Контрольная работа по "Финансовому рынку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

1. Роль и значение кредита в развитии АПК России
2. Российская практика государственной поддержки кредитования предприятий АПК
3. Состояние рынка кредитования АПК по результатам реализации федеральной и региональной программ развития на конец 2011 года
4. Государственная поддержка кредитования АПК в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Файлы: 1 файл

Реферат!.docx

— 62.60 Кб (Скачать файл)

Объемы привлеченных субсидированных  краткосрочных кредитов в целом  распределены по регионам пропорционально  валовой продукции, однако почти  четверть всего объема пришлась на Белгородскую область и Республику Татарстан.

Как и в случае с инвестиционными, основными получателями субсидий по краткосрочным кредитам (займам) являются крупные предприятия. В 2010 г. субсидировались краткосрочные кредиты 8137 заемщиков. При этом 5 % самых крупных заемщиков аккумулировали 61 % всей суммы субсидируемых кредитов и такой же процент субсидий из бюджетов всех уровней. На сельскохозяйственные организации пришлось всего 52 % общей суммы принятых к субсидированию кредитов. Охват программой составил 16 % сельскохозяйственных организаций от их действующего числа при среднем размере принятого к субсидированию кредита 12,6 млн. руб. на договор.

Вторым основным получателем  стали перерабатывающие организации  АПК - 46 %. Эта тенденция довольно устойчива в течение ряда лет и вызывает определенную тревогу. Льготные условия кредитования были направлены прежде всего на поддержку сельского хозяйства в силу особенностей этого производства. Перерабатывающая промышленность не является высокорискованной, с длительным циклом производства отраслью. Промышленные организации обладают большей лоббирующей силой, чем сельскохозяйственные производители, и при финансировании из одного лимитированного источника могут “оттянуть одеяло на себя”, что и наблюдается уже в течение ряда лет по субсидируемым краткосрочным кредитам.

Кредиты и займы для малых форм хозяйствования. Субсидирование кредитов для малых форм хозяйствования предоставлялось на условиях софинансирования из федерального бюджета (возмещение 95 % ставки рефинансирования) и регионального бюджета (5 %). Кредиты и займы, привлеченные малыми формами хозяйствования на селе в 2010 г., составили 9,6 % от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, а в 2009 г. - 13,8%.

Объем кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2010 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных  потребительских кооперативах, составил 50,8 млрд. руб., что на 23 % больше, чем  в предыдущем году (41,3 млрд. руб.). Основными бенефициарами выступили ЛПХ - 56 % полученных кредитов и займов, КФХ - 35,2 %. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы по снабжению, обслуживанию, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции (СПоК) получили 5,9 % от общего объема выданных кредитов, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) - 2,9 %.

Объем средств федерального бюджета на субсидирование процентов  по кредитам и займам для малых форм хозяйствования составил в 2010 г. 6091,2 млн. руб., что несколько меньше, чем в 2009 г. (6327,2 млн. руб.), но в 1,2 раза больше, чем в первый год реализации Госпрограммы (в 2008 г. субсидии малым формам составили 5227,2 млн. руб.).

Получателями 64,7 % субсидий стали ЛПХ. Самым крупным кредитором малых форм хозяйствования остался Россельхозбанк - он увеличил свою долю в кредитовании с 69,5 % в 2008 г. до 73,4 % в 2010 г. Кредитные кооперативы сохранили свое присутствие в неизменном виде: так же, как в 2008 г. и в 2009 г., ими было предоставлено около 6 % всех кредитных средств в виде займов. В среднем каждый обратившийся за кредитом в банки и кредитные кооперативы российский фермер получил 1,5 млн. руб. кредитов и займов, каждый владелец ЛПХ - 173 тыс. руб., СПоК - 3,7 млн. руб., СКПК - 2,9 млн. руб.

В качестве одной из причин низкой кредитоспособности малых форм хозяйствования все еще является недостаточность или полное отсутствие залоговой базы и слабая работа региональных гарантийных и залоговых фондов с сельскими заемщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состояние рынка кредитования АПК по результатам реализации федеральной и региональной программ развития на конец 2011 года

По итогам 2011 года благодаря системной работе в рамках Госпрограммы объемы кредитования отрасли выросли на 22% к уровню 2010 года и на 36% - к 2009 году. При этом подчеркнуто, что процент возмещения по ставке рефинансирования остался на уровне 80% и 100%.

Всего за 10 месяцев, по данным кредитных организаций, сельхозтоваропроизводителям  выдано 710 млрд. рублей.

В этом году к действующим  направлениям субсидирования были добавлены: строительство, реконструкция, модернизация и восстановление мелиоративных  систем, заводов, комплексов по подготовке и подработке семян сельхозрастений.

