Контрольная работа по "Финансом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:36, реферат

Описание работы

1. Что представляет собой процесс управления финансами?
2. Какие главные задачи стоят перед государственным и негосударственным финансовым контролем?
3. Роль государства в управлении банковской системой?
4. Каким образом происходит распределение прибыли на предприятии?
5. Роль налоговых и неналоговых льгот в развитии некоммерческого сектора.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

1. Что представляет собой  процесс управления финансами?

Управление финансами  — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована  только при научной организации  процесса управления финансами.

По своему содержанию процесс  управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных  для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы  финансовых отношений - это законодательно оформленные в виде нормативных  актов объективные финансовые отношения (например, финансовые отношения государства  с предприятиями организованы в  формах различных налогов, положений  о государственном финансировании и т.п.). Из содержания процесса управления финансами видно, что финансы  могут быть как объектом, так и  субъектом управления.

Объектом управления финансы  являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы  являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

В управлении финансами, как  и в других управленческих системах, выделяются субъекты и объекты управления:

Объекты - разнообразные  виды финансовых отношений;

Субъекты - финансовые органы.

Целью управления финансами  является достижение финансовой устойчивости и независимости, проявляющихся  в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты и, в конечном счете, в сочетании  экономических интересов государства  и всех членов общества.

Можно выделить следующие  элементы управления финансами:

• финансовое планирование, назначение которого сводится к разработке системы финансовых планов экономического и социального развития страны, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов и соответствующих финансовых отношений на основе научного обоснования процесса движения финансовых ресурсов на определенный период;

• прогнозирование, имеющее концептуальное значение, так как на его основе разрабатываются и формируются возможные сценарии формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом концепций развития финансовых отношений, в результате чего определяются конкретные программы по решению наиболее острых социальных и экономических проблем;

• финансовое регулирование, направленное на формирование и поддержание конкурентной среды, стимулирующей экономическое развитие и ограничение монополизации рынка;

• финансовый контроль, сущность которого сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм действующего законодательства, выявлению и предотвращению возможных нарушений и разработке предложений по совершенствованию нормативной, правовой и законодательной базы с целью обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы;

• финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации;

• система методов мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающая совершенствование и развитие рациональных форм изъятия части доходов, получаемых субъектами экономики для реализации целей государства.

Организация процесса управления финансами включает в себя три основные стадии:

При реализации первой стадии осуществляется выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование - финансовое право, положения которого направлены на создание определенного  финансового механизма.

Различают два основных метода организации форм финансовых отношений: наделение форм финансовых отношений  финансовыми стимулами, которые  представляют собой возможность  той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъектов экономики  с целью заинтересовать их в наилучших  результатах своей работы (примером подобного финансового стимулирования могут служить предоставляемые  налоговые льготы); наделение форм финансовых отношений нормативами (тарифы, ставки), обеспечивающими реальность и результативность мер финансового  воздействия на экономические процессы.

Вторая стадия заключается  в практическом применении (реализации) форм финансовых отношений - финансовая деятельность, включающая в себя составление  и исполнение финансовых планов и  прогнозов с целью определения  источников и оптимального объема денежных доходов, их рационального распределения  и использования и выявления  возможностей увеличения доходов и  сокращения расходов.

На третьей стадии управления финансами проводится финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными  органами, главной функциональной задачей  которых является не только проверка соблюдения установленных форм и  методов финансовых отношений, но и  подготовка обоснований для их совершенствования, в результате изучения их эффективности.

 

2. Какие главные задачи стоят перед государственным и негосударственным финансовым контролем?

Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными  органами, с целью контроля за соблюдением норм права в процессе движения финансовых ресурсов.

Цель финансового контроля заключается в своевременном  получении информации о ходе процесса управления финансами на макро и  микро уровне, о выявленных нарушениях для принятия ответных управленческих действий. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

·  проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и  органами местного самоуправления, организациями  и гражданами;

·  проверке правильности использования государственными и  муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном  управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

·  проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

·  выявлении внутренних резервов производства;

·  устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины

В случае их выявления в  установленном порядке принимаются  меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального  ущерба государству, организациям, гражданам.

Процесс финансового контроля включает в себя 4 этапа:

1.  Планирование финансового  контроля, которое предполагает  определение объекта, целей, задач  и форм контроля, формирование  набора количественных и качественных  показателей.

2.  Проведение финансового  контроля – это сбор оперативных  данных, характеризующих состояние  объекта контроля и их предварительная  оценка.

3.  Систематизация результатов  контроля – обобщение и упорядочение  полученной информации по определенным  критериям и составление отчетности.

4.  Реализация результатов  контроля предполагает доведение  принятых по результатам контроля  решений до всех заинтересованных  лиц, выработку и проведение  мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостачи. Финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами. Система финансового контроля в странах с развитой экономикой, как правило, включает следующие элементы:

ведомство главного - аудитора (счетная палата) с подчинением  не непосредственно парламенту или  президенту страны, главная цель этого  ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с  подчинением правительству или  министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

Контролирующие структуры  в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых - поиск путей  снижения издержек и максимизации прибыли.

Непосредственным предметом  проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

3. Роль государства в  управлении банковской системой?

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков. Надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора: Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка, Департамент банковского надзора и Управление инспектирования коммерческих банков.

Для осуществления банковского  надзора контролирующие органы должны обладать достаточными полномочиями. В частности, запрашивать у банка  информацию, проверять отчетность на месте, ставить вопросы и требовать  ответа, иметь права и возможности  маневра в принятии решений, включая  закрытие банка, если это необходимо. При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка.

4. Каким образом происходит распределение прибыли на предприятии?

Предприятия имеют право  использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая 'подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям, в соответствии с законодательством. Таким образом, возникает необходимость  в четкой системе распределения  прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий  и организаций. Распределение - это  направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Объектом распределения  является валовая прибыль предприятия. Законодательно распределение прибыли  регулируется в той ее части, которая  поступает в бюджеты разных уровней  в виде налогов и других обязательных платежей. В процессе распределения валовая прибыль предприятия уменьшается на сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; дивидендов, полученных по акциям, принадлежащих данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества. Затем из валовой прибыли исключается сумма прибыли, по которой установлены налоговые льготы. После этих операций валовая прибыль становится объектом налогообложения и считается налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. После уплаты всех налогов и сборов у предприятия ос- тается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль остается в полном распоряжении предприятия. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль используется для уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся; расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы и т.д. Предприятие направляет прибыль, которая осталась в его распоряжении, на социальные и потребительские нужды. Из этой прибыли выплачиваются премии, единовременные пособия и поощрения пенсионерам и ветеранам, надбавки к пенсиям; производятся расходы по оплате дополнительных отпусков, материальной помощи, оплате жилья; происходит оплата питания, компенсации удорожания стоимости питания и т.д. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, также служит источником финансирования различных штрафов и санкций в тех случаях, если предприятие нарушило действующее законодательство.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансом"