12 лекций 14 практик
Экзамен с
автоматами (если нет «Н» и оценки «4»
и «5»)
24.01.13
Лекций №1
РОЛИ, ФУНКЦИИ
КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ
- Сущность контроля, его содержание, цели и задачи
В условиях
рыночной экономики возрастает потребность
в достоверной учётной и отчетной
информации о деятельности хозяйствующих
субъектов. Эта информация необходима
как внутренним её пользователям (руководителям
подразделения, администрации предприятия),
так и внешним (государственные финансовые
органы, которые контролируют определённые
стороны деятельности предприятия; инвесторы
– на сколько рационально используются
инвестиции; поставщики – для погашения
долгов; банки – для контроля за платежеспособностью
по выданным кредитам; собственники предприятия
– для контроля за деятельностью предприятия
и получением доходов).
Достоверность
информации обеспечивается контролем.
Контроль – самостоятельная
функция управления, представляющая собой
систему наблюдения и проверку процесса
функционирования объекта в соответствие
с принятыми управленческими решениями,
а также позволяющая выявить отклонение
в намеченных целях и принимать при необходимости
корректирующие меры.
Экономический
контроль – наука, изучающая закономерности,
принципы и правила, согласно которым
осуществляется постоянное наблюдение
со стороны собственников, государства,
трудовых коллективов и общественных
организаций за деятельностью предприятий
и иных субъектов с целью соблюдения ими
законодательных и иных правил и норм.
Существуют
различные виды контроля, каждый из
которых характеризуется следующими
элементами:
1)предмет. Предметом экономического
контроля в условиях рыночной экономики
является отслеживание и выявление соответствие
фактического состояния экономического
производства установленному порядку,
его организации и гос регулирования
2)метод. Методом контроля
является система способов его проведения.
Различают 2 основных способа контроля:
документальный и фактический.
3)объекты. В качестве объекта
эконом контроля выступают все воспроизводственные
процессы, при этом проверке подвергаются
отдельные хоз средства и процессы, совокупность
которых характеризует производственную
и хозяйственно-финансовую деятельность
за определённый период.
4)цель. Цель контроля –
объективное изучение положения дел в
определённых отраслях деятельности
организации и выявление отрицательно
сказывающихся факторов
5)задачи. Задачи контроля:
- Проверка соблюдения действующего законодательства и нормативного регулирования хозяйственно-финансовой деятельности экономических субъектов
- Обеспечение сохранности контролируемых экономических ресурсов и выявление фактов недостач, потерь, порчи и иного нерационального использования
- Проверка планов (сметы, бюджетов), выявление отклонений фактических результатов от заданных параметров ФХД
- Выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства
- Проверка состояния бух учёта и внутренний контроль достоверности бух и налоговой отчетности
6)принципы. Общепринятых
принципов экономического контроля (ЭК)
для всех видов и форм его осуществления
пока нет ни в одной стране, хотя их можно
выделить исходя из практики контрольных
мероприятий. В нашей стране достаточно
распространены такие основные принципы
ЭК как:
- Законность. Является одним из важнейших принципов ЭК и означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности
- Действенность. Означает его воздействие на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления. Соблюдение этого принципа позволяет не только своевременно устранить недостатки и добиваться возмещения виновными лицами причинённого ущерба, но и создавать условия для более эффективного ведения дел.
- Объективность. Означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует систематического контроля
- Рациональность. Предполагается измерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения.
- Ответственность. Связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности. Чаще всего связано с незаконным разглашением и использованием конфиденциальной информации, некачественным проведением контрольных мероприятий, нанесением материального и морального вреда проверяемым лицам.
- Проф компетентность. Предполагает наличие специальной проф подготовки, необходимой для эффективного выполнения контрольных мероприятий
- Функциональная независимость. Обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определённой свободы профессионального поведения, необременённых служебной подчинённостью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой независимостью.
7)функции. ЭК выполняет
несколько функций:
- Информационная. Заключается в том, что информация, полученная в результате контроля является основанием для принятия соответственных управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.
- Профилактическая. Заключается в том, что контроль призван не только выявить недостатки хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в работе.
- Мобилизующая. Эта функция ЭК заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства.
