Кризис современной международной валютной системы как многофакторный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение кризиса современной международной валютной системы как многофакторного процесса.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть валютную систему - виды и историю;
- проанализировать мировой финансовый кризис и факторы, которые на него влияют;

Содержание работы

Введение 3
1 Валютная система - виды, история 4
2 Мировой финансовый кризис, что на него влияет 12
3 Влияние кризиса на валютную систему 15
Заключение 19
Список использованной литературы: 20

Файлы: 1 файл

ргр готовая.docx

— 83.88 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, она базируется на ЭКЮ, которая выпускается Европейским  валютным институтом (до 1994 г. - Европейским  фондом валютного сотрудничества - ЕФВС). Стоимость ЭКЮ определяется на базе «валютной корзины», в которую входят в настоящее время валюты 12 стран.

В отличие от МВФ, который не проводит операции с золотом, Европейский  валютный институт выпускает ЭКЮ  взамен взносов стран - получателей  ЭКЮ в золоте и долларах (в форме  возобновляемых трехмесячных сделок «своп»).

Соглашение о ЕВС предусматривает  режим «совместного плавания» волют  вокруг доллара США, японской йены и валют других стран, не входящих в ЕВС

В настоящее время наиболее продвинутыми в интеграционном отношении выступают такие международные региональные объединения, как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН (участники: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней - Даруссалам, Лаос, Мьянма, Камбоджа); Общий рынок Южного конуса - МЕРКОСУР (участники: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай); Андское сообщество (участники: Боливия, Венесуэла, Колумбия Перу, Эквадор). Придерживаясь интеграционной политики, эти международные объединения придают большое значение поиску эффективных валютных механизмов, способствующих реализации такой политики в интересах объединившихся стран. Возможно, они встанут на путь создания коллективных валют.

Как известно, высоко развитым экономическим объединением является сегодня Европейский союз. Он уже создал собственную международную (региональную) валютную систему с единой валютой. Будущее остается за СНГ. Пока здесь, пожалуй, больше проблем, чем интеграционных достижений, а потому нет валютной системы, которую можно было бы назвать международной (региональной). [1,с.98]

В будущем вероятно развитие и такой тенденции, как формирование валютных зон вокруг сильных национальных валют, доказавших свою способность обслуживать международные экономические отношения. Это будут зоны, отличные от тех, что сформировались во время и после Второй мировой войны под диктатом метрополий. Участники новых валютных зон станут равноправными, наряду с базовой денежной единицей валютной зоны обслуживать взаимные экономические связи будут и другие национальные валюты в режиме их взаимной конвертируемости.

В числе главных и зональных  валют в перспективе видится  китайский юань, который станет, очевидно, обслуживать рынок Центральной  и Юго-Восточной Азии. Предпосылки  к этому создаются. Китай быстро наращивает экономический и валютно-финансовый потенциал. Курс юаня остается стабильным с 1995 г., а с 2005 г. Китай намерен  ревальвировать свою валюту на 10%. Разработана и реализуется программа ее полной конвертируемости. В конституцию КНР внесена поправка, официально признающая в стране частную собственность. Соперником юаня в Азии, по-видимому, будет выступать японская йена, претендуя на то, чтобы возглавить в этом регионе валютную зону.

Если принять во внимание все  сказанное, то применительно к будущему стоило бы говорить не только о переустройстве собственно валютной системы в существующем до сих пор ее понимании, а скорее о создании нового валютного механизма, способного обслуживать как глобальное экономическое пространство, так  и его региональные части с  их особыми интересами. Исходя из этого, такой механизм видится как своеобразная «пирамида».

Ее основу составит собственно мировая  валютная система. Оставаясь формой организации международных валютных отношений, продиктованной глобальным рынком, именно она, а не политическая воля государств, определит валюты, способные удовлетворять потребности  его участников. Следующими звеньями «пирамиды» нового валютного механизма  станут международные (региональные) валютные системы и валютные зоны, а также  наднациональные валютные системы, взаимодействующие между собой, обновленные по международным стандартам.

В числе валют, которые глобальный рынок «рекомендует» использовать в своих целях, можно предположить, будут доллар США и евро. Российский рубль в обозримой и даже среднесрочной  перспективе шансов на это, видимо, иметь не будет в силу недостаточной  мощи экономики России, ее интернационализации.

