Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:13, контрольная работа
1. Роль и значение кредита в развитии АПК России
2. Российская практика государственной поддержки кредитования предприятий АПК
3. Состояние рынка кредитования АПК по результатам реализации федеральной и региональной программ развития на конец 2011 года
4. Государственная поддержка кредитования АПК в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
1. Роль и значение кредита в развитии АПК России
Сельское хозяйство —
это сфера высокого риска, поэтому
работать с агропромышленным комплексом
всегда непросто. На деятельность агропредприятий
оказывают влияние и природно-
Задолженность и структура
задолженности
Таблица №1.1
Показатели |
На конец 2010 года | |
сумма, млн. руб. |
к итогу, % | |
Суммарная задолженность по обязательствам: |
1206089 |
100 |
в т.ч. кредиторская задолженность |
307936 |
47,5 |
задолженность по кредитам банков и займам |
898153 |
52,5 |
Просроченная суммарная задолженность по обязательствам: |
36542 |
100 |
в т.ч. кредиторская задолженность |
25809 |
85,9 |
задолженность по кредитам банков и займам |
10733 |
14,1 |
Таким образом, стабилизация и развитие агропромышленного производства области невозможны без активной кредитной политики, то есть удовлетворения потребностей сельских товаропроизводителей в долгосрочных и краткосрочных средствах.
Сельскохозяйственный кредит – это особая форма кредитных отношений в экономике, характеризующаяся предоставлением денежных средств различным категориям сельскохозяйственных производителей банками и небанковскими институтами в основной и оборотный капитал в сочетании с государственным регулированием.
Сегодня предприятия агропромышленного
комплекса привлекают кредиты как
для обеспечения текущей
В настоящее время кредиты
стали недоступны большинству
Принимая решение о предоставлении кредита, банк рассматривает проекты, исходя из их экономической эффективности. Немаловажный факт — платежеспособность заемщика. Поэтому банк также оценивает источники финансирования для уплаты процентов по запрашиваемому кредиту до выхода проекта на окупаемость. С невыполнением этих условий может быть связан отказ в предоставлении кредита. Основные причины для отказа в кредите — наличие не связанных с сезонностью убытков и низкий уровень собственного капитала предприятия. Также при выдаче кредитов банки сталкиваются с такими трудностями, как высокая кредитная нагрузка и слабая залоговая база у аграрных предприятий. В некоторых случаях банки не отказывают клиенту в кредите, даже если предприятие не соответствует заявленным требованиям. В таком случае клиенту предлагают индивидуальные параметры сделки.
2. Российская практика
Формирование адекватной рыночным отношениям системы кредитования в АПК возможно лишь при совместных усилиях государства, финансово-кредитных учреждений и самих организаций, то есть необходимо создать специальные условия для обеспечения финансовой устойчивости и кредитования сельского хозяйства. В 1990-х гг. такие условия еще не были созданы: доля убыточных сельскохозяйственных организаций в 1996 г. составляла 79 % , уровень рентабельности по всей деятельности с учетом дотаций и компенсаций - (-21 %). При таком положении коммерческий кредит был недоступен для большинства предприятий отрасли: доля долгосрочных заемных средств составляла всего 1,2 % в валюте баланса, просроченная краткосрочная кредиторская задолженность - 42 % от ее общей величины. Такое близкое к катастрофическому положение отрасли длилось несколько лет. За это время сработали как законы рынка - выживает сильнейший, так и помощь государства. В 2002 г. вступил в силу федеральный закон 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”, представивший комплекс мер, направленных на реструктуризацию долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, в начале 2000-х гг. было введено субсидирование процентных ставок по целевым кредитам, определившее дальнейшее развитие системы сельскохозяйственного кредита на весь последующий период. В результате к 2005 г. положение значительно улучшилось: упрочился рост валовой продукции, рентабельность по всей деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом дотаций и компенсаций составила +8 %, доля убыточных хозяйств снизилась до 41%.
В результате широкой практики банкротств с последующим созданием новых (без долгов) предприятий имущество оформлялось в собственность юридически, что способствовало формированию залоговой базы. Было положено начало созданию агрохолдингов, привлечению инвесторов из несельскохозяйственных сфер деятельности. В то же время достигнутых результатов было недостаточно. Отрасли по-прежнему нехватало доступных заемных средств для масштабного развития.
Важнейшим шагом в развитии аграрной политики России стал Приоритетный национальный проект “Развитие АПК” (2006-2007), в котором мера субсидирования процентной ставки стала основной по двум из трех направлений проекта - ускоренного развития животноводства и стимулирования развития малых форм хозяйствования. Из федерального бюджета субсидировались затраты на уплату процентных ставок по целевым кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а по кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования, - в размере 95 % ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Наряду с выделением финансирования были установлены конкретные целевые показатели достижения целей, в том числе такие, как объем привлеченных кредитов, число созданных сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Минсельхоз России впервые стал отвечать за эти показатели перед Правительством РФ. Включился административный ресурс, была развернута широкомасштабная компания в регионах. Основным агентом государства по кредитной поддержке агропромышленного сектора был назначен ОАО “Россельхозбанк”, созданный при непосредственном участии государства. В уставный капитал банка практически ежегодно перечисляются значительные бюджетные средства для реализации этой цели.
В результате осуществления приоритетного национального проекта был достигнут самый значительный рост привлеченных кредитов в отрасль. По расчетам Минсельхоза РФ, по объемам вновь привлеченных субсидируемых инвестиционных кредитов в 2007 г. по сравнению с 2005 г. произошел рост в 9,9 раза (за 2 года - 251 млрд. руб.), по малым формам - в 287 раз (86 млрд. руб. за 2 года), было создано 1090 кредитных кооперативов. В 2008-2010 гг. работа в этом направлении была продолжена в рамках раздела “Достижение финансовой устойчивости” Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее - Госпрограмма).
Субсидирование процентной ставки является основным инструментом поддержки финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в Госпрограмме и самым значимым по выделяемому финансированию: в 2010 г. из федерального бюджета на нее было выделено 69,5 млрд. руб., что на 14 % больше, чем предусмотрено, в то время как финансирование остальных мер сократилось на 33 % по сравнению с планом. Такое сокращение произошло не случайно, но стало необходимым из-за быстрого нарастания долгосрочных обязательств государства по субсидированию переходящих инвестиционных кредитов при одновременном бурном росте объема субсидируемых краткосрочных кредитов (займов) (см. рисунок). Свою роль в росте обязательств государства сыграла возможность пролонгировать, дофинансировать и брать кредиты на рефинансирование уже взятых кредитов (займов) с одновременным распространением на них и субсидирования в рамках антикризисных мер и мер по борьбе с засухой 2009-2010 гг.
Всего в 2010 г. к субсидированию было принято 1063,3 млрд. руб. заемных средств, при этом средств федерального бюджета в 2010 г. Всего по Госпрограмме было выделено меньше запланированного, - 110,7 млрд. руб. вместо 120 млрд. руб. Ни по одному другому мероприятию Госпрограммы у государства не возникает переходящих обязательств, поэтому их финансирование сокращалось. Таким образом, программа субсидирования процентных ставок, несмотря на ее важность, приобрела гипертрофированное значение в структуре государственной поддержки.
Условия субсидирования в Госпрограмме различны для инвестиционных, краткосрочных кредитов (займов) и кредитов (займов) для малых форм хозяйствования. Условия, включая целевое назначение субсидируемых кредитов (займов), устанавливаются в ежегодно корректируемом постановлении Правительства РФ. Субсидируются только кредиты, полученные в российских кредитных организациях, и займы, полученные в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
С 2009 г. за счет средств федерального бюджета по инвестиционным и краткосрочным кредитным договорам (договорам займов) возмещение выплачивалось в размере 80% ставки ЦБ РФ. Софинансирование по этим кредитам (займам) из региональных бюджетов определено в пределах 20% ставки ЦБ РФ, за исключением кредитов на техническую и технологическую модернизацию сроком до 10 лет, там размер софинасирования установлен строго в 20 % ставки ЦБ РФ. Кроме того, для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса крупного рогатого скота и молока (за исключением граждан, ведущих ЛПХ, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), ставки возмещения выше.
