Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:29, реферат
Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.
§1. Концепция безубыточности в современной экономической теории.
§2. Определение точки безубыточности.
§3. Анализ точки безубыточности.
3.1. Определение себестоимости выпускаемой продукции.
3.2. Ценовая политика фирмы.
§4.Планирование безубыточности
Список литературы.
Оглавление
Оглавление
§1. Концепция безубыточности в современной экономической теории.
§2. Определение точки безубыточности.
§3. Анализ точки безубыточности.
3.1. Определение
себестоимости выпускаемой
3.2. Ценовая политика фирмы.
§4.Планирование безубыточности
Список литературы.
§1. Концепция безубыточности в современной экономической теории.
Известно, что
целью деятельности фирмы (предприятия)
в современной экономике
С точки зрения
экономической теории безубыточность
есть нормальное состояние фирмы
на современном конкурентном рынке,
находящемся в состоянии
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.
Для того, чтобы
фирма функционировала
Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;
Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль:
Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками. Удобнее всего это сделать графически:
I случай.
В данном случае равенство предельного дохода и предельных издержек достигается в той точке, в которой цена реализации данного количества продукции выше средних полных издержек. Следовательно, в данном случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль.
По данному графику легко определить, какова величина экономической прибыли. На графике заштрихованы полные издержки фирмы на производство продукции ( ), полный доход фирмы от реализации продукции ( ). Следовательно, площадь, заштрихованная только - экономическая прибыль фирмы.
II случай.
При такой структуре издержек и ценовой ситуации на рынке фирма не получает экономической прибыли, ибо ее полные издержки в точности равны совокупному доходу в точке оптимального объема производства.
Для рассмотрения
следующих двух возможных ситуаций
нам понадобятся средние
III случай.
В данной ситуации
совокупный доход, получаемых от реализации
продукции фирмы в точке
IV случай.
В этом случае совокупного дохода не хватает даже для компенсации переменных издержек. Поэтому при данной структуре цен и издержек наиболее оптимальным является решение о прекращении производства.
В следующих параграфах мы будем изучать анализ и планирование бухгалтерской безубыточности предприятия, то есть изучать I, II и частично III случаи, рассмотренные выше.
§2. Определение точки безубыточности.
Первая проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность. В данном параграфе мы рассмотрим сначала три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения. Далее мы обсудим метод анализа чувствительности прогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений (CVP - анализ). В конце параграфа мы вкратце коснемся возможных источников информации для прогнозов безубыточности.
Перейдем к рассмотрению методов расчета точки безубыточности.
I. Метод уравнения.
В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;
или
Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х - объем произведенной и проданной продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:
П = Р*х - (а + в*х) (1)
или
П = (Р - в)*х - а
Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.
Заметим, что при определении параметров мы разделили издержки на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.
Использование уравнения (1) позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.
Объем выпуска, при котором
достигается точка
П = 0,
и он равен
хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в) (2)
В качестве примера рассмотрим расчет точки безубыточности для фирмы Experimental Electronics Inc. Для расчета нам понадобятся следующие данные:
Цена одного электронного блока, выпускаемого фирмой 5000$
Переменные
издержки (заработная плата рабочим,
стоимость комплектующих и т.д.
Постоянные издержки 20000$
Максимальный
объем выпуска продукции, при
котором достигается
хо = 20000$ / (5000$ - 4000$) = 20 (изделий).
Период, за который должно быть произведено ( и реализовано) хо изделий, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.
Используя уравнение (2) мы также можем определить какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную величину прибыли. Так, для того чтобы фирма Experimental Electronics Inc. Получила прибыль в размере 10000$, необходимо произвести:
х = (10000$ + 20000$) / (5000$ - 4000$) = 30 (изделий).
II. Маржинальный доход.
Метод маржинального дохода есть модификация предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. В нашем примере маржинальный доход равен:
5000$ - 4000$ = 1000$ на единицу.
Тогда формула (2) может быть переписана в виде:
а для определения объема производства с заданной прибылью:
Таким образом, в точке безубыточности финансовый отчет может быть представлен в следующем виде (используя термины маржинального дохода):
Всего, $ На единицу, $
Выручка 5000$ * 20 единиц 100000 5000
Переменные расходы 4000$ * 20 единиц 80000 4000
Маржинальный доход 20000 1000
Постоянные расходы 20000 1000
Чистая прибыль 0 0
III. Графический метод.
Два рассмотренных ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:
Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:
Заметим, что на этом графике линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.
Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками выручки и общих затрат:
Заметим, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам.
Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.
Перейдем теперь к обсуждению тех допущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальным экономическим данным. Все три метода относятся к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж.
Прежде всего необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная нами при описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает прежде всего из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, и т.д.
Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:
1. Поведение
общих затрат и выручки жестко
определено и линейно в
2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные. О различных подходах к классификации затрат более подробно будет сказано в следующем параграфе.
3. Постоянные
расходы остаются независимыми
от объема в пределах области
релевантности. Очень важное
Информация о работе Концепция безубыточности в современной экономической теории