Мероприятия по совершенствованию финансирования бюджетов на микро и макро уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов Республики Беларусь и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике,
проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.

Файлы: 1 файл

0_КурсоваяМайя.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг.

Функции по проведению государственной  политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

В дальнейшем рынок федеральных  займов будет развиваться в направлении совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов. В июне 2001 г. Министерство финансов РФ выпустило государственные ценные бумаги со сроком погашения в 2004 г. Эти бумаги будут иметь четыре купона в год, и процентная ставка по ним будет более высокой, чем по ГКО, находящимся сейчас обращении. В настоящее время готовится проект постановления правительства, в соответствии с которым Минфин России выпустит ценные бумаги для институальных инвесторов — пенсионных и инвестиционных фондов со сроком обращения до 30 лет.

Кризис 1998 г. нанес серьезный  удар по финансовому рынку России. Он привел к ряду дефолтов регионов, невозможности обслуживать займы  за счет собственных ресурсов. Причинами  этого стало снижение бюджетных  доходов, отсутствие возможности рефинансировать долг в силу кризиса доверия и падения котировок займов, а также резкого роста их доходности. Этому способствовало и то, что часть средств резервных фондов для погашения субфедеральных облигаций была размещена администрациями районов в ГКО — ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократил финансовые возможности региональных властей. Лишь три субъекта Федерации — Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область — продолжали обслуживать свои обязательства. Санкт-Петербург даже разместил новые бумаги, но раскупалось не более 10—16% эмиссии.

В силу сложившихся обстоятельств  и сократившегося спроса инвесторов в 1999—2002 гг. многие субфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чему способствовало также увеличение доходов бюджетов всех уровней и соответственно — временное снижение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. Так, в 1999 г. в Министерстве финансов были зарегистрированы эмиссии 8 субъектов Федерации (в 3 раза меньше, чем в 1998 г.) и 6 муниципальных образований (в 1,5 раза меньше), в 2004 г. прошли регистрацию эмиссии облигации девяти субъектов Федерации и трех городов.

Некоторому «затишью»  на рынке субфедеральных облигационных  заимствований способствовало также известное ужесточение законодательства, регулирующего субфедеральные займы, которое наложило ряд ограничений на привлечение регионами заемных средств. В качестве причины этого ужесточения можно считать дефолт 1998 г., а также попытку правительства сориентировать территории на активизацию резервов и возможностей оздоровления доходной части бюджета, особенно в сфере неналоговых доходов.

Оживлению государственных  и муниципальных заимствований  может способствовать и ряд особенностей современного российского финансового  рынка. С одной стороны, это возросшая  ликвидность банковской системы, которая нуждается в новых инструментах и объектах для инвестирования. С другой стороны, снижение процентных ставок на финансовых рынках страны делает облигационные заимствования выгодными для эмитентов и позволяет проводить их на более длительный срок (сейчас прослеживается интерес к вложениям на срок до 3—5 лет против сроков вложений до одного года в докризисный период).

Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом — получателем гарантии — своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Назначение гарантии — обеспечение исполнения (обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

Переоформление  долговых обязательств третьих лиц  в государственный долг Российской Федерации — еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ.  Так, в 2001 г. Правительство РФ и Центральный банк РФ переоформляют принадлежащие по состоянию на 1 января 2001 г. Центральному банку РФ векселя Минфина РФ со сроками погашения до 31 декабря 2001 г. и причитающиеся к оплате по ним проценты, исчисленные на 1 января 2001 г., в государственные ценные бумаги  со сроками погашения с 2019 по 2004 г. с выплатой дохода один раз в год начиная с 2002 г. в размере 1% годовых.

 

3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

3.1 Финансовые ресурсы  предприятий, особенности их формирования

 

Понятие финансовых ресурсов в отечественной практике было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. Однако при широком использовании в теории и практике этого термина его толкование весьма различно. Между тем, однозначное и обоснованное толкование  сущности данной категории важно для ее полного понимания и практического осуществления финансовой работы на предприятии, фирме.

Итак, разграничим понятия  связанные с функционированием  финансов и финансовых ресурсов предприятий. Деньги – это вид универсального товара, используемый как всеобщий эквивалент, посредством которого соизмеряется стоимость других товаров. Денежные средства – совокупность средств предприятия, представленная денежным (наличным или безналичным) оборотом. Наличный оборот может быть представлен кассой предприятия,  а безналичная  форма – счета в банках, платежные поручения, аккредитивы и т.д. Таким  образом, деньги  есть форма выражения стоимости. В случае финансовых отношений – распределяемой стоимости. Фонды денежных средств (денежные  фонды) – обособленная часть денежных средств предприятия, имеющая узкоцелевое назначение (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд потребления и т.д.). Фондовая форма образования и использования средств, как правило, регламентируется предприятием, относительно стабильна, легче контролируема.  Нефондовая форма денежных средств – средства в расчетах, по платежам бюджетно-кредитной системе. 11

Финансовыми средствами называются средства, которые могут  быть использованы предприятием немедленно как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие средства целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности. Например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами.