 

2 Мировой финансовый кризис, что на него влияет

Нынешний финансовый кризис отличается как глубиной, так и  размахом — он, пожалуй, впервые  после Великой депрессии охватил  весь мир. «Спусковым крючком», приведшим  в действие кризисный механизм, стали  проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однако в основе кризиса лежат  более фундаментальные причины, включая макроэкономические, микроэкономические и институциональные. Ведущей макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности  в экономике США, что, в свою очередь, определялось многими факторами, включая:

— общее снижение доверия  к странам с развивающимся  рынком после кризиса 1997—1998 гг.;

— инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);

— политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС  в 2001—2003 гг., пытаясь предотвратить  циклический спад экономики США.

Под влиянием избыточной ликвидности  активизировался процесс формирования рыночных пузырей — искаженной, завышенной оценки различных видов  активов. В отдельные периоды  такие пузыри формировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что стало важной составной частью кризисного механизма. Согласно данным межстрановых исследований, охватывавших длительные временные периоды, кредитная экспансия является одним из типичных условий финансовых кризисов. Таким образом, риски развития кризиса в результате ослабления денежно-кредитной политики, реализовавшиеся в 2007—2008 гг., — не исключение, а общее правило. [8,с.95]

На этом фоне способствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы — развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированных  производных облигаций). Считалось, что они позволяют снизить  риски, распределяя их среди инвесторов и обеспечивая правильную оценку. На самом деле использование производных  инструментов фактически привело к  маскировке рисков, связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к их непрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов.

Ключевую роль в развитии последнего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию. Национальное бюро экономических исследований США (NBER) — совет ученых-экономистов, считающийся официальным арбитром в определении времени начала и конца рецессии в стране, в декабре 2008 г. объявило, что рецессия в США началась еще год назад — в декабре 2007 г.

Постепенно финансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран.

 

3 Влияние кризиса на валютную систему

Мировой финансовый кризис обнажил противоречия экономической  динамики всемирного хозяйства и  отдельных стран мира, наличие  которых молчаливо подразумевалось  экспертами и аналитиками, но при  анализе факторов среднесрочного порядка  обычно не принималось в расчет. Одним из источников финансового  кризиса выступают диспропорции в экономике США, которая долгое время (почти 20 лет) пребывала в состоянии  рецессионного разрыва.

В России имеют место две  проблемы, осложняющие выход из кризиса. Первая проблема – это карликовый (по мировым масштабам) банковский сектор. Если сложить все активы банков, действующих на территории России, мы получим величину, составляющую примерно 90% объема годового выбытия основного капитала в стране. В Германии, где крупных транснациональных компаний не так уж много, это соотношение составляет примерно 170%. Таким образом, возможности нашего банковского сектора финансировать даже простое обновление основных фондов весьма ограничены. Понятно, что это финансирование происходит не за счет банковских активов как таковых, однако задачи развития реального сектора страны, стоящей на пороге масштабной технологической модернизации, требуют слаженных действий банковского сектора и серьезных объемов инвестиций, чего наша раздробленная банковская система пока обеспечить не в состоянии. Пожалуй, одним из возможных путей решения этой проблемы является насильственное укрупнение банковского сектора, которое должно быть в известной мере аналогично реформам Рузвельта в США. Выход из положения следует искать не на путях банкротства слабых банковских учреждений, а на путях их слияния с более сильными и способными проводить национально ориентированную кредитно-финансовую политику. [7, с.58]

Вторая проблема заключается  в том, что наша страна неоднородна, как по уровню экономического развития, так и по характеру экономической  динамики. Некоторая часть российских регионов (г. Москва) испытывает рецессионный разрыв, другая часть пребывает в состоянии инфляционного разрыва. В этом заключается основная причина того факта, что одни и те же решения, принимаемые на федеральном уровне, улучшают экономическое положение одних регионов страны и ухудшают динамику других. Налицо расхождение траекторий экономической динамики, при котором более сильные, развитые регионы упрочивают свое положение, а более слабые теряют и те немногочисленные ресурсы для развития, которые еще оставались в их распоряжении, постепенно превращаются в зону, свободную от производства.

