Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:36, курсовая работа
Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Пасифик стрэйд».
Для этого решаются следующие задачи:
1. дать экономическое определение понятию кредитоспособности заемщика и рассмотреть его основные элементы;
2. изучить методику оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица;
3. проанализировать экономическую информацию и систему исходных аналитических данных для оценки финансового состояния заемщика;
третья (сомнительный кредит) – значительный кредитный риск (обесценивание кредита от 21 до 50%)
четвертая (проблемный кредит) – высокий кредитный риск (обесценивание кредита от 51 до 100%)
пятая (безнадежный кредит)
– отсутствует вероятность
Предоставление кредита – это только начало работы с заемщиком. Банк в дальнейшем осуществляет контроль за кредитными рисками путем постоянного мониторинга финансового положения заемщика и выполнения обязательств заемщика.18 В ходе контроля за выданным кредитом, особое внимание уделяется таким факторам, как задержки с оплатой процентов по кредиту, кадровые перестановки, распродажа имущества и т.д. В процессе такого мониторинга определяющую роль играет информационно-аналитическая работа, которая базируется на доступных источниках информации.
3.2 От разрозненных оценок кредитоспособности к формированию единых источников информации о заемщиках
Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, а в совокупности и снижения кредитных ставок является процесс создания кредитного бюро. Федеральным законом «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30 декабря 2004г. установлено, что с 1 сентября 2005 года кредитные организации должны предоставлять в одно кредитное бюро содержание кредитных историй заемщиков. Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно сказывается на эффективности кредитования. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования: и банки и заемщики. Банки могут более эффективно распределить кредитные ресурсы, заемщикам уже не нужно платить завышенные проценты за пользование кредитом, устанавливаемые банками в условиях невозможности реальной оценки кредитных рисков.
Мировая практика использования кредитных бюро показала, что существует вполне ощутимая общая выгода от их деятельности. Основные аргументы экономического характера состоят в следующем:
1. Существование кредитного
бюро значительно облегчает
2. обмен информации
между кредиторами помогает
3. при наличии надежной
и полной информации, кредиторы
увеличивают объемы
4. обмен полной информацией
по кредитам среди кредиторов
приводит к повышению
5. Кредитные бюро формируют своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждое предприятие знает, что в случае невыполения обязательств его репутация в глазах потенциальных клиентов рухнет, отрезая его от заемных средств или делая их более дорогими. Этот механизм повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование банками кредитных бюро услуг кредитных бюро позволит снизить кредитные риски и снизить уровень процентных ставок19.
Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо. Кредиторы снабжают бюро данными о своих клиентах. Бюро в свою очередь сопоставляют эти данные с информацией, полученной из других источников и формируют картотеку на каждого заемщика. Кредитные бюро предоставляют разного рада отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита и, что наиболее важно, от степени детализации необходимой кредитору.
Сильное сдерживающее влияние на процессы формирования института кредитных бюро оказало и продолжает оказывать понятие коммерческой и личной тайны. Во избежание законодательных коллизий, необходимо четкое нормативное разграничение информации, составляющей и не составляющей коммерческую (банковскую) тайну20. В противном случае существует опасность судебных разбирательств в отношении деятельности кредитного бюро.
Активное обсуждение вопроса о создании кредитных бюро в России началось в 1997 году, когда VI Международный банковский конгресс в Санкт-Петербурге, посвященный проблеме рисков, принял рекомендации по активизации создания независимых информационных систем по вопросам кредитной истории ссудозаемщиков (в частности, в форме кредитных бюро). В 1998 году, совместной программой правительства РФ и Банка России «О мерах по реструктуризации банковской системы Российский Федерации» была предусмотрена разработка мер по созданию Банком России системы кредитных бюро, накапливающих и распространяющих информацию о кредитной истории банковских заемщиков21. Однако на государственном уровне идея создания кредитного бюро так и осталась идеей. Перечислим основные трудности, стоящие на пути формирования кредитных бюро в России:
1. нежелание коммерческих банков раскрывать информацию о клиентах;
2. существование такой
формы проверки финансового
3. отсутствие доступа
к кредитным историям, которые
позволяют банкам кредитовать
дочерние предприятия,
В этом заключаются основные причины того, что банки неохотно идут на создание системы, которая бы делала прозрачной репутацию недобросовестных заемщиков.
