Место финансов в системе экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:
общественные финансы,
финансы хозяйствующего субъекта.


Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

С начала 1993 г. состав источников финансирования здравоохранения выглядит следующим образом:

Средства федерального бюджета  и бюджетов нижестоящих уровней;

Средства государственных и  общественных организаций, предприятий  и других хозяйствующих субъектов;

Личные средства граждан;

Безвозмездные (благотворительные) взносы и пожертвования;

Доходы от ценных бумаг;

Кредиты банков и других кредиторов;

Иные источники, не запрещённые  законодательством.

Средства, направляемые гражданами и  юридическими лицами в фонды ОМС, исключаются из сумм, облагаемых налогами.

Перечисленные источники формируют  финансовые средства здравоохранения:

a) фонды обязательного мед страхования 

федеральный фонд обязательного мед  страхования;

федеральные фонды обязательного  мед страхования;

b) фонды добровольного мед страхования. 

Фонды обязательного мед страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. По объёму аккумулируемых средств эти фонды занимают третье место. С начала 1993 г. фонды функционируют в режиме формирования и расходования средств в соответствии с Положением о федеральном фонде ОМС и Положением о территориальных фондах ОМС.

Федеральный фонд ОМС является юридическим  лицом, подотчётным Правительству  РФ. Основные задачи этого фонда  состоят в обеспечении предусмотренных законодательсовм РФ прав граждан в системе обязательного мед страхования, достижении социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного мед страхования, разработке и осуществлении комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного мед страхования и созданию условий для выравнивания объёма и качества мед помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.

Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной  собственности РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляется правлением и  его постоянно действующим исполнительным органом –исполнительной дирекцией  во главе с исполнительным директором. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Фонда.

Отчёты о доходах и использовании средств Федерального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно представляются сначала в Правительство РФ, а затем и в Федеральное Собрание РФ. Следёет отметить, что в отличие от других государственных внебюджетных фондов впервые опубликован в полном объёме отчёт Федерального фонда ОМС за 1995 г. ( Российская газета, 26.06.96 г.) Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного мед страхования. Это выравнивание обеспечивается путём перераспределения средств в форме субвенций территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе обязательного мед страхования.

При определении размеров субвенций  применяется утверждённый правлением Федерального фонда перечень оценочных критериев, который включает:

Степень реализации Федерального закона “О мед страховании граждан РФ”  – наличие утверждённой в установленном  порядке территориальной программы  обязательного мед страхования, обеспеченность её источниками финансирования, полнота сбора страховых взносов;

Эффективность использования финансовых средств всеми участниками системы  ОМС;

Наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств обязательного  мед страхования по решениям региональных властей и местных администраций;

Дотационность бюджета субъекта РФ;

Комплексный показатель здоровья населения.

В последние годы, когда система  обязательного мед страхования  в основном сформировалась, на долю субвенций территориальным фондам приходилось 85% расходов Федерального фонда. Остальные средства направлялисть на финансирование материально- технического и лекартвенного обеспечения учреждений зравоохранения федерального значения, компьютеризации системы ОМС, текущее содержание исполнительной дирекции Фонда.

Территориальные фонды ОМС. Территориальный  фонд создаётся по решению органов  государственной власти субъекта РФ для реализации государственной  политики в области обязательного  мед страхования как составной  части системы государственного социального страхования. В числе основных задач Территориального фонда – обеспечение законодательных прав граждан в системе ОМС, обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и др. Исходя из установленных задач Территориальный фонд выполняет следующие функции:

Аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное мед страхование;

Осуществляет финансирование территориальной  программы обязательного мед  страхования;

Осуществляет финансово-кредитную  деятельность по обеспечению системы ОМС;

Выравнивает финансовые ресурсы городов  и районов, направляемые на проведение обязательного мед страхования;

Совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным полным поступлением в Территориальный фонд страховых  взносов;

Осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное мед страхование;

Организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов  в Териториальный фонд;

Осуществляет взаимодействие с  Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Финансовые средства Территориального фонда являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

Выравнивание финансовых ресурсов, предназначенных для проведения обязательного мед страхования, производится путём перераспределения средств Территориального фонда филиалам в размере, обеспечивающем достижение установленного по территории среднедушевого норматива. Норматив устанавливается исполнительным директором по соласованию с правлением Территориального фонда.

Руководство деятельностью Территориального фонда осуществляется правлением и  его постоянно действующим исполнительным директором. Состав правления утверждается законодательным органом власти субъекта РФ, председатель избирается правлением. Исполнительный директор утверждается исполнительным органом власти субъекта РФ по согласованию с правлением Территориального фонда.

Для выполнения своих задач и  функций Территориальный фонд может  создавать в городах и районах  свои филиалы. Эти филиалы осуществляют контроль за сбором страховых взносов со всех страхователей-плательщиков, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом сраховщикам (страховым мед организациям), осуществляющим мед страхование местных граждан, в установленном порядке производят отчисления финансовых средств в Территориальный фонд.

Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная  комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку фонда. Отчёт о доходах и расходах Территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соостветствующими органами законодательной и исполнительной власти.

27) Государственный (муниципальный) кредит

Государственный и муниципальный кредит как экономическая  категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный и муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

 
   

 

Государство и муниципальные  образования используют государственный  и муниципальный кредит* для обеспечения  постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета 



Важностью возникающих  в процессе функционирования государственного (муниципального) кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного (муниципального) кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 года образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка ССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области  государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство (муниципальные органы) выступают в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в одностороннем порядке определяют условия проведения государственных (муниципальных) займов, что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять условия займа.

Как экономическая  категория государственный (муниципальный) кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды.

Как один из видов  кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер; 3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным образованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4) привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер - они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Данный вид  кредита как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства (муниципального образования) или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.

 
   

Регулирующая  функция государственного (муниципального) кредита проявляется в том, что государство (муниципальное образование), вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику.



Специфика контрольной  функции в государственном (муниципальном) кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, под которым  понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).


Информация о работе Место финансов в системе экономических отношений