Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:26, курсовая работа
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля над расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля над распределением и использованием бюджетных ресурсов
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и содержание государственного финансового контроля 5
1.1 Цели, задачи и функции государственного финансового контроля 5
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля 8
1.3 Методы государственного финансового контроля 11
Глава 2. Анализ структуры государственного финансового контроля в Российской Фдерации 13
2.1 Система государственного финансового контроля 13
2.2 Органы государственного финансового контроля 14
Глава 3. Актуальные проблемы осуществления государственного финансового контроля в Российской Фдерации 24
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.2 Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 26
Заключение 33
Список литературы 35
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
экономики и права
Контрольная работа
Предмет: Финансы
Тема: Меры повышения эффективности государственного финансового контроля
Выполнила студент(ка) 3 курса
Экономического факультета
По специальности «Финансы и кредит»
Заочной формы обучения
(Филиал в г. Луге)
Луга
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика
и содержание государственного финансового
контроля
1.1 Цели, задачи и функции
государственного финансового
1.2 Виды и формы государственного
финансового контроля
1.3 Методы государственного
финансового контроля
Глава 2. Анализ структуры
государственного финансового контроля
в Российской Федерации
2.1 Система государственного
финансового контроля
2.2 Органы государственного
финансового контроля
Глава 3. Актуальные проблемы
осуществления государственного финансового
контроля в Российской Федерации
3.1 Оценка эффективности
государственного финансового
3.2 Пути повышения эффективности
государственного финансового
Заключение
Список литературы
Введение
Эффективность финансового контроля - сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).
С учетом этого положения
критерием эффективности
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части. Методологической проблемой установления критериев по этим целям является определение "вклада" финансового контроля в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.
В узком смысле целью финансового контроля является сокращение количества и объемов правонарушений в экономической сфере. Определение этого критерия с методической точки зрения не представляет сложности.
Таким образом, конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности. Невозможно судить об итогах контроля без выявления практических результатов, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого субъекта или должностного лица. Учет последствий контроля для управленческой деятельности тем более необходим, т. к. под эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием контроля. Если контрольный орган обнаружил какие-то недостатки или нарушения, выяснил, кто в них персонально виноват, он обязан не только принять меры к виновным, но, прежде всего, указать пути и способы улучшения работы, как и кто должен устранить выявленные недостатки или нарушения, установить для этого определенный срок, а затем проверить исполнение.
Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.
Понятие эффективности финансового контроля тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля над расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля над распределением и использованием бюджетных ресурсов.
Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Цель работы - раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его содержание, значение, задачи. Также даётся характеристика объекта и субъекта финансового контроля. Описание видов, форм и методов финансового контроля. Во второй главе раскрывается контроль со стороны государства. В заключительной главе рассматриваются пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Глава 1. Общая характеристика и содержание государственного финансового контроля
1.1 Цели, задачи
и функции государственного
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, технический, административный и др.
Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, т.к. важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение её эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надёжное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдение субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.19, с. 10
Основными задачами финансового контроля являются:
- обеспечение финансовой
безопасности государства и
- выполнение субъектами
хозяйствования своих
- рост финансовых ресурсов
во всех сферах и звеньях
финансовой системы,
- соблюдение финансовых
интересов всех субъектов
- повышение эффективности
финансовой политики
В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечёт применение определённых мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями.
Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определённых оснований
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.)
Наиболее важным элементом
в системе финансового контроля
являются субъекты контроля, т.к. они
в соответствии с действующим
законодательством
Субъектами финансового
контроля являются специально уполномоченные
органы (государственные контрольные
органы; структурные подразделения,
созданные в субъектах
1.2 Виды и формы
государственного финансового
В зависимости от признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля:
Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект контроля:
Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют:
- государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль над деятельностью внебюджетных фондов и др.25, с. 44
Информация о работе Меры повышения эффективности государственного финансового контроля