Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Роль конкуренции в развитии рыночной экономики …….…..7
Понятие и сущность конкуренции ………………………….……7
Конкурентоспособность товара ………………………………….10
Виды конкуренции ……………………………………………….12
Совершенная конкуренция …………………………………..….12
Монополистическая конкуренция ………………………….…..15
Олигополия ………………………………………………….……18
Роль конкуренции в развитии экономики ……………………...22
Глава 2.Взаимосвязь монополии и конкуренции ……………….….…24
2.1. Понятие, сущность и виды монополии …………………….….….24
2.2. Конкуренция и монополия …………………………………………27
2.3.Антимонопольное регулирование ……………………………....…29
Заключение ……………………………………………………….……...35
Список использованных источников …………………………….……38

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Конкуренция - это поистине «война всех против всех». На рынке всеобщее сражение ведется на три «фронта». Первый фронт среди продавцов. Все они хотят продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда даже применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной14.

Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. В исходе всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством.

Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены. Конкуренция среди продавцов, покупателей и между ними выступает решающей силой, которая вызывает центростремительное движение рыночной цены к уровню равновесной ситуации. Очевидно, что в свободно развивающемся рыночном хозяйстве закон стоимости может действовать единственно возможным способом - через колебания конкуренции и соответствующие этому изменения соотношения спроса и предложения, а, в конечном счете - приближения рыночной цены к равновесному уровню.

В рыночном хозяйстве конкуренция является не только ценообразующим фактором, но и заставляет производителей товаров и услуг обращать больше внимания на качество продукции. Только на качественный товар можно поднять цену и спрос на него только увеличится. Ведь многие люди предпочитают качество цены.

Таким образом, конкуренция является главным ценообразующим фактором регулирующим производство товаров и выпуск их в общее пользование.

 

ГЛАВА 2.ВЗАИМОСВЯЗЬ МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИИ

2.1.Понятие, сущность и виды  монополии

 

Монополия  - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий15.

1.С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

-В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

-В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.). Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости  от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

-Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная  система. Под патентом подразумевается  свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские  права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

-Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

-создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

-ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

-создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

-применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

-«забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей контролировать конкретный рынок.

Монопольное положение  на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок  основную массу продукции данного  вида; с другой стороны, крупное предприятие  может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем объеме рыночного предложения невелика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Конкуренция и монополия

 

Конкуренция неразрывна со своей противоположностью - монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и реализации товаров16.

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке. Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке.

Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция - монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вмести с ней, что обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция – монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей17.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок.

Итак, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства какого-либо товара в руках единственной фирмы. Однако с другой стороны можно сказать, что: конкуренции противоречит монополии. Понятие «монополия» означает исключительное право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Антимонопольное регулирование

 

Конкуренция  есть  самое   эффективное   средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества. Когда же предприниматели  заключают между собой гласное (или  негласное) соглашение о разделе  рынка  или  уровня  цены,  то  потребители  вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления.  Цены  в  этих случаях  становятся  искусственно  высокими,  и  не  все  покупатели  могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах.  Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие  спроса  и предложения, что приводит  к нерациональному использованию и без того  ограниченных производственных ресурсов общества18.

Чтобы избежать  этих  негативных  явлений,  государство  вмешивается  в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование; оно в   себя:   административный контроль  над  монополизированными  рынками,  организационный  механизм   и антимонопольное законодательство.

Административный  контроль монополизированных рынков объединяет  способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в  частности, финансовые  санкции,  применяемые  в   случае   нарушения   антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма,  уличенная  в  систематическом использовании    методов     нечестной     конкуренции     и     проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не  затрагивая  монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то,  чтобы  сделать  монополистическое  поведение  для   крупного   бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот  - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры  лицензирования,  оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами  монополий, и т.д19.

Наиболее эффективной  и развитой формой  государственного  регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство.  Его  цель  - регулирование структуры отрасли  через  запрещение  предполагаемых  слияний крупных фирм, если оно ведет к  существенному  ослаблению  конкуренции  или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не  отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

Идеальной с  точки зрения экономиста, была бы антимонопольная  политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей  путем  защиты  и усиления конкуренции, но никто из экономистов не  стал  бы  утверждать,  что попытка сделать все рынки совершенно  конкурентными  была  бы  реалистичной. Существующие  антимонопольные   законы   подобно   всем   другим   готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

С  помощью  государственного  регулирования   экономики   и   различных антимонопольных мероприятий официального и  неофициального  характера  можно достигнуть того,  чего  не  могут  обеспечить  автоматически  действующие  в условиях   свободной   конкуренции   факторы,   противодействующие   влиянию монополий или уравновешивающие их.

В настоящее  время возрастает значение антимонопольной  и конкурентной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики. Практика применения законодательства, регулирующего вопросы развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходимые основы для решения этих задач. Предстоит существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики.

Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации  и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.

Необходимо  регулирование со стороны антимонопольных органов процессов аккумулирования в руках отдельных инвесторов контроля за большинством предприятий одной отрасли, то есть предотвращение создания новых частных монопольных структур или усиления существующего монополизма. В частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть предусмотрены нормы, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов сбыта исключительно в интересах зарубежных конкурентов. При этом также должны быть предусмотрены меры, способствующие поддержанию определенного уровня занятости на территории страны20.

Значительная  роль отводится законодательству, регулирующему  конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.

Информация о работе Конкуренция и монополия