Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:39, реферат
Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений. Отличительная особенность этого процесса и финансовых решений по нему на предприятии состоит в повышенной ограниченности диапазона управления, задаваемой фактически складывающимися весьма жесткими условиями рынка
Управление ценами на предприятии……………………………………...3
Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий………………………………………………………....3
Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен…………………………………………………….7
Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен…………………………………………………..13
Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж…………………………………………………………..…..21
Управление текущими издержками……………………………………..24
Классификация затрат……………………………………………..24
Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа…………...…..30
Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов………………………………………………………..……38
Управление оборотными активами………………………………...……40
Принципы управления оборотными активами……………..……40
Управление запасами………………………………………………48
Управление дебиторской задолженностью………………………52
Управление денежными средствами…………………………...…54
Управление финансированием текущей деятельности предприятия…………………………………………………………...…..58
Текущие финансовые потребности и оперативное управление их финансированием…………………………………………………..58
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования……………………………………..…….63
Оптимизация остатка денежных средств………………...………66
Математически точка равновесия определяется как равенство формул:
ЦР ед
х Х=ПЗ + (ПрЗедхХ).
Исходя из этого уравнения точку равновесия можно найти путем деления суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.
Другой способ определения критической точки основан на концепции маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль — это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.
Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли.
Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, т.е. маржинальная прибыль равна постоянным затратам.
Точка равновесия в единицах продукции при маржинальном подходе может быть определена как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции.
Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае выручка от реализации равна сумме переменных и постоянных затрат вместе с прибылью.
Таким образом, целевой объем продаж, который обеспечивал бы получение целевой величины прибыли, можно рассчитать как отношение суммы постоянных затрат и прибыли к разнице между ценой и переменными затратами на единицу продукции. Эта разница между ценой и переменными затратами, отнесенная к единице продукции, и составляет маржинальную прибыль на единицу продукции.
Рассмотрим пример
использования критической
Предприятие планирует получить прибыль в следующем году в сумме 200 тыс. руб. Переменные затраты составляют 1000 руб. на единицу продукции, постоянные затраты — 400 тыс. руб. в год, цена продажи — 1800 руб. за единицу. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы получить заданный объем прибыли? Используя формулу, получим:
1800 руб. х X = 1000 руб. х X + 400 000 руб. + 200 000 руб.;
Х= 750.
Следовательно, чтобы получить прибыль в размере 200 тыс. руб., объем реализации должен быть равен 750 единицам.
Для проведения анализа зависимости затрат, объема и прибыли делают определенные допущения:
Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации — сила операционного рычага зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается у тех предприятий, где высок удельный вес переменных затрат. На предприятиях с большой силой операционного рычага прибыль очень чувствительна к изменениям выручки от реализации. Даже незначительное снижение выручки может привести к значительному снижению прибыли. Действие операционного рычага порождает особые типы риска: производственный риск, риск излишних постоянных затрат в условиях ухудшения конъюнктуры, так как постоянные затраты будут мешать переориентации производства, не давая возможности быстро диверсифицировать активы или сменить рыночную нишу. Таким образом, производственный риск является функцией структуры издержек производства.
При благоприятной
конъюнктуре предприятие с
Рассмотрим пример действия операционного рычага.
Выручка предприятия в отчетном году составила 11 000 тыс. руб. при переменных затратах 9 300 тыс. руб. и постоянных затратах 1 500 тыс. руб. Что произойдет с прибылью при увеличении объема реализации продукции в плановом году до 12 000 тыс. руб.?
Традиционный расчет прибыли приведен в табл.
Таблица
Расчет прибыли
Показатели |
Текущий год, тыс.руб. |
Плановый год, тыс.руб. |
Изменение, % |
Выручка от реализации |
11000 |
12 000 |
+9,1 |
Переменные затраты |
9 300 |
10 146,3 (9300+846,3) |
+9,1 |
Постоянные затраты |
1 500 |
1 500 |
Остаются неизменными |
Прибыль |
200 |
353,7 [(12 000 – (10 146,3 + 1,500)] |
+76,8 |
Эффект действия операционного рычага состоит в том, что выручка от реализации увеличилась на 9,1%, а прибыль — на 76,8%.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли.
Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. По данным нашего примера сила операционного рычага составляет: (11 000 руб. - 9300 руб.) : 200 руб. = 8,5. Это означает, что при росте выручки на 9,1% прибыль возрастет на 77,3% (9,1% х 8,5). При снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 85% (10% х 8,5).
Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема реализации, можно определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившейся на предприятии силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и переменных затрат.
Понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия его политика должна быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет экономии постоянных затрат. При благоприятной конъюнктуре рынка и при наличии определенного запаса прочности экономия постоянных затрат может быть существенно ослаблена. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производственных фондов. Поскольку постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, предприятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами.
Основной принцип управления переменными затратами заключается в их постоянной экономии.
Запас финансовой
прочности — это уровень
По данным предыдущего примера порог рентабельности равен 9709 тыс. руб. [1500 руб. : (1700 руб. : 11 000 руб.)].
Запас финансовой прочности составляет 1291 тыс. руб. (11 000 руб. — 9709 руб.), или 12%.
2.3. Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов
Сила операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия, обусловливая появление предпринимательского риска.
Увеличение постоянных затрат за счет возрастания процентов по кредиту в структуре капитала способствует наращиванию эффекта финансового рычага.
Одновременно операционный рычаг генерирует более сильный рост прибыли по сравнению с ростом объема реализации продукции (выручки), повышая величину прибыли на одну акцию и способствуя усилению действия силы финансового рычага. Таким образом, финансовый и операционный рычаги тесно связаны между собой, взаимно усиливая друг друга.
Совокупное действие операционного и финансового рычагов выражается в сопряженном эффекте действия обоих рычагов при их взаимном умножении.
Уровень сопряженного эффекта действия обоих рычагов свидетельствует об уровне совокупного риска предприятия и показывает, на сколько процентов изменяется прибыль на одну акцию при изменении выручки от реализации на 1%.
Сочетание этих мощных рычагов может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки на величину чистой прибыли.
Задача снижения совокупного риска предприятия сводится к выбору одного из трех вариантов:
1) сочетание высокого уровня эффекта финансового рычага со слабой силой воздействия операционного рычага;
2) сочетание низкого уровня эффекта финансового рычага с сильным операционным рычагом;
3) сочетание умеренных уровней эффектов финансового и операционного рычагов.
В самом общем виде критерием выбора того или иного варианта служит максимально возможная курсовая стоимость акции предприятия при минимальном риске, что достигается за счет компромисса между риском и доходностью.
Уровень сопряженного эффекта действия операционного и финансового рычагов позволяет делать плановые расчеты величины прибыли на одну акцию в зависимости от планируемого объема реализации (выручки), обеспечивая возможность реализации дивидендной политики предприятия.
Управление оборотными активами
3.1. Принципы управления оборотными активами
Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные — землю, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, т.е. все остальные активы баланса). Основные активы трудно реализуемы, поскольку требуется значительное время и даже дополнительные затраты для их реализации в случае необходимости.
Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги).
Часто используемое понятие «оборотные средства» означает обычно денежную стоимость оборотных активов. Сами же оборотные активы при своей классификации обладают натуральной формой выражения.
Виды оборотных активов в зависимости от их физической природы классифицируются следующим образом:
1) запасы сырья, материалов и полуфабрикатов характеризуют объем входящих материальных потоков, обеспечивающих производственную деятельность предприятия;
Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.
Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам.