Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Пасифик стрэйд».
Для этого решаются следующие задачи:
1. дать экономическое определение понятию кредитоспособности заемщика и рассмотреть его основные элементы;
2. изучить методику оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица;
3. проанализировать экономическую информацию и систему исходных аналитических данных для оценки финансового состояния заемщика;

Файлы: 1 файл

Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Анализ рентабельности  и деловой активности

 

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов предприятия. Показатели рентабельности характеризуют  эффективность предприятия в  целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной).Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и используемыми ресурсами.

Рентабельность –  один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень  отдачи затрат и степень задействования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Рассчитаем основные показатели рентабельности, в наибольшей степени характеризующие деятельность торгового предприятия (см. таблицу 5) 

 

Таблица 5

Расчет показателей  рентабельности

Показатель

Формула расчета

2006г.

2007г.

2008г.

1. экономическая рентабельность

R=баланс. Прибыль/ср. за  период стоимость активов

2,01

0,51

0,07

2. рентабельность продаж

R=прибыль от продаж/выручка  от продаж

0,13

0,13

0,03

3. рентабельность собственного  капитала

R=чистая прибыль/ср. величина  собственного капитала

2,44

0,82

0,044

4. рентабельность оборотных  активов

R=чистая прибыль/ср. стоимость  оборотных активов

1,82

0,46

-0,03

5. рентабельность основной  деятельности

R=прибыль от продаж/себестоимость  продаж

0,14

0,15

0,03


 

Из данных расчетов видно, что значения всех показателей рентабельности в 2008г. ниже уровня 2006г. Это - безусловно отрицательная тенденция.

Общая экономическая  рентабельность упала на 1.94 пункта и в 2008г. составила всего 0,07, что  говорит об уменьшении прибыли от каждого рубля, вложенного в активы. Другими словами, если в 2006г. предприятие получало 2,01 рубля с каждого рубля вложенного в активы, то в 2008г. уже 0,07 рубля с каждого рубля вложенного в активы.

Рентабельность продаж снизилась на 10%, что свидетельствует  об уменьшении прибыли на 1 рубль  реализованной продукции. Рентабельность продаж упала вследствие уменьшения прибыли от продаж.

Исходя из полученных результатов коэффициента рентабельности оборотных активов, можно констатировать, что эффективность использования  оборотных активов на протяжении анализируемого периода бала довольно низкой, а в 2008г. убыточной (-0,03), т.е. деятельность предприятия в данном отчетном году являлась нерентабельной. Это было обусловлено уменьшением чистой прибыли вследствие увеличения коммерческих расходов, внереализационных расходов и снижением прибыли от продаж.

Похожая тенденция наблюдается  в отношении уровня рентабельности собственного капитала, что отражает уменьшение отдачи средств, сформированных за счет вкладов собственников.

Такое положение дел  с рентабельностью вызывает опасения по поводу дальнейшего прибыльного функционирования данного хозяйствующего субъекта на рынке. Особенно настораживает четкая тенденция уменьшения уровня рентабельности на протяжении всего анализируемого периода.

Основными факторами, повлиявшими на снижение рентабельности деятельности предприятия в общем, могут являться увеличение себестоимости проданных товаров в 2008г. по сравнению с 2007г. на 365 тыс., уменьшение прибыли с продаж на 622 тыс. за аналогичный период, повышение коммерческих расходов, увеличение отложенных налоговых обязательств, что в совокупности привело к падению чистой прибыли.

За данными цифрами, которые не с лучшей стороны характеризуют  функционирование предприятия может  стоять целый ряд причин: себестоимость  товаров может вырасти из-за роста цен на комплектующие, из-за роста тарифов на транспортировку; падение прибыли от продаж может быть обусловлено нарастающим предложением со стороны конкурентов; уменьшение чистой прибыли связано с увеличением налоговой базы.

Наряду с абсолютными и относительными показателями прибыльности предприятия, эффективность работы предприятия характеризуют показатели деловой активности.

Деловая активность –  это результат работы предприятия  относительно величины авансированных средств или величины их потребления в процессе производства. Деловая активность проявляется в динамичности развития хозяйствующего субъекта, достижении им поставленных целей, а также скорости оборота средств.

Скорость оборота средств  – очень важный показатель деловой  активности предприятия, т.к. от скорости оборота средств зависит размер годового оборота, с размерами оборота а следовательно с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации может быть оценена: 1 – скоростью оборота (количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие). 2 – периодом оборота (т.е. средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации средства, вложенные в производственно-коммерческие операции).

Деловая активность предприятия  оценивается абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей  необходимо выделить соотношение темпов роста прибыли, выручки от реализации и активов (имущества, авансированных средств) предприятия.

 

Т приб. > Т выр. > Т акт.

 

Данное соотношение  называется золотым правилом экономики  предприятия: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущество предприятия. Это означает, что издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия – использоваться более рационально. Соотношение вышеуказанных абсолютных показателей деловой активности в 2008г. выглядит следующим образом: 26,82% < 103,4% < 135%

Данное соотношение  не соответствует золотому правилу  экономики, что означает рост издержек обращения, нерациональное использование  ресурсов, снижение прибыли.

Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Среди них особое место занимают показатели оборачиваемости. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести:

  1. Сферу деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.)
  2. Отраслевую принадлежность (оборачиваемость оборотных средств на предприятиях с разной отраслевой принадлежностью объективно различная)
  3. Масштабы предприятия (в большинстве случаев оборачиваемость средств на малых предприятиях значительно выше, чем на крупных – в этом одно из основных преимуществ малого бизнеса).

Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятия.

Период нахождения средств  в обороте в значительной степени  определяется внутренними условиями деятельности предприятия, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами. В зависимости от применяемой ценовой политики, структуры активов, методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.

Различные виды активов  предприятия имеют неодинаковую оборачиваемость. Для оценки эффективности  использования оборотных средств  применяют показатели их оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости  активов отражает сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы хозяйствующего субъекта. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности его использования.

Показатель продолжительности  оборота в днях показывает количество дней, которое приходится на один оборот капитала предприятия. Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.

Рассчитаем показатели оборачиваемости оборотных средств  ООО «Пасифик Стрэйд» за 2006-2008гг (см. таблицу 6).

 

Таблица 6

Расчет показателей  оборачиваемости

Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

1. оборачиваемость оборотных  активов

9,9

3,95

3,61

1.1 средний срок оборота  оборотных активов в днях 

36

92

101

2. оборачиваемость запасов

198,12

242,15

42,83

2.1 средний срок оборачиваемости запасов в днях

1,8

1,5

8,5

3. оборачиваемость собственного  капитала

20

7

5,25

3.1 средний срок оборачиваемости  собственного капитала в днях

18

52

69

4. оборачиваемость дебиторской  задолженности 

52,52

20,89

32,69

4.1 средний срок оборачиваемости дебит. задолженности в днях

7

17,5

11,7

5. оборачиваемость кредиторской  задолженности 

60

9,07

8,31

5.1 средний срок оборачиваемости  кред. задолженности в днях

6,09

40

44


 

Как следует из аналитической  таблицы, в анализируемом периоде произошло замедление оборачиваемости оборотных активов. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился с 9,9 до 3,61, а длительность периода оборота оборотных активов выросла на 65 дней – с 36 до 101 дня. Можно предположить, что причиной снижения оборачиваемости активов стало замедление скорости оборота оборотных активов. Замедление оборачиваемости оборотных активов приводит к росту их остатков, что выражается в увеличении доли запасов. На данном предприятии уровень запасов в анализируемом периоде вырос с 19 тыс. в 2006г. до 283 тыс. в 2008г. (абсолютный прирост составил 264 тыс.).

Анализ показателей  оборачиваемости дебиторской задолженности  указывает на увеличение среднего срока  расчетов с дебиторами в период с 2006г. по 2007г. (с 7 до 17,5 дней). Однако, с 2007г. по 2008г. в отношении дебиторской задолженности наметилась положительная тенденция. Средний срок ее оборачиваемости в днях уменьшился с 17,5 до 11,7 дней.

Замедление оборачиваемости  запасов в днях с 1,5 в 2007г. до 8,5 в 2008г. говорит о том, что предприятие испытывает сложности со сбытом товаров, что в свою очередь могло произойти по причине выхода на рынок новых игроков и усилением конкуренции.

Оборачиваемость кредиторской задолженности снижается. Срок оборачиваемости  кредиторской задолженности увеличивается, что является отрицательной тенденцией с позиции соблюдения платежной дисциплины. Оборачиваемость собственного капитала также снижается. Это имеет отрицательное значение в первую очередь для учредителей предприятия.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что деловая активность предприятия падает. Продолжительность оборота активов в днях растет, в то время как число совершаемых ими оборотов уменьшается, следовательно, эффективность использования ресурсов предприятия падает.

 

2.5 Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия

 

Анализ отчета о прибылях и убытках начинается с изучения выручки как доходов по обычным  видам деятельности и соответствующих  им расходов. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка).

Конечная цель анализа  состоит в том, чтобы объяснить  причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. При  проведении анализа необходимо учитывать, что объектом анализа является не однородная совокупность – доходы и расходы, прибыли и убытки, необходимо брать во внимание целый комплекс факторов, влияющих на формирование конечных финансовых результатов.

Анализ отчета о прибылях и убытках начнем с составления и изучения сравнительного аналитического отчета о прибылях и убытках, который отражает обобщенную информацию о формировании чистой прибыли. Составлять данный отчет будем, основываясь на данных за два года (2007г. и 2008г.), где 2008г. – отчетный год, 2007г. – базисный год. Данные за 2006г. в отчет не включены, т.к. они существенно не отличаются от данных 2007 года.

 

Таблица 7

Сравнительный аналитический  отчет о прибылях и убытках

Показатели

2007г.

2008г.

Изменения (+; -)тыс.р.

Изменения (%)

Выручка (нетто)

6538

6766

+228

+3,37

Себестоимость проданных  товаров

5688

6053

+365

+6,04

Валовая прибыль

850

713

-137

-19,2

Коммерческие расходы

__

485

+485

+100

Прибыль от продаж

850

228

-622

-272,8

Операционные расходы

__

7

+7

+100

Прочие внереализационные расходы

__

87

+87

+100

Прибыль (убыток) до налогообложения

850

134

-716

-534

Чистая (нераспр.) прибыль

768

70

-825

-1247

Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки