Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Деньги в своем развитии выступали в двух ви¬дах: полноценные деньги и знаки стоимости (за¬местители действительных денег).
Полноценные деньги — деньги, у которых но¬минальная стоимость (обозначенная на них сто¬имость) соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Ме-таллические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучные, затем весо¬вые.

Содержание работы

1.Различия в характеристике роли полноценных денег и знаков стоимости …………………………………………………………………...3
2.Проблемаы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков…………………………….………………………………………...11
3.Список литературы………………………………...……………………

Файлы: 1 файл

Деньги кредит банки.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

     В начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин существенно расширили круг операций, отдавая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получили развитие и новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере усиления конкуренции между самими коммерческими банками и между банками и другими кредитно-финансовыми институтами. В некоторых странах были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).

     Таким образом, практика функционирования зарубежных банков свидетельствует, что наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности важно также выделить уровень менеджмента, его маркетинговую активность. В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно. Подтверждением данного тезиса служит/например, тот факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менеджмента в банке.

     Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным ее направлениям, в том числе: управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, управление ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающий момент в менеджменте - правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов и методов ее достижения.

     Под стратегией коммерческого банка понимается учение о наиболее эффективной его деятельности. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

     Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно также выделить качество и квалификацию: менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в своем развитии прежде всего благодаря налаженному менеджменту и маркетингу.

     Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основные мотивы банковского маркетинга включают удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

     В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает:

• выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг;

• выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;

• установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;

• предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.

     Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки приступают к оказанию и нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта, кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных материалов. В борьбе за клиента многие банки делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. К числу наиболее устойчивых тенденций в сфере банковских операций в развитых странах следует отнести расширение числа банков, комплексно обслуживающих все типы клиентов. Все больше банков стремится к непосредственному контакту с клиентами путем личного общения работника с клиентом или с помощью различных средств связи: почтовой корреспонденции, телефона, факсимильных и телексных коммуникаций и др.

     Наряду с банками предложение банковских услуг на рынке осуществляют различные финансово-кредитные институты, но основными действующими лицами на рынке банковских услуг выступают коммерческие банки, в особенности банки-лидеры, цели функционирования которых определяются прежде всего с позиции их доходности и ликвидности.

     Термин «ликвидность» (от лат. liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в Центральном банке РФ или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, другие долговые инструменты.

     Термин «платежеспособность» несколько шире, он включает не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.

     Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками - по выплате депозитов, акционерами - по выплате дивидендов, государством - по уплате налогов, персоналом - по выплате заработной платы).

     Ликвидность для коммерческого банка выступает, как способность банка обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.

     Ликвидность - важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы могут своевременно преобразовываться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов. Структура ликвидных активов банка имеет вид:

• денежная наличность в кассе банка (рубли и иностранная валюта);

• драгоценные металлы;

• остатки средств на корреспондентском счете в Центральном банке РФ;

• ценные бумаги правительства;

• ссуды, предоставленные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней;

• другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки.

     Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности.

     В современной экономической литературе существуют два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». «Запас» характеризует ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.

     Как «поток» ликвидность оценивается за определенный период времени либо на перспективу. При этом ликвидность как запас представляет собой узкий подход. Следует иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока» повышенное внимание уделяется возможности обеспечения обращения менее ликвидных активов в более ликвидные, а также притоку дополнительных средств, включая получение займов. Наибольшее значение приобретает не только оценка ликвидности - «потока», но и оценка ликвидности - «прогноза».

     Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно в системе рассматривать стационарную ликвидность («запас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность («прогноз»). ' На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на макроэкономические и микроэкономические.

     К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, можно отнести: геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране: совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности; структуру и стабильность банковской системы; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг.

     Кроме того, на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывают влияние микроэкономические факторы, из которых к числу основных можно отнести: ресурсную базу коммерческого банка, качество инвестиций, уровень менеджмента, а также функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.

     Следует отметить, что факторы влияют в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в их отдельных группах, так и между группами.

     В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется на первичный и вторичный. Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник ликвидности банка. При этом в балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Доля первичных резервов оценивается отношением наличных активов к сумме вкладов или к сумме всех активов. Вторичные резервы ликвидности - высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг и в некоторых случаях - средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов - служить источником пополнения первичных резервов.

     Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности. Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспечению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности.

     Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике - это опасность (возможность потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков служит их регулирование, т.е. поддержание оптимальных соотношений ликвидности и платежеспособности банка .в процессе управления его активами и пассивами.

     Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высоко-рисковыми операциями.

     Политика банка должна заключаться в том, чтобы достичь равновесия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе, или краткосрочное равновесие, представляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность, и наоборот: чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной перспективе, или долгосрочное равновесие, предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база. Наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк, меньше его капитальная платежеспособность.

     Более устойчивые в финансовом отношении банки, заботящиеся о своей ликвидности и платежеспособности, предлагают процент по вкладам не выше среднеотраслевого. Высокий процент по срочным вкладам и депозитам физических и юридических лиц свидетельствует прежде всего о том, что коммерческий банк обладает нестабильной ресурсной базой, недостаточной для эффективных кредитных вложений. Такой банк старается расширить и стабилизировать свои ресурсы путем привлечения сторонних депозитов, предлагая вкладчикам повышенную процентную ставку. Но привлечение ресурсов по повышенной процентной ставке предполагает и осуществление вложений под более высокий процент, т.е. вложения, как правило, более рисковые, и вкладчики вместо прибыли могут потерять и сам депозит в случае краха банка.

     Доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. С одной стороны, руководство банка, акционеры (пайщики) последнего заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т. п. Однако подобные действия неизбежно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и в конечном счете к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, с другой стороны, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость банковской системы в целом.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"