Место финансов в системе экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:
общественные финансы,
финансы хозяйствующего субъекта.


Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

6) Государственные и  муниципальные финансы

Государственные и муниципальные  финансы -- это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас-ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе-ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея-тельности, управления и других расходов государства и муници-пальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов ор-ганы государственной власти и местного самоуправления осуще-ствляют регулирование социальных процессов, оказывают влия-ние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель-ных территорий страны и др.

На организацию государственных  и муниципальных финан-сов оказывает  влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитар-ных государств в целом характерна более высокая степень концен-трации финансовых ресурсов в распоряжении центральных орга-нов государственной власти по сравнению с федеративными го-сударствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных госу-дарств составляют отчисления от регулирующих доходов и сред-ства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного уст-ройства, построенной на принципе разграничения предметов ве-дения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преоб-ладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределе-ния средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федера-ции либо в формировании муниципальных образований различ-ного территориального уровня.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образо-ваний. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, эт-нографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Формирование и использование  финансовых ресурсов ор-ганов государственной  власти и местного самоуправления осу-ществляется  в форме различных фондов денежных средств: бюд-жетов разных уровней  бюджетной системы страны и внебюджет-ных  фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финан-сового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование эко-номических и социальных процессов, развитие научно-техничес-кого прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и ис-пользования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удов-летворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности  у органов государственной власти и местного само-управления в значительных объемах финансовых ресурсов для  проведения ряда важных социально-экономических мероприя-тий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансиро-вание таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджет-ных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные ме-роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджет-ные фонды выступают формой образования и использования фи-нансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономичес-ких, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов фи-нансовые ресурсы органов государственной власти и местного са-моуправления -- это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

7) Финансовая  система США

Современная система  государственных финансов состоит  из:

·        Финансовой системы федерации;

·        Финансовых систем 50 штатов;

·        Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);

·        специальных фондов; 

 

Такая система  организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

Бюджетный год  федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

Центральное место  в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65%  совокупных расходов консолидированного бюджета прооходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.

За федеральными органами закреплены расходы общенационального  значения (на военные цели, международные  дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги (об их процентном соотношении см. далее).

В США бюджеты  регулируются через систему дотаций  и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам (см. приложение А “4 канала движения ресурсов”): из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%) носит ярко-выраженный  програмно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что “федеральная помощь” (»29% общей суммы доходов штатов и месных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

8) Содержание  и значение финансовой политики  государства

Финансовая  политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Проявляется финансовая политика в виде форм и методов  мобилизации финансовых ресурсов и  использовании их на различные потребности  государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Финансовая  политика, как способ воздействие  финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.

Основной целью  финансовой политики является оптимальное  распределение валового общественного  продукта между отраслями народного  хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.

Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых  программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности  производства, использованию местных  ресурсов.

При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям  общественного развития;

– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

– тщательное изучение предшествующего  хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения  финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

– наличие обширной и  достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел  в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она  учитывает потребности общественного  развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

15) Социально-экономическая  сущность бюджета

Экономическое значение бюджета заключается  прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.

Итак, по своей внешней форме государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

В процессе составления основного  финансового плана государства бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих  средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета  наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет  узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

23) Сущность  и значение государственных внебюджетных  фондов

Внебюджетные фонды создаются  федеральным и региональными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Внебюджетные фонды – это  своеобразная форма аккумуляции  перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ – на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления – на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

Информация о работе Место финансов в системе экономических отношений