Основная трудность заключается  в том, что те самые факторы, которые  выступают движущими силами развития одних регионов, тормозят развитие других. Например, стимулирование совокупного  спроса является локомотивом развития регионов, находящихся в состоянии  рецессионного разрыва, но пагубно отражается на динамике регионов, испытывающих инфляционный разрыв.

Решение проблемы выхода из кризиса для России заключается  не в денежной эмиссии как таковой, а в развитии федеральных инвестиционных программ, имеющих выраженную региональную направленность. Снижение ставки рефинансирования – это тупиковый путь для любой страны, но для России это еще и губительный шаг, усиливающий поляризацию экономического пространства. В нашей стране была попытка снизить ставку рефинансирования, но, к счастью, правительство вовремя (в течение 2-3 дней) одумалось и не пошло по этому пути. Проблема выхода из кризиса заключается не в том, чтобы денег в стране было много, а в том, чтобы они шли по назначению, вызывали мультипликационные эффекты и работали на решение задач экономического роста, а не оседали на финансовых рынках. При этом инвестиции в реальный сектор экономики не обязательно должны поступать через существующую в нашей стране банковскую систему в ее нынешних очертаниях. Существуют различные возможности решения этой проблемы.

1. Создать независимую  сеть государственных банковских  учреждений, достаточно разветвленную  для того, чтобы проходящие через  нее производственные инвестиции  достигали каждого уголка страны. В Китае для решения аналогичной  задачи были созданы четыре  стратегических банка, предназначенных  для финансирования и кредитования  долгосрочных и масштабных проектов, реализация которых не предполагает  быстрой окупаемости.

2. Создать сеть институциональных  инвесторов (например, инвестиционных  фондов), подконтрольных федеральному  центру и напрямую кредитуемых  Центробанком, для осуществления  целевых инвестиционных программ  на территории всей страны.

3. Укрупнить и национализировать  часть существующего банковского  сектора и сделать её проводником  государственной инвестиционной  политики.

4. Стимулировать крупнейшие  коммерческие банки, уже имеющие  разветвленную сеть филиалов (Сбербанк), к реализации инвестиционной  политики государства и усилить  государственный контроль за их текущей деятельностью. [4,с.112]

Необходимо также быстро предпринять усилия по повышению  мировых цен на нефть. До тех пор, пока она стоит дешевле 70-80 долларов за баррель, наше правительство снижает  курс рубля для того, чтобы поддержать экспортеров, дать им возможность заработать. Других причин для удорожания доллара  в российской экономике сейчас нет. Но для России ослабление рубля опасно, поскольку у нас огромный частный  внешний долг (он превысил 400 млрд. дол.), львиная доля которого номинирована в иностранных валютах. Поэтому низкий курс рубля уменьшает шансы фирм-должников, производство которых ориентировано в основном на внутренний рынок, вовремя расплатиться по внешнему долгу.

Суммируя проблемы, с которыми столкнулась отечественная экономика, можно утверждать, что сроки выхода из кризиса и возвращения на траекторию устойчивого роста всецело зависят  от действий правительства, от своевременности  и правильности принимаемых мер.

 

Заключение

Изучив МВС и национальную валютную систему, а также рассмотрев проблемы денежного обращения в  России, я пришла к выводу, что  на данный момент Кингстонская валютная система переживает глубокий кризис. Однако наша страна, валюта которой сегодня является наиболее обеспеченной в мире (если судить по объему золотовалютных резервов), примет активное участие в формировании новых контуров глобальной финансовой системы. Есть основания полагать, что на этом пути мы обретем союзников в лице наших ближайших соседей и стратегических партнеров, с которыми нас связывают долгосрочные глобальные интересы.

Но сначала нужно решить проблемы собственного денежного обращения, что сейчас является главной задачей  на пути становления рубля как  одной из мировых резервных валют, что несомненно положительно отразится на экономике внутри страны и положении РФ на международных товарных рынках. Ещё многое предстоит сделать, но у России появился реальный шанс стать одной из ведущих стран после установления новой валютной системы.

Информация о работе Кризис современной международной валютной системы как многофакторный процесс