- Воспитательная. Приобщает людей к управлению производством, он воспитывает у работников организации потребность соблюдения законности и чёткого исполнения своих обязанностей.
- Классификация видов и форм экономического контроля
30.01.13
Лекция №2
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
- Методы документального контроля
Методом эк.
к.в условиях рыночной экономики
выступает совокупность приёмов
и способов, обеспечивающих выявление
соответствия фактического состояния
экономического производства соответствующему
порядку, его организации и регулированию.
Различают 2
основных метода контроля:
-документальный.
Основан на следующих методах:
- Экономический анализ работы организации. Этот метод позволяет выявить «+» и «-» стороны деятельности организации в целом и её структурных подразделений. Во многих случаях анализом ФХД начинают заниматься в процессе подготовки к ревизии. Результаты такого анализа позволяют ревизорам целенаправленно составлять план ревизии, проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля. В процессе ревизии данные экономического анализа подкрепляются результатами проверок первичных документов, регистров бух учёта и другой экономической информации. Экономический анализ позволяет установить по каким именно калькуляционным статьям или экономическим элементам затрат произошли значительные колебания за периоды. Путём этого анализа изучаются показатели, характеризующие непроизводственные расходы, потери, растраты, недостатки и хищения, задолженность по возмещению материального ущерба, потери от брака и т.д.
- Технико-экономические расчёты. Такие расчеты составляются за период ревизии. Они позволяют определить обоснованность норм расходования сырья и материалов и целесообразность трудовых затрат. В результате составления таких расчетов (↑) при ревизиях вскрываются факты применения устаревших норм материальных и трудовых затрат и как следствие, наличие неучтённых: сырья, материалов, готовой продукции. Путём расчётов ревизор устанавливает искажение данных, отражающих себестоимость продукции. В связи с неправильным распределением косвенных расходов по объектам учёта.
- Нормативная проверка. Данный метод применяется для выявления отклонений фактических затрат от плановых затрат. Он необходим для исследования причин отклонений от норм и задержки изменений норм материальных и трудовых затрат при использовании ревизуемой организацией основных элементов нормативного метода учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В комплексе с технико-экономическими расчётами этот метод позволяет ревизорам выявить случаи скрытия недостач, растрат, хищений и перерасхода за счет повышения плановых или нормативных затрат на производство продукции, списание на затраты производства материальных средств по нормам, когда фактически израсходовано меньше.
- Формальная проверка. Изучаются документы в целях выявления дефектов их оформление.
- Логическая проверка. Позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходование денежных средств. И материальных ресурсов. Реальность взаимосвязей между отдельными хоз операциями. Осуществление этой проверки обуславливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хоз операций.
- Арифметическая проверка. Данный метод применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявление признаков хищений и злоупотреблений завуалированных путём арифметических действий. Неправильные арифметические действия могут быть умышленными и не умышленными. Ревизиями устанавливается случаи умышленного искажения себестоимости продукции, сырья, материалов, объёмов СМР, за счёт неправильного определения %-ов, индексов, итого общепроизводственных и общехозяйственных накладных расходов в денежных документах – завышение итоговых сумм. При арифметической проверке регистров бух учёта иногда обнаруживаются подлоги в журналах-ордерах и ведомостях. Следует обращать внимание на записи в журнале-ордере №1, в котором итоговые суммы по Дт счетам проставляются также в отчетах кассира. Расхождение в указанных цифрах свидетельствует о нарушение финансовой дисциплины. При проведение этой проверки представляется возможность подразделить все документы на: доброкачественные и недоброкачественные. Для классификации документам по качественным признакам используется 3 критерия доброкачественности:
- 1) формальный критерий. Любой доброкачественный документ должен быть составлен по определённой форме. В РФ широко применяются типовые ведомственные формы различных первичных документов (бланки). В документе должны быть заполнены все реквизиты;
- 2) критерий законности. Хоз операция, отраженная в документе должна быть законна по своему содержанию, быть санкционированной в установленном порядке ответственными лицами;
- 3) критерий действительности. Документ должен отражать содержание именно той хоз операции, для которой он был создан, причём, отражать это содержание в не искаженной форме относительно объёмов, даты, участвующих в хоз операции сторон или лиц.
Документы,
не отвечающие хотя бы 1-му из перечисленных
критериев, называются недоброкачественным.
Недоброкачественные документы
могут подразделятся на 2 группы:
- По форме.
Документы, недоброкачественные по форме
отражают реальные хоз операции в не искаженном
виде и объёме, однако, среди них могут
быть:
А) неправильно
оформленные. Например, с использованием
не типовой межведомственной формы,
а той формы, которая применяется
только в данной организации.
Б) неоформленные
или недооформленные. Например, без
указания определённых реквизитов, обязательных
для данного типа.
- По существу.
Они могут отражать такую информацию,
которая в конечном счете оказывает существенное
воздействие на достоверность финансовых
результатов. Среди них могут быть:
А) Доброкачественные
документы, содержащие случайные ошибки
или незаконные операции. Например,
совершённые по незнанию.
Б) Содержащие
признаки материального или интеллектуального
подлога.
Среди подложных
документов выделяют:
- Материальный подлог – это документы, в которых содержатся подделки определённой части информации. Например, подделка подписи, исправление даты и т.д.
- Интеллектуальный подлог – это такие документы, которые составлены и оформлены верно, но содержат заведомо ложную информацию.
- Подлоги, сочетающие интеллектуальный и материальный подлоги, называют комбинированными.
- Встречная проверка представляет собой отличие разных документов или сравнение нескольких экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных подразделениях ревизуемой организации или в других организациях
- Взаимный контроль. Этот контроль необходим для сопоставления документов, отражающий взаимосвязанные хоз операции, при этом возможно:
- Сопоставление документов, отражающих непосредственное совершение хоз операций с документами, имеющими к первым косвенное отношение (сопоставление материального отчета о расходе сырья и материалов с данными карточек складского учёта)
- Сопоставление документов, отражающих хоз операцию с документами, оформление и содержание которых обуславливается непосредственно первичными документами (включения в акт выполненных работ таких объёмов, на которые не оформлены наряды)
- Анализ ежедневного или послеоперационного изменения остатков ТМЦ и денежных средств. Такой метод характерен тем, что в результате хронологического анализа хоз операций представляется возможность выявить отклонение от нормального оборота ТМЦ или денежных средств или как следствие – установить искажение данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции. Наибольший эффект этот метод даёт при проверке достоверности оборотов и остатков ТМЦ и д.ср. в случае, когда МОЛ не своевременно делает записи в аналитическом учёте (кассовой книги, карточках складского учёта, лимитно-заборная карта).
- Восстановление количественно-суммового учёта. Этот метод применяется при ревизии баз, предприятий общепита, складов некоторых организаций, где количественный учёт не ведётся, хотя каждая операция поступления и расходования МЦ оформляется первичными документами. Этот метод проверки состоит в том, что по первичным документам в хронологическом порядке восстанавливаются данные о поступление и расходовании МЦ по каждому сорту, виду или типовому размеру. Результаты восстановления количественно-суммового учёта позволяют анализировать движение этих ценностей за определённый период.
- Проверка правильности корреспонденции счетов. Такая проверка нужна, чтобы установить факты ошибочного или умышленного искажения данных взаимосвязи синтетических счетов б. у., чем создаются условия для хищения денежных средств и МЦ, хотя все первичные документы могут быть составлены безукоризненно.
- Проверка бух регистров б. у. Этот метод заключается в сопоставление данных регистров б. у. с данными первичных документов, что позволяет установить наличие подложных записей, сделанных с целью сокрытия, хищений и злоупотреблений. Применение этого метода даёт возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хоз операций в бух учёте.
- Исследование и проверка объяснительных записок, полученных в процессе ревизий. Данный метод позволяет глубже анализировать действие должностных и МОЛ, выявить обстоятельства, способствующие возникновению бесхозяйственности и нарушению финансовой дисциплины, намечать мероприятия по их устранению. Правильность совершения хоз операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто возникает необходимость провести проверку наличие денежных средств и МЦ в натуре. С этой целью вместе с методами документального контроля в ходе ревизии применяются методы фактического контроля.
