  некоторые экономисты также выделяют:

   1. многообразие форм собственности;

   2.  товаропроизводитель  должен  быть  хозяином  средств  производства  и

   свободно распоряжаться результатами своего труда;

   3. свобода производственной  и коммерческой деятельности  всех  участников  общественного производства;

   4. четко налаженная система  денежно-кредитных и финансовых  отношений;

   5. поддержание здоровой  конкуренции;

   6. развитая инфраструктура.

 

Функционирование рыночной экономики осуществляется  на  основе  определенных принципов. В их числе можно выделить:

    . Экономическая свобода  деятельности субъектов экономики.

    . Всеобщность рыночных  отношений.

    . Равноправие рыночных  субъектов.

    . Свободное ценообразование.

    . Саморегулирование хозяйственной  деятельности.

    . Договорный характер  отношений.

    . Экономическая ответственность  субъектов.

    . Самофинансирование.

    . Конкуренция.

    . Государственное регулирование  экономики.

 

 

4. Классификация рынков.

 

 Рынок имеет свою структуру.

  Структура рынка  –  это  внутреннее  строение,  расположение,  порядок

отдельных элементов рынка.  Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

      . тесные связи  между ее элементами;

      . определенная устойчивость  этих связей;

      . целостность, совокупность  данных элементов.

 

      Не смотря на  отсутствие общепринятой классификации  рынков,  их  можно разделить на группы по определенным признакам:

   1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

     -Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется  наличием  многих продавцов, однородностью продукции.  Продавец  продукции  неимеет возможности влиять на уровень цен.

     -Рынок  монополистической  конкуренции   характеризуется   наличием   многих  продавцов.  Товар  имеет  определенные  свойства,   которые  отличают его от других. Продавец  способен  влиять  на  цену  своей продукции (в определенной мере).

     - Олигополистический   рынок   характеризуется   наличием   немногих продавцов.  Они  предлагают   однородную   или   дифференцированную

продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену,  как  и  наиболее  крупные фирмы на этом рынке.

    -Монополистический рынок характеризуется наличием  одного  продавца. Он  устанавливает  максимально  высокую   цену,   но   в   пределах платежеспособного спроса.

   2. Пространственный признак

      . Местный рынок

      . Региональный рынок

      . Национальный рынок.

      . Рынок покупателей;

      . Рынок продавцов;

      . Рынок государственных  учреждений;

      . Рынок промежуточных  продавцов – посредников и  др.

   3. Функциональный признак (экономическому  назначению  объектов  рыночных отношений)

      . Рынок товаров  и  услуг

      . Рынок труда

      . Финансовый рынок

      . Информационный  рынок

      . Рынок недвижимости

      . Валютный рынок

   Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

    . Оптовый

    . Розничный

    . Фьючерсный

По степени регулируемости:

    . Регулируемый

    . Не регулируемый

По уровню насыщения:

    . Равновесный

    . Избыточный

    . Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:

    . Легальный

    . «Черный»

По товарным группам:

      . Рынок товаров  производственного назначения;

      . Рынок потребительских  товаров (например, продовольствия);

      . Рынок сырья и  материалов и т.д.

По степени зрелости:

      . Неразвитый рынок;

     . Развитый рынок;

      . Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

      . Замкнутый рынок, на  котором  представлены  товары  только  первого

        производителя;

      . Насыщенный рынок, на котором представлено множество  сходных товаров многих производителей;

      . Рынок широкого  ассортимента, на  котором  есть  ряд  видов  товара,

        связанных  между собой и направленных  на  удовлетворение  одной  или

        нескольких  связанных между собой потребностей;

      . Смешанный  рынок,  на  котором  имеются  разнообразные  товары,  не

        связанные  между собой.

 

По отраслевому признаку:

      . Рынок автомобилей;

      . Рынок нефти;

      . Рынок компьютерной  техники и т.д.

Выделяют также следующие виды рынков:

      .  Рынки  товаров  и  услуг,  куда  включают  рынки  потребительского

        назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного  назначения.

      .  Рынки  факторов  производства,  в  состав  которых  входят   рынки

        недвижимости, орудий  труда,  сырья  и  материалов,  энергетических

        ресурсов, полезных  ископаемых.

      . Финансовые рынки,  т.е.  рынки  капиталов  (инвестиционные  рынки),

        кредитные, ценных  бумаг, валютно-денежные рынки.

      . Рынки интеллектуального  продукта, где в  качестве  объектов  купли-

        продажи выступают  инновации,  изобретения,  информационные  услуги, произведения литературы  и искусства.

      .  Рынки  рабочей  силы,  представляющие  собой  экономическая  форма

        движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

 

       В реальной практике основные виды  рынков  подразделяют  на  различные субрынки, или рыночные сегменты.

      Сегментация рынка  – это  разделение  потребителей  данного  товара  на

отдельные  группы,   предъявляющие   к   товару   неодинаковые   требования. Сегментация рынка может  быть  проведена  разными  путями  с  использованием различных факторов:

   1. С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам ,административному делению ,плотности населения, климатическим условиям.

   2. С учетом демографических  факторов можно сгруппировать  потребителей  по возрасту,  полу,  размеру  семьи,  уровню  доходов,  профессиональному

 составу, уровню образования, религиозной  принадлежности, национальному составу.

   3.С  учетом  поведения  различных  групп  потребителей  можно  выделить

следующие сегменты рынка:

- приобретение товаров носит случайный характер;

- поиск выгод при покупке товаров

-статус постоянного клиента;

-эмоциональное   (положительное,   негативное,    безразличное) отношение к товару.

   4. Потребителей также можно  разделить на группы:

   - по социальному составу (с различной степенью достатка),

   - стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),

   - личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

 

      Типы и виды  рынков не изолированы, а неразрывно  связаны  и  существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в  определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений,  пропорций  исключительно велика.

 

 

Заключение.

 

      В заключение  хотелось  бы  сказать,  что  рыночная  система  наиболее

эффективна и гибка для решения экономических проблем. Она  формировалась  не одно  столетие,  приобрела  цивилизованные  формы  и,  скорее  всего,  будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Лекции по курсу «экономика». Сочинский Политехнический  колледж,  1996 г.

2. Книги по экономике и бизнесу: Аннотированный справочник,  изданный  на  русском языке; М. «Солсистем»; Финансы и статистика. 1996 г.;

3. Курс экономики; Учебник. Под  редакцией Б.А. Райзеберга – 3-е  издание,

  дополненное и доработанное  – М.; «Инфра-М», 2000 г.

  4. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.:  Вита-

      Пресс, 2000 г.

 

 


 



Информация о работе Классификация рынка