Финансовые ресурсы  – более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (для обеспечения текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть  получены при необходимости (либо в перспективе, либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия). Данное положение исходит из того, что, деятельность предприятия не ограничивается текущим моментом и может быть спрогнозирована на перспективу. Кстати, в понятие «ресурс» уже заложена определенная предназначенность. В данном случае ресурс обеспечения производственной деятельности и коль скоро мы говорим о повторяющихся циклах производства, то – источник финансирования воспроизводственной деятельности предприятия (здесь имеется ввиду и перспективная деятельность субъекта хозяйствования), что предполагает учет всевозможных ресурсов. Таким образом, в понятие финансовые ресурсы входят текущие и потенциально возможные средства, которые при необходимости могут быть использованы как знаки распределяемой стоимости. Капиталом   является часть финансовых ресурсов приносящая доход.

Наиболее полно финансовые ресурсы могут быть изучены с  позиции системного подхода. Системой финансовых ресурсов предприятия будем считать совокупность активов предприятия, которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимости при осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития и функционирования.

Система финансовых ресурсов предприятия может быть охарактеризована как экономическая (т.к. она подчиняется экономическим законам), действующая в сфере финансово-кредитных отношений, динамическая (т.е. изменяется с течением времени), открытая (т.е. взаимосвязанная с окружающей средой), управляемая.

Переходя к рассмотрению элементов системы ресурсов, отметим, что, на наш взгляд, существуют несколько классификаций элементов, выделенных по различным критериальным признакам.

При выделении элементов  будем исходить из ранее данного  определения финансовых ресурсов, основанного на сущности финансов. В этом случае вполне логично выделять элементы по степени абсолютной ресурсности. Именно, таким образом, они представлены в активе предприятия.

А1 (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) - активы, имеющие практически абсолютную ресурсность. Могут быть сразу использованы как знаки стоимости.

А2 - (дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы) – активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаков стоимости. Развитие рыночных институтов (например,  факторинговых компаний) и отношений расширяет возможности по использованию в качестве ресурсов этих активов.

А3  - (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, долгосрочные финансовые вложения и др.). Могут быть  приняты в качестве знаков стоимости в единичных случаях, либо при достаточно высокой степени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращение в денежную форму длительно по времени и часто сопровождается значительной скидкой.

А4 - (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство) – используются в исключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика), либо при создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную форму считаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию, известным торговым маркам, перспективным «ноу-хау». На рис. 2.1  представлено действие и  восприятие выделенных элементов

П1

П2

П3

П4


 

А1

А2

А3

А4



Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения

Дебиторская задолженность (до 12 мес.), прочие оборотные активы

Сырье, материалы, неза-вершенное производство, готовая про-дукция и др.

Нематериальные активы, ос-новные  средства, незавершенное строительство и др.


Рис. 4.1.

где А1, А2, А3, А4 – соответствующие группы активов предприятия;

      П1,, П2,  П3, П4    - соответствующие группы пассивов;

                        восприятие элемента


                      действие элемента.12


Соотношение соответствующих  групп активов и пассивов предприятия  характеризует его ликвидность. Следует отметить, что практически только ресурсы группы   А1 могут быть трансформированы в кратчайшие сроки и без потерь в любую другую необходимую форму. Особая роль этой группы объясняется еще и тем, что деньги, обладая (как правило) абсолютной ликвидностью, показывают потенциальные возможности по маневрированию ресурсами при принятии выгодных управленческих решений. В этом случае внешние требования рынка к моментальной оплате всеобщим эквивалентом (деньгами) подтверждаются и соответствующей структурой финансовых ресурсов предприятия и его возможностями. Различные   варианты формирования ресурсов и возможности их использования предопределяют ликвидность и финансовую устойчивость субъекта хозяйствования.

Другим критерием выделения  элементов финансовых ресурсов является право собственности. В этом случае элементами являются: собственные ресурсы, заемные ресурсы, временно привлеченные (используемые) ресурсы.

Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому предприятию и  их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия.

Заемные ресурсы не являются собственностью данного предприятия и их использование чревато для него потерей независимости. Заемные средства предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности, что в конечном итоге обуславливает их более быструю, по сравнению с собственными ресурсами, оборачиваемость. К заемным средствам относятся разнообразные виды кредитов, привлекаемых от других звеньев кредитной системы (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий, домохозяйств).

Привлеченные ресурсы  – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его  обороте. Данные средства до возникновения  санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы - задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие  в виде предоплаты и др.

Следующим признаком  выделения элементов финансовых ресурсов является срочность использования. Как  правило, ресурсы классифицируются на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Временной  горизонт каждой группы может быть установлен индивидуально.

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию финансирования бюджетов на микро и макро уровнях