Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:39, реферат
Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений. Отличительная особенность этого процесса и финансовых решений по нему на предприятии состоит в повышенной ограниченности диапазона управления, задаваемой фактически складывающимися весьма жесткими условиями рынка
Управление ценами на предприятии……………………………………...3
Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий………………………………………………………....3
Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен…………………………………………………….7
Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен…………………………………………………..13
Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж…………………………………………………………..…..21
Управление текущими издержками……………………………………..24
Классификация затрат……………………………………………..24
Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа…………...…..30
Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов………………………………………………………..……38
Управление оборотными активами………………………………...……40
Принципы управления оборотными активами……………..……40
Управление запасами………………………………………………48
Управление дебиторской задолженностью………………………52
Управление денежными средствами…………………………...…54
Управление финансированием текущей деятельности предприятия…………………………………………………………...…..58
Текущие финансовые потребности и оперативное управление их финансированием…………………………………………………..58
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования……………………………………..…….63
Оптимизация остатка денежных средств………………...………66
Именно производственная себестоимость используется для расчета себестоимости единицы продукции, которая рассчитывается делением общей суммы производственных затрат на количество произведенной продукции.
В процессе деятельности
предприятие кроме
В соответствии с международными стандартами учета и практикой его организации в странах с развитой рыночной экономикой применяются три основных варианта классификации издержек:
3) для осуществления
процесса контроля и
В целях
определения себестоимости
Входящие затраты — это средства (ресурсы), которые были приобретены, имеются в наличии и в будущем принесут доход. В балансе они регистрируются как активы. Если эти средства (ресурсы) были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в будущем, то они переходят в разряд истекших и отражаются на счете прибылей и убытков текущего (отчетного) периода.
Затраты на продукт
представляют собой производственную
себестоимость продукции, а затраты на
период — административные и коммерческие
расходы. Затраты на продукт связаны с
физическими единицами готовой продукции
и включают производственные затраты,
величина которых сравнивается с выручкой
от реализации для выявления финансового
результата. Остальные затраты (на реализацию
продукции, общие и административно-
Затраты на период всегда относятся на месяц, квартал, год и в момент их возникновения сразу оказывают влияние на прибыль.
При классификации затрат для принятия решения целесообразно их разграничивать и изучать по следующим направлениям:
Деление затрат на принимаемые и не принимаемые в расчет необходимо при выработке определенного решения. Предполагаемые затраты и доходы, которые зависят от принимаемого решения и подвержены его влиянию, относятся к принимаемым в расчет. Однако в определенной хозяйственной ситуации не все затраты и доходы должны приниматься во внимание при выработке решения. В целях быстрого получения информации, необходимой для выделения принимаемых в расчет затрат, на предприятии должна быть создана эффективная система сбора данных о затратах на производство и реализацию продукции.
К категории безвозвратных затрат относятся расходы на приобретенные материалы и другие ресурсы, потребность в которых отпала. Величина таких затрат не может быть изменена никаким решением в будущем, поэтому они не учитываются при принятии решения.
Особую категорию представляют вмененные затраты, характеризующие возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого. Вмененные затраты условно начисляют или добавляют при принятии определенного решения только в условиях ограниченности ресурсов.
Инкрементные (приростные, дополнительные) затраты появляются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении или продаже какой-либо продукции. Такими дополнительными затратами (сверх обычных, текущих) могут быть как переменные, так и постоянные расходы. Их прирост есть результат увеличения объема производства определенного вида продукции. Дополнительные затраты и доходы, рассматриваемые в расчете на единицу продукции, принято называть маргинальными (предельными) расходами.
Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования предполагает их разграничение на регулируемые и нерегулируемые и исследование их динамики.
Для осуществления контроля за издержками необходимо установить взаимосвязь между затратами и доходами и действиями конкретных лиц, ответственных за расходование средств. Организация такого контроля предполагает учет затрат по центрам ответственности, которыми могут быть производственная бригада или участок, цех, подразделение и т.п. По каждому центру ответственности составляется смета затрат, закрепляются определенные статьи и элементы затрат, которые зависят от его деятельности и за эффективность расходования которых руководитель центра несет ответственность. Такие затраты принято называть регулируемыми. Другие затраты, включаемые в смету центра ответственности и не зависящие от его деятельности, относятся к нерегулируемым.
2.2. Определение
оптимальной величины
Планирование, контроль и регулирование затрат непосредственно связаны с изменением объема производства, делением издержек на переменные, постоянные, полупеременные и полупостоянные. Издержки неодинаково зависят от изменения объема производства. Без понимания этой зависимости невозможно создать на предприятии эффективную систему управления затратами.
Обычно затраты разделяют на постоянные и переменные. Однако существуют определенные виды затрат, обладающие свойствами как переменных, так и постоянных.
Переменные затраты зависят от изменения объема производства: при росте выпуска продукции растет сумма переменных затрат и наоборот.