Заключение
Изучая опыт кредитования банками юридических лиц, необходимо отметить важность комплексной оценки кредитоспособности заемщика, как основного инструмента определения уровня риска кредитора. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка. Поэтому огромное значение имеет разработка современной методологической базы оценки кредитоспособности, а также совершенствование системы контроля и оценки кредитных рисков. Одной из ключевых методологических проблем оценки кредитоспособности заемщика является отсутствие или неполное использование комплексного подхода. Совмещение оперативности и качества оценки кредитных рисков довольно сложно. Одни банки запрашивают у клиентов объемный пакет документов, на анализ и оценку которого затрачивается длительное время, в результате чего клиенты зачастую отказываются от услуг таких банков. Другие кредитные организации, руководствуясь доходностью, выдают кредиты по требованию заемщика без достаточных подтверждений его кредитоспособности, принимая на себя неоправданные риски. Ни один из этих вариантов кредитной политики банка не приемлем, особенно учитывая нарастающие темпы конкуренции между кредитными учреждениями. Это означает, что кредитным организациям уже сегодня целесообразно разрабатывать собственные системы рейтингования клиентов, что позволит накопить определенную статистику, для корректировки методов кредитования и минимизировать кредитные риски. Вместе с тем, процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по рейтинговой системе классификации, поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска.
Комплексный подход в
оценки кредитоспособности заключается
в выявлении и оценки показателей,
всесторонне характеризующих
Оценка внешней среды функционирования компании начинается с анализа регионального и отраслевого контекста. В ходе такого анализа необходимо оценить позиции компании на рынке, ее преимущества перед конкурентами и сферы, где она наиболее уязвима. Обязательно учитывается специфика отрасли и проводится сравнительный анализ ключевых показателей деятельности субъекта с показателями других компаний.
Изучив факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, можно приступать к исследованию финансовой отчетности компании, расчету коэффициентов, изучению трендов и финансовому прогнозированию. Оценка кредитоспособности заемщика базируется на системе экономической информации. Информационная база анализа основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.
Финансовый анализ проводится с учетом отраслевой специфики. При расчете финансовых показателей могут делаться аналитические корректировки, в частности для осуществления поправок на различия в учетной политике, а также исключения влияния чрезвычайных операций. Перечень показателей используемых для анализа финансового состояния заемщика определяется кредитной организацией самостоятельно.
Итогом работы по оценке
кредитоспособности заемщика является
определение двух важных моментов:
отнесение заемщика к одному из классов
кредитоспособности на основе финансового
положения и классификация
Осуществляя оценку кредитоспособности заемщика, коммерческие банки опираются не только на внутреннюю информацию о предприятии, но и на данные из внешних источников.
Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, является процесс создания единых источников информации о заемщиках, в частности, кредитных бюро. Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно сказывается на эффективности кредитования. Информация о ненадежных заемщиках становится достоянием большого числа потенциальных кредиторов, что значительно уменьшает кредитный риск. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования. Однако, практика создания кредитных бюро в России значительно затруднена. Как показывает мировой опыт, сбор информации о заемщиках может осуществляться как на обязательной, так и на добровольной основе. Обязательность требований в данной сфере не должна вступать в противоречие с понятием банковской тайны.
В настоящее время, в Российской практике не сформирована единая и универсальная методика оценки заемщика. В приложении 2 к Положению Банка России № 254-П, которое на сегодняшний день является единственным нормативным документом, где рекомендуется оценивать финансовое положение заемщика с помощью рейтинговой системы, приводится лишь примерная информация для анализа финансового положения заемщика – юридического лица. Наличие такой гибкости делает необходимым разработку и совершенствование собственной, адаптированной системы оценки заемщика в каждом кредитном учреждении.
Список используемых источников и литературы
1. Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юр. литература, 2006г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Юркнига, 2006г.
3. Федеральный Закон «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. №218- ФЗ
4. Федеральный Закон
«О несостоятельности (
5. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями) от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.
6. Постановление правительства
РФ «Об утверждении правил
проведения арбитражным
7. Положение Банка
России «О порядке
2. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
8. Андреев В.Д. Анализ
финансово экономической
9. Анущенко М.Р. Оценка
кредитоспособности
10. Банк В.Р., Банк С.В. Финансовый анализ: учебник. - М.:Проспект, 2006. 11. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: как управлять капиталом. - М.: Финансы и статистика, 2008.
12. Белевитинов С.К. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2008.
13. Бочаров В.К. Комплексный финансовый анализ: учебное пособие. - М.: Юнити, 2006.
14. Ван Хорн С. Основы управления финансами. / Пер с англ, под ред. Антонова И.П. - М.: Альбина, 2008.
15. Гром А.Д. Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица. - М.: Финансы и статистика, 2008.
16. Глазов С.П. Банковское дело: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.
Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки