Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

1. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.
2. Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
3. Платежеспособность определяет возможность предприятия своевременно расплачиваться по краткосрочным обязательствам с помощью ликвидных оборотных активов и одновременно продолжать бесперебойную деятельность

Содержание работы

1. Финансовый контроль: понятие, формы, методы 2
2. Государственный кредит: сущность, формы, управление 4
3. Оценка платежеспособности предприятия 13
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

1. Финансовый контроль: понятие, формы, методы

 

Финансовый контроль является формой реализации контрольной  функции финансов. Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных  с ними других вопросов хозяйственной  деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права  деятельность по проверке своевременности  и точности финансового планирования, обоснованности полноты поступления доходов в соответствующие фонды, правильности и эффективности их использования.

Субъективный состав финансового контроля: государственный, внутрихозяйственный, банковский, общественный, независимый.

Целями финансового контроля является:

- обеспечение эффективности и законности финансовой хозяйственной деятельности, предупреждение расточительности и бесхозяйственности,  выявление факторов хищения и злоупотребления, определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Под формой финансовый контроль понимается способы организации контрольных действий.

1.В зависимости от  времени совершения финансового контроля:

-Предварительный – производится до выполнения каких-либо финансовых мероприятий. Текущий (оперативный) – который производится в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Объектом текущего финансового контроля является документ, связанный с поступлением и распределением средств. Последующий проводится после совершения денежных операций путем анализа отчета и балансов, а также методом проверок и ревизий на предприятиях и организациях.

2. регламент осуществления:

-   Обязательный (внешний); Инициативный (внутренний).

3. объекты контроля:

Бюджетный; За внебюджентыми  фондами; Налоговый; Валютный; Кредитный; Страховой; Инвестиционный;  Таможенный; За денежной массой.

Метод финансового контроля – приемы и способы его осуществления: наблюдение, проверка, анализ, обследование, ревизия.

- Наблюдение - общественное ознакомление с составом финансовой деятельности финансового контроля. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проявляется на месте с использованием балансов, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и устранения их последствий. Обследование проводится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что отличает его от проверки используется опрос и анкетирование. Анализ нацелен на выявление нарушений и их устранение. Проводится на базе квартальной или годовой отчетности и отличается системным, пофакторным подходом с использованием средних и относительных величин, группировок, индексов. Ревизия проводится с целью установления правильности и законченности финансовой операции на конкретном объекте. Основывается на первичных документах, бух.отчетности, планах, сметах на отдельные виды работ, фактическое наличие ценных бумаг. Как правило, они проводятся на основе заранее разработанной программы.

Ревизии подразделяются:

По времени осуществления:

- плановая ревизия должна проводится в производственной сфере не реже одной проверки в год, а в непроизводственной сфере – два раза в год; внеплановая.

По обследуемому периоду  деятельности:

- фронтальная (полная) проверяется вся финансовая деятельность за определенный период; выборочная (частичная) представляет собой проверку за определенный период.

По объему ревизируемой деятельности:

Комплексная – проверяется  фин.деятельность в различных отраслях с участием ревизоров различных  органов. Тематическая – проверка конкретной сферы фин.деятельности.

Финансовый контроль в современной экономике РФ имеет  следующие виды:

- государственный контроль за правильностью использования бюджетных средств в соответствии с принятым законодательством, а также постановлениями представительных органов местного управления;

-контроль за хозяйствующими субъектами со стороны налоговой инспекции;

- принятие превентивных мер по выявлению финансовых налоговых нарушений государственной налоговой полицией;

- контроль ЦБ России за деятельностью коммерческих банков;

- контроль коммерческих банков за деятельностью хозяйствующих субъектов, счета которых находятся в банке, а также контроль за возвращением ими полученных кредитов и правильностью их использования.

2. Государственный кредит: сущность, формы, управление

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными  государственными фондами и входит в число основных способов привлечения  государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит — это совокупность экономических  отношений,

складывающихся между  государством, с одной стороны, и  юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений.

Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда. В условиях  сбалансированного бюджета это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного назначения,  без ожидания поступления обычных доходов.

Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к серьезным негативным последствиям. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций. Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

Целесообразность использования  государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства  и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными  последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п. Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита. Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских

ресурсов к финансированию правительственных расходов.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  – финансов и кредита,  несёт  черты тех  и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершённое производство, то при заимствовании средств государственным обеспечением кредита служит всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо её доход. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях часто имеет чётко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию  государственного кредита осуществляется  формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заёмщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счёт позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с её помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счёт государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления  в действие начинает приносить прибыль, за счёт которой и погашается заём. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счёт военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещением новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным, называется рефинансированием государственного долга. Усиление тяжести налогового бремени, вызванного заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заёмщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая функция государственного  кредита заключается в том,  что, вступая в кредитные отношения,  государство вольно или невольно  воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются  производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.  В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже  государственных ценных бумаг или  выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности  коммерческих банков в стране.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция  государственного кредита  имеет  следующие  особенности:

1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"