Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:05, курсовая работа
Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Роль конкуренции в развитии рыночной экономики …….…..7
Понятие и сущность конкуренции ………………………….……7
Конкурентоспособность товара ………………………………….10
Виды конкуренции ……………………………………………….12
Совершенная конкуренция …………………………………..….12
Монополистическая конкуренция ………………………….…..15
Олигополия ………………………………………………….……18
Роль конкуренции в развитии экономики ……………………...22
Глава 2.Взаимосвязь монополии и конкуренции ……………….….…24
2.1. Понятие, сущность и виды монополии …………………….….….24
2.2. Конкуренция и монополия …………………………………………27
2.3.Антимонопольное регулирование ……………………………....…29
Заключение ……………………………………………………….……...35
Список использованных источников …………………………….……38
Следует подчеркнуть, что эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ.
Унаследовав от централизованной экономики монополизм - это монополизм особого рода. Во-первых, он был всеобъемлющим, включая производство, распределение, обмен и потребление. Во-вторых, монополизм российской экономики сформировался не в результате действия, поглощения, слияний или сговора между предприятиями, а сознательно как способ оптимизации распределения ресурсов на основе экономии от масштаба производства. Следовательно, российский монополизм имел не производственную, а управленческую природу. Для хозяйствующих субъектов такой монополизм оборачивался: безальтернативностью экономического поведения, жестко фиксированного централизованным планированием; натурально-хозяйственной замкнутостью; не реализуемостью имеющихся монопольных преимуществ из-за централизации доходов в бюджете. Следовательно, у нас была создана государственная экономика, а не экономика с монополизмом хозяйствующих субъектов. Поэтому демонополизация российской экономики, прежде всего, означает ее разгосударствление путем, во-первых, демонтажа административно-командной системы управления, и, во-вторых, изменение мотивационного поведения субъектов экономики посредством формирования инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию механизма. Третий элемент демонополизации - закрепление правовых основ, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота21.
Особое место в демонополизации экономики занимает проблема крупных предприятий, с раздроблением которых часто связывают преодоление монополизма в российской экономике. Раздробление крупных фирм может способствовать активизации конкуренции в отрасли за счет автономизации структурных звеньев.
Проведенная под флагом демонополизации экономики законодательная поддержка центробежных тенденций уже обернулась для российской экономики отрицательными последствиями. Во-первых, был утрачен контроль над целостным производственно - распределительным циклом. Разрыв хозяйственных связей при отсутствии налаженной снабженческо-сбытовой сети привел к тому, что одни предприятия столкнулись с проблемой обеспечения производства необходимыми ресурсами, другие же - с проблемой сбыта. Во-вторых, в результате сужения хозяйственной базы упала концентрация финансовых ресурсов и снизилась возможность маневрирования ими, что привело к ухудшению финансовой устойчивости предприятия. В-третьих, автономизация промежуточных обернулась усилием монопольных проявлений в виде ценового диктата.
Таким образом, приемлемость раздробления предприятий как способа решения проблем монополизма в российской экономике далеко не однозначна. При этом следует иметь в виду, что монополизм как форма рыночной власти кроется не в размерах предприятия, а в его положении на рынке. Даже небольшое предприятие может быть монополистом, крупное же, наоборот, - совершенным конкурентом. Поэтому корень вопроса не в крупных предприятиях, а в том, что производство той или иной продукции сконцентрировано у одного производителя.
Следовательно, выход следует искать не в разукреплении существующих производителей, а в создании для них конкурентов путем диверсификации производства продукции, создания новых производств аналогичной продукции и обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить следующее.
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенной конкуренции фирма обладает известным контролем.
Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.
Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.
Значение конкуренции нельзя переоценить. Конкуренция является «благом» для общества в целом, ибо именно конкуренция заставляет производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п.
Цель монополии
– получение максимально возмож
Роль монополии в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая это,
государство старается
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
Учебная и научная литература
1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М., 1986. – С. 35.
2 Арментано Д.Т. Антитраст против конкуренции.– М.: Ирисэн, 2008. – С. 10.
3 Портер М. Конкуренция. Пер с англ.– М.: Вильямс, 2010. – С. 345.
4 Арментано Д.Т. Антитраст против конкуренции.– М.: Ирисэн, 2008. – С. 13.
5 Булатов А. С. Экономика. / - М.: Бек, 2002. – С. 248.
6 Хохлов Д.В. Конкурентное право здесь и сейчас.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – С. 109.
7 Портер М. Конкуренция. Пер с англ.– М.: Вильямс, 2010. – С. 351.
8 Булатов А. С. Экономика. / - М.: Бек, 2002. – С. 253.
9 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М., 1998. – С. 167.
10 Портер М. Конкуренция. Пер с англ.– М.: Вильямс, 2010. – С. 381.
11 Камаев В. Д. Экономика и бизнес. - М.: Изд-во МГТУ, 2004. – С. 127.
12 Булатов А. С. Экономика. / - М.: Бек, 2002. – С. 278.
13 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. //Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 12.
14 Хохлов Д.В. Конкурентное право здесь и сейчас.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – С. 92.
15 Автономов В.С. История экономических учений: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006. – С. 196.
16 Дымшиц М.Н. Манипулирование покупателем. - М.: Омега-Л, 2004. – С. 168.
17 Борзило Е.Ю. Злоупотребление доминирующим положением: подход к проблеме в России и за рубежом. – М.: Статут, 2008. – С.153.
18 Борзило Е.Ю. Злоупотребление доминирующим положением: подход к проблеме в России и за рубежом. – М.: Статут, 2008. – С.146.
19 Борзило Е.Ю. Злоупотребление доминирующим положением: подход к проблеме в России и за рубежом. – М.: Статут, 2008. – С. 102.
20 Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика, 2007. – С. 408.
21 Автономов В.С. История экономических учений: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006. – С. 275.