Контрольная работа по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

Содержание работы

Сущность государственного кредита.
Формы государственного кредита.
Государственный долг и управление им.
Список источников.

Файлы: 1 файл

контрольна гос. кредит.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РБ

   

 

Кафедра

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Теория финансов»

Вариант 1.

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Витебск, 2010

Содержание:

  1. Сущность государственного кредита.
  2. Формы государственного кредита.
  3. Государственный долг и управление им.
  4. Список источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность государственного кредита.

 

Государство как субъект экономических  отношений  для  покрытия  своих расходов  привлекает  не  только  доходы  бюджета,  но   и   дополнительные, сформированные  на заемной основе, финансовые   ресурсы.  Уникальным  способом их получения выступает  государственный кредит, выражающий  отношения  между государственными  и многочисленными физическими  и  юридическими  лицами  по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном  случае   государство   выступает   заемщиком средств, а население, предприятия и организации -  кредиторами.

Государственный кредит  - одна из форм  кредитных  отношений,  имеющая следующие признаки кредита: наличие  кредитора  и  заемщика,  как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляция  свободных денежных средств населения,  предприятий  и  организаций  на  принципах  возвратности, срочности и платности (в исключительных  случаях  допускается  беспроцентный заем  ресурсов);  возможность  использования  госкредитных  операций  внутри страны и в международных отношениях.

С   помощью   государственного   кредита   государство    мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их  удовлетворения  за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет  перераспределяет часть  национального  дохода   станы. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде.

Объем доходной части бюджета  ограничен уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и  платежеспособности  субъектов  хозяйствования.  Таким образом,  в сферу бюджетного  распределения  не  попадают    значительные   объемы   ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов,  и   личные   доходы граждан.  Между  тем  бюджетная  нагрузка  на  расходы  растет.  Структурная перестройка и  регулирование экономики, социальная  политика  государства, расходы по обороне страны, участие  в  международной  деятельности  требуют больших средств.

Государственный  кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства,  направляемые в  фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные  средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических  ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение  потребления  и в сферу государственного кредита втягиваются средства,  предназначенные  для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного  кредита как особой  формы  движения  стоимости  (ссудного  фонда).  Второй  стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и  платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного  кредита. Государство  гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые  не  подменяют  друг  друга  и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения  по  возврату средств  и  выплате   вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Государственный кредит –  это  совокупность  экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством  финансовых  ресурсов для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ.

Как показывает  опыт стран  с  рыночной  экономикой,  использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным  и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.

Кредиторами  выступают  физические и юридические  лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства  финансов,  местных  органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для  покрытия  бюджетного  дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не  инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке,  формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно  уменьшают  его  платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная  денежная  масса,  т.е.  происходит отвлечение  средств  из  денежного оборота на заранее  оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может  привести  к платежам по обязательствам, сумма которых  составит  величину  большую, чем поступления от займов,  что  отрицательно  скажется  на  состоянии  финансов государства.

Государственный  кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:

Потребность государства  в кредите возникает при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в  обращении  и  товарными   ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего  на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в  связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и  обмена.

Банковский  кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих  субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также  для  социального  развития производственных  коллективов. Банковский  кредит могут получать  и частные лица на цели, установленные законодательством.

Условия сделки.

Условием сделки банковского кредита является совпадение   экономических интересов кредитора  и заемщика, при государственном кредите экономические интересы участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для  добровольной   передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет  на  себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В  отличие от банковского  процента  за  кредит,  где  он  выступает  как  механизм воздействия на  хозяйственную  и  коммерческую  деятельность  заемщиков, вознаграждение кредиторов  при  государственном  кредите  выступает  как стимул реализации обособленных   экономических  интересов  кредиторов  и  заемщиков.

Целевое назначение.

Банковский  кредит имеет строго целевое назначение,  используется  прежде всего для  обеспечения своевременности денежного  оборота,  опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров.  Государственный  кредит  используется  глобально  и опосредует  платежи  товарного  и   нетоварного   назначения. Ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

Срок  возврата ссуды.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго  регламентирован. Его нарушение  влечет  экономические  санкции,  повышенные  проценты  за кредит.  В государственном кредите такой  регламентации  нет.  Отношения между участниками строятся  добровольно.

Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

С помощью банковского  кредита  создаются деньги  и  при  не  продуманной   кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста  избыточной  денежной  массы.  Государственный  кредит,  напротив, всегда является средством  сокращения денег в обращении.

Государственный  кредит  при  правильной  его  ориентации оказывает позитивное  воздействие  на  экономику.  Мобилизация  государством  временно свободных   денежных средств населения, предприятий и  организаций способствует нормализации  и  укреплению  денежного  обращения  в  стране  и одновременно  служит  источником  доходов  для  держателей   государственных ценных бумаг.

 

  1.  Формы государственно кредита.

 

Под формой кредита  понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые  выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась  в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского  рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

Внутренний  государственный кредит может выступать  в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита  и других краткосрочных и долгосрочных обязательств (Закон  “О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”). Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких  как  гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения  государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает:

- централизованный;

- децентрализованный.

В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров  и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором – местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся  для  частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования  конкретных  проектов,  связанных  с  социально-экономическим развитием   области,   города,   района. Местные займы обеспечиваются материальными,  финансовыми  и невещественными  активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов  должного  развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного  займа носил явно экспериментальный  характер, поэтому остается надеяться на дальнейшее  совершенствование  нормативной  базы  в   процессе   дальнейшего выпуска, размещения и обращения таких бумаг).

По месту  получения кредита, государственный кредит подразделяется  на внутренние и внешние займы.

По  срокам они  делятся на:

- краткосрочные (до 1 года);

- долгосрочные (свыше года).

В каждом  конкретном  случае  оговариваются  условия,  формы  и  сроки государственного кредита.

Информация о работе Контрольная работа по «Теория финансов»