Контрольная работа по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

Содержание работы

Сущность государственного кредита.
Формы государственного кредита.
Государственный долг и управление им.
Список источников.

Файлы: 1 файл

контрольна гос. кредит.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от  формы  и  порядка  оформления  кредитных  отношений различают:

- государственные облигационные займы;

-безоблигационные займы.

Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей,  кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее  владельцем денежных  средств  и  подтверждающая  обязательство  юридического  лица,  ее выпустившего, возместить ему номинальную  стоимость  этой  ценной  бумаги  в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное  не предусмотрено условиями выпуска).

Выпускаются облигации внутренних  государственных  и  местных  займов. Они  могут  быть  как  именными,  так  и  на  предъявителя,  процентными,  и беспроцентными  (целевыми),  выигрышными,  свободно  обращающимися или с ограниченным кругом  обращения,  сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических  и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.

Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет  и  дающих право на получение фиксированного  дохода  в  течение  срока  владения  ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

Ценные бумаги государства делятся на две группы:

1) бумаги, которые  могут обращаться на вторичном  рынке;

2) бумаги, не  поступающие на вторичный рынок.

На вторичный  рынок поступают казначейские  векселя  (обязательства)  и облигации.  Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации  (или  другой  вид  ценной  бумаги),  оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут  осуществлять уполномоченные банки. Проведение  операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.

При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет доход от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины,  срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции.  Основная  неопределенность исходит из возможности  изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль.

Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный,  рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает  из особенностей   должника и  эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных  бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со  скидкой  или  в  известной  мере  в  принудительном порядке. Процентный риск – это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого – фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать  правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством  разных  ценных  бумаг. Вложения  целесообразно  ограничивать  по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика  Беларусь как суверенное государство  также использует  займы как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск государственных  краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц,  в  том числе  иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются  по решению кабинета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное  размещение происходит путем их продажи на аукционе инвесторам – участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе  (по  цене ниже  номинала) по предлагаемым на  аукционе  ценам,  но  не  ниже цен, устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы  имеют  право в установленном законодательством порядке продавать облигации  на  вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством  финансов  может  продавать  на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их  обращения  по ценам не ниже цен в день проведения  аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

 

 

 

  1. Государственный долг и управление им.

 

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Государственный долг  является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности.  Величина  государственного  долга  показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.

Государственный долг делится на:

- внешний;

- внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам;  по заимствованиям  средств  ссудного  фонда; средств,  мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий  по управлению им, в число которых входят:

- выплата доходов кредиторам и погашение займов;

- изменение условий выпущенных займов;

- определение условий эмиссии;

- выпуск новых займов.

Выплата доходов  по займам  и их  погашение  обычно производится  за счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей  правительство  прибегает к рефинансированию государственного долга. 

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Таким путем  в бывшем СССР государство поступило, например, при погашении облигаций государственного 3%-го внутреннего выигрышного займа 1966 г. По истечении срока действия этого займа его облигации свободно  обменивались в  течении  года  на  облигации  аналогичного  нового займа выпуска 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы  по  изготовлению,  пересылке  и  реализации  ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие  расходы.

Заботясь о  повышении эффективности государственного  кредита,  правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда  достигается  за счет специальных мер, в частности:

1. конверсии,  консолидации, унификации, обмена  облигаций   по  регрессивному  соглашению;

2. отсрочки погашения  долга;

3. аннулирования  займа.

Под конверсией  понимается  изменение  доходности  займов.  Оно  может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности ценных бумаг.

Под консолидацией  займов  понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Обмен облигаций  по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.  Эта мера эффективна тогда,  когда погашение ранее выпущенных облигаций и  уплату процентов по ним  нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения  займа используется правительством в случаях,  когда выпуск новых  займов не приносит экономического эффекта,  поскольку  большая часть поступлений  от новых займов не приносит  экономического эффекта, поскольку  большая  часть  поступлений  от  новых  займов   направляется  на погашение и  выплату процентов по старым  займам. При отсрочке погашения займов не только  отодвигаются сроки, но и прекращается выплата  доходов.  В этом  отличие  отсрочки  погашения  от  консолидации  займов,  при   котором владелец облигаций продолжает получать доход.

Аннулирование государственного долга - крайняя  мера,  в  результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти  новых  политических сил.

Государственный кредит служит мощным  средством  мобилизации  в  руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных  средств  физических  и  юридических  лиц.  В  случае  дефицитности государственного  бюджета   дополнительно  мобилизуемые  финансовые  ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.

При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства используются для финансирования экономических  и  социальных  программ.  Поэтому государственный  кредит является рычагом укрепления финансового положения государства,  способствуя достижению равновесия между доходами и  расходами  государственного  бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.

Управление внешним  государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

В приложении 1. показана структура государственного долга в системе национальных счетов по состоянию на февраль 2011 года по данным управления статистики  Республики Беларусь. (http://belstat.gov.by/homep/ru/specst/np.htm).

В структуре внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% ($9269,4 млн), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% ($181,9 млн).

На займы международных  финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.

В условиях мирового финансового кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай".

В начале августа прошлого года РБ успешно осуществила дебютное размещение государственных облигаций на сумму $600 млн. на международном финансовом рынке, причем спрос на данные ценные бумаги составил около $1,5 млрд. 23 августа 2010 года была завершена операция по доразмещению к первичному выпуску облигаций на сумму $400 млн.

Кроме того, внешние государственные  займы в 2009-2010 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих  социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.

Все внешние государственные  займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.

Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживании. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.

В целом стратегия  управления государственным долгом на среднесрочный период заключается в обеспечении потребности государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне.

Таким образом, в 2011 году планируется осуществить размещение еврооблигаций на сумму $1 млрд, а также привлечь связанные кредитные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов на сумму около $1,2 млрд (в том числе предполагается привлечение кредитов МБРР на $119 млн, кредитов Китая в объеме около $1 млрд).

Информация о работе Контрольная работа по «Теория финансов»