Также произошел рост темпов кредитования сезонных полевых работ  – на 25% по сравнению с прошлым  годом. Доля краткосрочных кредитов колеблется от 65% до 70% в общем объеме кредитования АПК

При этом процентные ставки по кредитам в текущем году продолжают снижаться (снижение средневзвешенной ставки по кредитам с 16% в 2010 году до 12,1% в 2011 году).

Самые низкие средневзвешенные процентные ставки по инвестиционным кредитам, выдаваемым организациям АПК, отмечены в Сбербанке – 11,7%, самые  высокие в Россельхозбанке – 13,3% (в некоторых частных случаях - 14-14,5%).

В текущем году Комиссией  Министерства к субсидированию из федерального бюджета было представлено 577 инвестиционных проектов на общую сумму 119,93 млрд. рублей. 58,1% из них прокредитованы Сбербанком России.

Также рассмотрим информацию о ходе реализации в 2011 году Областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2014 годы.

Одной из целей областной  программы является достижение финансовой устойчивости  сельского хозяйства Самарской области с помощью таких мероприятий, как повышение доступности кредитов, повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования, техническая и технологическая модернизация.

Оценим результативность и эффективность реализации Программы.

Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Самарской  области

Таблица №3.1

 

Наименование целевого индикатора

Значение целевого индикатора

Степень достижения целевых  индикаторов, %

 

план

 

факт

Объём субсидируемых кредитов (займов), млн. руб.

6730,0

11249,6

167,2

    в т.ч. краткосрочных

3450,0

6536,4

189,5

               инвестиционных

3280,0

4713,2

143,7

   из них полученные в 2011 году, млн. руб.

330,0

829,7

251,4

Объём привлеченных кредитов ЛПХ, КФХ, с/х потребительскими кооперативами, млн. руб.

 

870,0

 

1314,8

 

151,1

Объём субсидируемых кредитов, привлеченных КФХ, ЛПХ, с/х потребительскими кооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности, млн. руб.

 

 

987,0

 

 

1111,5

 

 

112,6

Объёмы привлеченных кредитов на техническую и технологическую модернизацию, млн. руб.

 

1440

 

2877,4

 

199,8

    из них полученные в 2011 году, млн. руб.

410

771,7

188,2


 

Приведенные в таблице  данные свидетельствуют о повышении  доступности кредитов в 2011 году, вследствие чего растут объёмы кредитования против показателей, запланированных Областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2014 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственная поддержка  кредитования АПК в рамках  Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы так же предусмотрена поддержка кредитования подотраслей растениеводства и животноводства, переработки продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков растениеводческой и животноводческой продукции.

Государственная поддержка кредитования отрасли растениеводства будет осуществляться посредством предоставления субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при условии финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещения части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Средства федерального бюджета  будут предоставляться в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации будут предоставляться в пределах 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не менее 20% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а по инвестиционным кредитам (займам) на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций и на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

Для государственной поддержка кредитования отрасли животноводства средства федерального бюджета будут предоставляться:

  1. по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;
  2. по краткосрочным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, – в размере 80% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;
  3. по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на приобретение племенной продукции крупного рогатого скота мясных пород, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота, мясохладобоен для убоя и первичной переработки крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, – в размере 80% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

Средства из бюджетов субъектов  Российской Федерации будут предоставляться:

  1. по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) – в пределах 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не менее 20% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;
  2. по краткосрочным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, – в размере не менее 20% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;
  3. по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на приобретение племенной продукции (материала) крупного рогатого скота мясных пород, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота, мясохладобоен для убоя и первичной переработки крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, – в размере не менее 20% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

В целях развития производства крупного рогатого скота субсидии будут  предоставляться по инвестиционным кредитам (займам), полученным на срок до 15 лет.

С 1 января 2015 г. прекращается субсидирование новых инвестиционных кредитов, полученных на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов птицеводства, а с 1 января 2017 г. – на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов свиноводства.

Также Программой предусмотрено  субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство  и реконструкцию объектов для  мясного скотоводства

Реализация основного  мероприятия по субсидированию части  процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства направлена на обеспечение модернизации подотрасли мясного скотоводства, развитие глубокой переработки говядины.

В рамках осуществления основного  мероприятия предусматривается  обеспечение доступа к инвестиционным заемным средствам, получаемым на срок до 15 лет в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов для мясного скотоводства, мясохладобоен, пунктов по приемке, первичной переработке, включая холодильную обработку и хранение мясной продукции, а также на иные цели в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому рынку"