- Исследование неофициальных материалов, полученных в процессе ревизии. Согласно данному методы изучаются черновые записи кассиров и других МОЛ, анонимные письма, неофициальные заявления работников ревизуемой организации ревизоры не должны игнорировать информацию, полученную из неофициальных материалов, поскольку она помогает установить истинное состояние дел, выявить злоупотребление и хищение денежных ценностей и МЦ. Однако, такую информацию нужно использовать осторожно, не унижая достоинство работников.
- Методы фактического контроля
А) инвентаризация как метод
фактического контроля и её виды
Самый распространённый
метод фактического контроля – инвентаризация.
Термин «инвентаризация» происходит от
слова «инвентарь», что означает опись.
В системе экономического контроля представляет
собой один из важнейших элементов этого
метода, связанный с изучением объектов
путём их фактического осмотра в натуре.
Если ревизия
служит важнейшей формой экономического
контроля по способам его осуществления,
то инвентаризация выступает важнейшим
методом проведения ревизий и других форм
контроля. Порядок инвентаризации имущества
и финансовых обязательств юр лиц (кроме
банков) и организаций, которые финансируются
за счет средств бюджета, определяются
методическими указаниями по инвентаризации
имущества (приказ Минфина РФ от
13.06.1995 г №49)
Сроки проведения
инвентаризации определяет сам руководитель
организации. В соответствие с ПБУ в РФ
инвентаризации обязательны:
1) при передаче
имущества организации в аренду,
выкупе, продаже, а также при
образовании государственного или
муниципального унитарного предприятия
2) перед составлением
годовой бух отчетности
3) при смене
МОЛ (на день приёмке-передаче
дел
4) при установление
фактов хищений или злоупотреблений,
порче ценностей
5) в случае
стихийных бедствий
6) при ликвидации,
реорганизации организации перед
составлением ликвидационного (разделительного)
баланса
7) при бригадной
материальной ответственности, при
смене бригадира, при выбытии
50% её членов, а также по требованию
1 или нескольких членов бригады
8) если программой
проверки контролирующего органа
предусмотрена инвентаризация имущества
или обязательств
Для проведения
инвентаризации в организации создаётся
инвентаризационная комиссия. Методическими
рекомендациями определена форма распорядительного
документа на создание комиссии и проведение
инвентаризации. Распорядительный документ
должен иметь название: «Приказ», распоряжение,
«постановление».
Приказ издаёт
руководитель организации
Распоряжение
– руководитель подразделения
Постановление
– вышестоящая организация или
коллективный орган, совет директоров.
В распорядительном
документе указывается председатель
и члены комиссии, полное наименование
их должностей по основному месту
работы, какое имущество и обязательство
подлежит инвентаризации, дата начала
и окончания инвентаризации, её причины,
дата сдачи итоговых документов в бухгалтерию.
В процессе инвентаризации тщательной
проверки подвергаются все инвентаризационные
документы, организация инвентаризации,
правильность принятых решений по пересортице
ТМЦ недостачам и излишкам. В необходимых
случаях ревизор может потребовать повторной
инвентаризации в своём присутствие.
Необходимо потребовать, чтобы к началу
инвентаризации была закончена вся обработка
документов по поступлению и расходу ценностей,
сделаны записи в аналитическом учёте,
выведены остатки на день инвентаризации.
К началу инвентаризации все ТМЦ должны
быть уложены по наименованиям, сортам,
размерам, к ним нужно прикрепить ярлыки
со сведениями, характеризующими эти ценности.
Если ценности находятся в разных местах,
то их все (кроме проверяемых) запирают
и опечатывают. Ключи от мест хранения
находятся у МОЛ. А пломбиратор находится
у ревизор и председателя. Одновременно
проверяются измерительные приборы. При
инвентаризации обязательно присутствуют
МОЛ. В период инвентаризации приём и отпуск
ТМЦ прекращается. Не допускаются на места
хранения посторонние лица. Целесообразно
до начала инвентаризации отпускать количество
ценностей, обеспечивающих нормальную
работу подразделения. Поступившие ценностей
в период инвентаризации хранятся в отдельном
помещение и в инвентаризационную ведомость
не включаются. Фактическое наличие ценностей
проверяется путём пересчета, взвешивания
ценностей.