Мероприятия по совершенствованию финансирования бюджетов на микро и макро уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов Республики Беларусь и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике,
проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.

Файлы: 1 файл

0_КурсоваяМайя.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего распределения сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Структура доходов  бюджета.

 

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые поступления. Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя  вторую, государство влияет на  воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Конкретными формами  проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

 Выделяют  следующие основные виды налоговых доходов:6

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Неналоговые доходы, к  которым относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно местных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РБ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РБ, субъектам РБ,  и иные суммы принудительного изъятия;
  • иные неналоговые доходы ( доходы от внешнеэкономической деятельности).

Безвозмездные перечисления включают следующие поступления:

  • От нерезидентов;
  • От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • От государственных внебюджетных фондов;
  • От государственных предприятий и учреждений;
  • От наднациональных организаций.

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (ресубликанские и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:7

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
  • государственные займы.  Они  осуществляются  с  помощью  выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями);
  • эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения - инфляционным налогом.

Рассмотрим также источники доходной части госбюджета:8

  • 70-80 % формируют налоговые поступления;
  • в значительно меньшей степени - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • и доходы государственного предпринимательства.

Белорусская экономика переживает большие трудности: замедлен рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.

Главными задачами бюджетной  политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики.

В этих сложнейших условиях в Министерстве финансов Республики Беларусь подготовлены основные направления бюджетной и налоговой политики. Ее целями и задачами являются:

    • достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
    • рост реальных доходов и потребления населения.

Поставленные задачи можно решить только при реализации активной промышленной политики на основе разработки реалистичного бюджета, снижения высоких издержек производства, повышения платежеспособного спроса, устранения неплатежей, ускорения инвестиционных процессов за счет эффективного использования бюджета развития.

2.2. Значение внебюджетных фондов

Второе звено финансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Например, в России указанных фондов более 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. К таким фондам относятся: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, инновационный фонд и др. Указанные выше фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами.

Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные). 

Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Внебюджетные фонды  выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира.

Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

• выделение из бюджета  определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;

• формирование фондов с собственными источниками доходов.9

Внебюджетные фонды  всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются  в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая  форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Фонды различаются по правовому положению и целям  создания.

По правовому положению  фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей, вторые — в распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

Внебюджетные фонды  как институциональные структуры  являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «кредитора» государственных бюджетов.

Создание государственных  внебюджетных  фондов,  определение  источников   их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

В Республике Беларусь к фонду социального назначения относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Этот фонд призван обеспечить конституционные права граждан Республики Беларусь на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т. п.

Предельный объем субвенций  бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий и пособий, осуществляемую в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также на доставку и пересылку пенсий установлен в 2004 году в размере 59499,2 млн. рублей, в том числе 1757,2 млн. рублей на погашение задолженности федерального бюджета по финансированию выплаты пенсий перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, фактически сложившейся в 2002 году, 500,0 млн. рублей на погашение реструктурированной задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год".

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию финансирования бюджетов на микро и макро уровнях