Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:26, курсовая работа
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля над расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля над распределением и использованием бюджетных ресурсов
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и содержание государственного финансового контроля 5
1.1 Цели, задачи и функции государственного финансового контроля 5
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля 8
1.3 Методы государственного финансового контроля 11
Глава 2. Анализ структуры государственного финансового контроля в Российской Фдерации 13
2.1 Система государственного финансового контроля 13
2.2 Органы государственного финансового контроля 14
Глава 3. Актуальные проблемы осуществления государственного финансового контроля в Российской Фдерации 24
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.2 Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 26
Заключение 33
Список литературы 35
Среди его функций: 1) контроль над исполнением указов и распоряжений Президента РФ; 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.26, с. 64
Финансовый контроль со стороны Правительства РФ .
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров - правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии.
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
- государственные финансы
в целом - участие в комплексном
анализе экономики страны и
работе по составлению
- государственный бюджет
- организация работы по
- внебюджетные государственные
федеральные фонды - подготовка
предложений о создании и
- страхование - участие
в работе по развитию и
- денежное обращение
- разработка и осуществление
мер по оптимизации товарно-
- государственный кредит
- выпуск государственных
- финансовый рынок -
разработка предложений по
- финансовый контроль -
контроль над исполнением
- организация учёта и отчётности - анализ сводной бухгалтерской отчётности
федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учётом и отчётностью предприятий и др.
В последние годы расширяется деятельность Минфина РФ в сфере контроля знада движением финансовых потоков в стране. В феврале 2002г. приступил к работе Комитет по финансовому мониторингу Минфина РФ (КФМ), созданный для противодействия отмыванию преступных доходов. С этой целью КФМ анализирует и передаёт правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков и других кредитных организаций и страховых фирм по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами, а также по сделкам, связанным с оттоком капитала за рубеж. Комитет сотрудничает с МНС РФ, ГТК РФ, а также с иностранными и международными организациями, борющимися с отмыванием денег.
Оперативный контроль использования
государственных средств
Основными задачами департамента являются обеспечение государственного финансового контроля и методического руководства аудитом в РФ. Основная функция департамента государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Для усиления контроля над поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.
Федеральное казначейство включает:
а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;
б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Федеральное казначейство
в соответствии со ст. 267 Бюджетного
кодекса РФ осуществляет предварительный
и текущий контроль за ведением операций
с бюджетными средствами главных
распорядителей, распорядителей и получателей
бюджетных средств, кредитных организаций,
других участников бюджетного процесса
по исполняемым бюджетам и бюджетам
государственных внебюджетных фондов,
взаимодействует с другими
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную систему - Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ МО налогам и сборам.
Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
К органам налогового контроля в РФ относятся органы налоговой службы, таможенные органы, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.
Систему органов налоговой службы РФ образуют Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.
В обязанности налоговых органов входит:
- соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- ведение учёта
- проведение разъяснительной
работы по применению
- осуществление возврата или зачёта излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
- соблюдение налоговой тайны;
- направление налогоплательщику
копии актов налоговой
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России (ЦБ РФ). Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение - Департамент банковского надзора - проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.
Таможенное дело РФ в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет РФ. Они образуют единую систему, включающую:
- Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ);
- региональные таможенные управления РФ;
- таможенные посты РФ.
Глава 3. Актуальные проблемы осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Оценка эффективности
государственного финансового
Эффективность финансового контроля -- сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части. [25, с. 33] Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового контроля - это главный критерий определения его эффективности.
Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.
Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность. [25, с. 36]
Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество. Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.
Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.
Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:
- социальный эффект;
- организационный эффект;
- экономический эффект.
Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.
Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.
Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.
Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля -- это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в федеральный бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля. [25, с. 43]
3.2 Пути повышения
эффективности
В настоящее время работа
органов государственного финансового
контроля в России характеризуется
несогласованностью и разобщенностью,
отсутствием четкого
Информация о работе Меры повышения эффективности государственного финансового контроля