Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Роль конкуренции в развитии рыночной экономики …….…..7
Понятие и сущность конкуренции ………………………….……7
Конкурентоспособность товара ………………………………….10
Виды конкуренции ……………………………………………….12
Совершенная конкуренция …………………………………..….12
Монополистическая конкуренция ………………………….…..15
Олигополия ………………………………………………….……18
Роль конкуренции в развитии экономики ……………………...22
Глава 2.Взаимосвязь монополии и конкуренции ……………….….…24
2.1. Понятие, сущность и виды монополии …………………….….….24
2.2. Конкуренция и монополия …………………………………………27
2.3.Антимонопольное регулирование ……………………………....…29
Заключение ……………………………………………………….……...35
Список использованных источников …………………………….……38

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в  значительной степени зависит от согласованности действий федеральных  органов исполнительной власти, в  том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ.

Унаследовав от централизованной экономики монополизм -  это  монополизм особого рода. Во-первых,  он  был  всеобъемлющим,  включая  производство, распределение, обмен и  потребление.  Во-вторых,  монополизм  российской экономики сформировался не в результате действия,  поглощения,  слияний  или сговора  между  предприятиями,  а   сознательно   как   способ   оптимизации распределения  ресурсов  на  основе  экономии   от   масштаба   производства. Следовательно,   российский   монополизм   имел   не   производственную,   а управленческую  природу.  Для  хозяйствующих  субъектов   такой   монополизм оборачивался:   безальтернативностью   экономического   поведения,    жестко фиксированного  централизованным  планированием;  натурально-хозяйственной замкнутостью; не  реализуемостью  имеющихся  монопольных  преимуществ  из-за централизации  доходов  в  бюджете.  Следовательно,  у  нас   была   создана государственная экономика,  а  не  экономика  с  монополизмом  хозяйствующих субъектов.  Поэтому  демонополизация  российской  экономики,   прежде   всего, означает   ее   разгосударствление   путем,   во-первых,    демонтажа административно-командной системы управления, и,  во-вторых,  изменение мотивационного  поведения  субъектов  экономики   посредством   формирования инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию механизма. Третий элемент  демонополизации   -   закрепление   правовых   основ,   исключающих монопольные действия государственных  органов  и  участников  хозяйственного оборота21.

Особое место  в  демонополизации  экономики  занимает  проблема  крупных предприятий,  с   раздроблением   которых   часто   связывают   преодоление монополизма  в  российской  экономике.  Раздробление  крупных  фирм   может способствовать активизации конкуренции  в  отрасли  за  счет  автономизации структурных звеньев.

Проведенная  под  флагом  демонополизации   экономики   законодательная поддержка центробежных тенденций уже обернулась  для  российской  экономики отрицательными последствиями. Во-первых, был утрачен контроль над целостным производственно - распределительным циклом. Разрыв хозяйственных связей при отсутствии налаженной снабженческо-сбытовой сети привел к тому, что одни предприятия столкнулись с проблемой обеспечения  производства  необходимыми ресурсами, другие же - с проблемой сбыта. Во-вторых, в  результате  сужения хозяйственной базы  упала  концентрация  финансовых  ресурсов  и  снизилась возможность  маневрирования  ими,  что  привело  к   ухудшению   финансовой устойчивости предприятия. В-третьих, автономизация промежуточных обернулась усилием монопольных проявлений в виде ценового диктата.

Таким  образом,  приемлемость  раздробления  предприятий  как   способа решения проблем монополизма в российской  экономике  далеко  не  однозначна. При этом следует иметь в виду, что  монополизм  как  форма  рыночной  власти кроется не в  размерах  предприятия,  а  в  его  положении  на  рынке.  Даже небольшое предприятие может  быть  монополистом,  крупное  же,  наоборот,  - совершенным конкурентом. Поэтому корень вопроса не в  крупных  предприятиях, а в том, что производство той или иной продукции сконцентрировано  у  одного производителя. 

Следовательно,  выход  следует  искать  не  в  разукреплении существующих  производителей,  а  в  создании  для  них  конкурентов   путем диверсификации   производства   продукции,   создания   новых    производств аналогичной  продукции  и   обеспечение   доступа   на   рынок   иностранных конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение следует  отметить следующее.

Большинство  рыночных  ситуаций  в  реальном  мире  занимают  промежуточное положение  между  крайними  случаями  совершенной  конкуренции   и   полной монополии. Полезно  время  от  времени  проводить  различия  между характерными чертами  чисто  конкурентного  рынка  и  особенностями  других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод  о том, что для того чтобы рынок  был совершенно конкурентным,  для  него должны выполняться следующие  условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него  и независимые решения со стороны  как  производителей,  так  и  потребителей.

Совершенный конкурент  не может воздействовать на сложившуюся рыночную  цену  товаров  и услуг. На несовершенно  конкурентных  рынках  в  противоположность  совершенно конкурентным продавцы могут повышать  цену  на  свои  продукты,  ограничивая свой выпуск.  Монополия  представляет  собой крайний случай  несовершенной конкуренции,  где имеется один   единственный   продавец   и   отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия  нарушает  процесс  ценообразования, относясь враждебно  к монопольной прибыли или же по другим  причинам,  может объявить  монополию  «общественно  полезным  предприятием»   и   установить контроль над ее ценами. Другими важными  типами  несовершенно  конкурентных рынков  являются  монополистическая   конкуренция   (множество   продавцов, легкость  вхождения  и  дифференциация  продукции)   и   олигополия   (мало продавцов, возможна  дифференциация  продукции  и  существуют  барьеры  для вхождения).  При  несовершенной   конкуренции   фирма   обладает   известным контролем.

Три   основных   дефекта   рынка    дают    экономическое    оправдание государственного  регулирования:  монопольная  власть,  внешние  факторы  и несовершенная информация. Государственное  регулирование  экономики  представляет  собой  систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями  и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

С  помощью  государственного  регулирования   экономики   и   различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального  характера можно достигнуть того,  чего  не  могут обеспечить  автоматически действующие в условиях   свободной   конкуренции   факторы,   противодействующие   влиянию монополий или уравновешивающие его.

Конкуренция выполняет  троякую роль. Во-первых, благодаря  соперничеству утверждаются общественно  нормальные условия производства и  обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому.  В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

Значение конкуренции  нельзя переоценить. Конкуренция является «благом» для общества в целом, ибо  именно конкуренция заставляет производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п.

Цель монополии  – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Роль монополии  в экономике двойственна. Положительная  сторона в том, что продукция  монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие  прибыли благодаря монопольно высокой  цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая это, государство старается противостоять  монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого  служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // СЗ РФ. 1994. № 2.
  2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (с изменениями).  // СЗ РФ. 1995. № 34. – Ст. 3426.
  3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 (в ред.от 26.07.2006). // БНА. 1992. № 2-3.
  4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. // СЗ РФ. 2006. № 12. – Ст.1232.

Учебная и научная  литература

  1. Автономов, В.С. История экономических учений: учебное пособие для студентов вузов. / В.С.Автономов. – М., 2006. – 507 с.
  2. Арментано, Д.Т. Антитраст против конкуренции. / Д.Т.Арментано. – М.: Ирисэн, 2008. – 198 с.
  3. Борзило, Е.Ю. Злоупотребление доминирующим положением: подход к проблеме в России и за рубежом. / Е.Ю.Борзило. – М.: Статут, 2008. – 224 с.
  4. Булатов, А.  С. Экономика. / Булатов А.С. - М.: Бек, 2002. – 360 с.
  5. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс. / Войтов А.Г. - М., 2006. – 513 с. 
  6. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика, 2007. – 735 с.
  7. Дымшиц, М.Н. Манипулирование покупателем / М.Н. Дымшиц. - М.: Омега-Л, 2004. - 252 с. 
  8. Камаев, В.  Д. Экономика и бизнес. / Камаев В.Д. - М.: Изд-во МГТУ, 2004. – 280 с.
  9. Портер, М. Конкуренция. Пер с англ. / М.Портер. – М.: Вильямс, 2010. – 592 с.
  10. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Дж.Робинсон. - М., 1986. – 380 с.
  11. Хайек, Ф. Конкуренция как процедура открытия. //Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 12.
  12. Хохлов, Д.В. Конкурентное право здесь и сейчас. / Д.В.Хохлов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 286 с.
  13. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции. / Э.Чемберлин. - М., 1998. – 410 с.

 

 

 

1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М., 1986. – С. 35.

2 Арментано Д.Т. Антитраст против конкуренции.– М.: Ирисэн, 2008. – С. 10.

3 Портер М. Конкуренция. Пер с англ.– М.: Вильямс, 2010. – С. 345.

4 Арментано Д.Т. Антитраст против конкуренции.– М.: Ирисэн, 2008. – С. 13.

5 Булатов А.  С. Экономика. / - М.: Бек, 2002. – С. 248.

6 Хохлов Д.В. Конкурентное право здесь и сейчас.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – С. 109.

7 Портер М. Конкуренция. Пер с англ.– М.: Вильямс, 2010. – С. 351.

8 Булатов А.  С. Экономика. / - М.: Бек, 2002. – С. 253.

9 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М., 1998. – С. 167.

10 Портер М. Конкуренция. Пер с англ.– М.: Вильямс, 2010. – С. 381.

11 Камаев В.  Д. Экономика и бизнес. - М.: Изд-во МГТУ, 2004. – С. 127.

12 Булатов А.  С. Экономика. / - М.: Бек, 2002. – С. 278.

13 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. //Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 12.

14 Хохлов Д.В. Конкурентное право здесь и сейчас.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – С. 92.

15 Автономов В.С. История экономических учений: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006. – С. 196.

16 Дымшиц М.Н. Манипулирование покупателем. - М.: Омега-Л, 2004. – С. 168.

17 Борзило Е.Ю. Злоупотребление доминирующим положением: подход к проблеме в России и за рубежом. – М.: Статут, 2008. – С.153.

18 Борзило Е.Ю. Злоупотребление доминирующим положением: подход к проблеме в России и за рубежом. – М.: Статут, 2008. – С.146.

19 Борзило Е.Ю. Злоупотребление доминирующим положением: подход к проблеме в России и за рубежом. – М.: Статут, 2008. – С. 102.

20 Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика, 2007. – С. 408.

21 Автономов В.С. История экономических учений: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006. – С. 275.

 


Информация о работе Конкуренция и монополия