Рост переменных затрат при увеличении объема производства может быть прямо пропорциональным (линейным), более быстрым, чем рост объема производства, и менее быстрым, чем этот рост.
Если в общей сумме переменные затраты зависят от объема производства, то рассчитанные на единицу продукции они остаются постоянными.
Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности предприятия, однако рассчитанные на единицу продукции они меняются при изменении объемов производства. К постоянным затратам относятся расходы на аренду, сумма амортизационных отчислений, расходы по налогу на имущество и др. Особое значение имеют полупостоянные затраты. До определенного объема выпуска продукции их сумма остается неизменной, а при достижении этого объема сумма затрат повышается. Например, для увеличения количества выпускаемой продукции на участке необходимо задействовать еще одного мастера, оклад мастера скачкообразно увеличит сумму постоянных затрат. Итак, постоянные затраты отличаются от переменных. Однако постоянные затраты остаются неизменными лишь внутри релевантного уровня объема производства, в границах которого можно с определенной уверенностью судить о деловой активности предприятия. В очень длительном периоде все затраты имеют тенденцию к колебаниям. Существенное изменение производственных мощностей, оборудования, трудовых ресурсов и других производственных факторов приводит к увеличению или уменьшению постоянных затрат. Таким образом, затраты являются постоянными только внутри ограниченного периода времени. Для целей оперативного планирования и управления используют годовой отрезок времени. Предполагается, что внутри этого периода постоянные затраты остаются неизменными.
Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Полупеременные затраты имеют переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат меняется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение определенного периода времени. Примерами таких полупеременных затрат являются расходы на оплату телефонных услуг. Часть этих расходов составляет фиксированную сумму абонентской платы, другая часть — оплата за междугородные и международные разговоры, является переменной. Такие расходы анализируются не как единое целое, отдельные составляющие их компоненты учитываются в группе постоянных и переменных затрат.
Соотношение между затратами и объемом производства представлено на рис.
Объем производства, шт.
Рис. Зависимость затрат от объема производства:
Поскольку график каждой зависимости представляет собой прямую линию, то функция может быть описана уравнением
у = ах
+ b,
где у — общая сумма затрат при объеме производства х;
а — коэффициент изменения затрат относительно объема производства;
b — составляющая постоянных затрат.
Уравнение можно представить в другом виде:
3 = ПЗ + ( Пр Зed х X) ,
где 3 — общая сумма затрат;
ПЗ — постоянные затраты;
Пр Зед — переменные затраты на единицу продукции;
X — объем производства.
Уравнения трех прямых, представленных на рис. 6, имеют следующий вид:
Построим зависимость затрат от объема на основе следующих данных:
Поскольку полупеременные затраты могут быть разделены на постоянную и переменную компоненты, то постоянная компонента — сумма постоянных затрат за период, а переменная компонента — сумма переменных затрат на единицу продукции. Таким образом, постоянная компонента равна 400 000 руб. (300 000 руб. + 100 000 руб.), а переменная составляет 6000 руб. на единицу продукции (4000 руб. + + 2000 руб.). Уравнение (86) имеет вид:
при X = 200 шт. затраты составят: 3 = 400 000 руб. + 6000 руб. х X;
400 000 руб. + 6000 руб. х 200 шт. = 400 000 руб. + 1 200 000 руб. = 1 600 000 руб.
Заметим, что здесь полупеременных затрат как самостоятельной компоненты уже нет, из них выведены переменная и постоянная составляющие и прибавлены к переменным и постоянным затратам.
Соотношение общей суммы затрат и объема производства представлено на рис.
Рис. Зависимость общей суммы затрат от объема производства:
1- переменные затраты; 2- полупеременные затраты; 3- постоянные затраты
Если объем производства выразить количеством проданных единиц продукции X, а цену реализации единицы обозначить ЦРед , то общая сумма выручки В будет равна:
В = ЦРед х X.
При цене реализации единицы продукции в размере 9000 руб. выручка от реализации 200 изделий составит 1800 тыс. руб. Взаимосвязь затрат, объема и прибыли представлена на рис.
Рис. Зависимость затрат, объема производства и прибыли:
1- постоянные расходы; 2 - полная себестоимость; 3- выручка от реализации продукции
В теории и практике отечественного учета группировке затрат на переменные и постоянные не уделялось должного внимания. В странах с развитой рыночной экономикой это деление положено в основу современных систем управления затратами.
Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от сокращения его английского наименования — CVP). Операционный анализ — основной инструмент оперативного финансового планирования на предприятии, который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цены.
Ключевыми элементами
операционного анализа
СVР-анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие не имеет ни убытков, ни прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Для ее нахождения можно использовать три метода: графический, расчетный и маржинальной прибыли.
На рис. точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат, является критической (К), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Точка равновесия не имеет большого практического значения, так как основное внимание обращено на зону получения прибыли. Область ниже критической точки — это область убытков. Область выше точки К — область прибыли. Таким образом, критическая точка — это точка, с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.