Таблица №2.1
Объёмы субсидируемых заемных средств и выплаченных субсидий за 2010 год
Вид кредита |
Фактически субсидировалось заемных средств, млрд. руб. |
Перечислено субсидий из бюджетов, млрд. руб. |
Средний размер кредита на договор, млн. руб. | |
из федерального |
из регионального | |||
Инвестиционный |
589,3 |
45,1 |
8,4 |
60 |
Краткосрочный |
440,7 |
17,7 |
3,2 |
12,6 |
Кредиты для малых форм хозяйствования: |
50,8 |
6,1 |
- |
1,5 (КФХ) |
Итого: |
1080,8 |
68,9 |
11.6 |
Инвестиционные кредиты (займы). Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам направлено на обновление и модернизацию основных фондов сельского хозяйства. Фактически в 2010 г. субсидировалось 589,3 млрд. руб. инвестиционных заемных средств, или 55 % от всех субсидируемых кредитов (займов), включая взятые малыми формами хозяйствования. В 2010 г. по инвестиционным кредитам было перечислено заемщикам 45,1 млрд. руб. субсидий из федерального и 8,4 млрд. руб. из регионального бюджетов. Объемы привлеченных инвестиционных кредитов в 2010 г. практически восстановились до уровня 2008 г., когда последствия финансового кризиса еще не успели проявиться в полной мере. В то же время привлеченные объемы заемных средств были ниже плановых индикаторов. Это объясняется определенным насыщением рынка, а также запретом субсидировать процентные ставки по кредитам и займам на импортную сельхозтехнику с 2009 г., в том числе производства Республики Беларусь. Последнее стало основной причиной резкого снижения объема привлеченных 10-летних кредитов в 2009-2010 гг. по сравнению с 2008 г., когда такого запрета не было.
Основными получателями субсидий по инвестиционным кредитам являются крупные предприятия. В 2010 г. субсидировались инвестиционные кредиты (с учетом переходящих прошлых лет) 8695 заемщиков, при этом на 5 % самых крупных заемщиков приходится 69 % всей суммы субсидируемых кредитов и 74 % субсидий из бюджетов всех уровней.
Получателями инвестиционных субсидируемых кредитов являются в основном сельскохозяйственные организации (90,8 % от суммы принятых к субсидированию кредитов (2010)). Согласно оценочным расчетам, охват программой составил 18,7 % от числа действующих сельскохозяйственных организаций. На организации АПК приходилось 7,2 % общего объема кредитов со средним размером кредита 60,7 млн. руб. на договор, на КФХ и ИП - 2 % (при среднем размере кредита 9,4 млн. руб. на договор) и на СПоК - 0,07 % (13,7 млн. руб. на договор). Благодаря действию программы долгосрочные заемные средства стали реально доступны, их доля в валюте баланса составила 28,4%
по итогам 9 мес. 2010 г. При этом величина просроченной кредиторской задолженности составила всего 3 % от ее общей величины.
Краткосрочные кредиты (займы). Получателями субсидий по этим кредитам (займам) могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих ЛПХ, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), а также организации АПК и организации потребительской кооперации по договорам на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки. Краткосрочные кредиты остаются остро востребованными (см. рисунок). Фактически в 2010 г. субсидировалось 440,7 млрд. руб. краткосрочных заемных средств с учетом переходящих. В 2010 г. по ним было перечислено заемщикам 17,7 млрд. руб. субсидий из федерального и 3,2 млрд. руб. из регионального бюджета.
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому рынку"