Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа
В курсовой работе я буду придерживать плана исходя из деления коэффициентов рентабельности на три группы: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов и рентабельность собственных средств предприятия. В рамках каждой группы я рассмотрю порядок расчета показателей и факторы, влияющие на его величину. В заключение курсовой работы будет сделан обзор рентабельности основных отраслей реального сектора экономики за последние годы на основе данных периодических изданий.
Понятие рентабельности и факторы, влияющие на неё......................................................................... 6
2 Рентабельность реализованной продукции.................................................................................................. 11
21. Порог рентабельности...................................................................................................18
3 Рентабельность активов.............................................................................................21
31. Рентабельность основных и оборотных фондов..................................................................................... 23
4 Рентабельность собственных средств......................................................................................28
41. Рентабельность перманентного капитала................................................................................................ 31
5 Рентабельность отраслей реального сектора экономики............................................................... 33
– изменение рентабельности
за счет изменения цен
– изменение рентабельности за счет изменения себестоимости, ( 7 )
где z0,1 – выручка от реализации на начало и на конец года соответственно;
s0,1 – себестоимость реализованной продукции на начало и на конец года соответственно.
Так, для рассматриваемого примера изменение показателя R1 на 23% обусловлено ростом цен на 58,3% и снижением себестоимости продукции на -35,3%, что говорит о том, что предприятие завышает цены на продукцию.
Различие показателей R3 и R4 выявляет влияние налогообложения на рентабельность реализованной продукции.
Показатели R1 – R4 рассчитываются на основание отчета о финансовых результатах (форма №2) и не дают представления о структуре и рентабельности отдельного вида реализованной продукции, т.к. в практике на предприятие обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, по этому целесообразно рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.
Рентабельность отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости данного вида продукции данного вида продукции
( 8 )
где Rизд – рентабельность отдельного изделия;
Пизд – прибыль от выпуска (реализации) данного изделия;
Сизд – полная себестоимость выпуска данного изделия,
формула 8 часто используется при расчете цены реализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и исходя из этого формирует цену по формуле
( 9 )
где Z – цена продукции,
однако в экономическом анализе рентабельность продукции чаще исчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции и выручки от его реализации
( 10 )
где Rед. – рентабельность единицы отдельного вида продукции;
z – цена единицы изделия;
s – себестоимость единицы изделия.
это обусловлено тем, что при анализе рентабельности продукции на основание коэффициента Rизд в следствие обратной зависимости между прибылью и себестоимостью изменение себестоимости изделия отразится на этом показателе дважды, т.е. и через числитель и через знаменатель. Кроме того, если предприятие имеет длительный производственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции, то себестоимость и прибыль продукции могут оказаться выраженными в денежных единицах разной покупательной способности, а рентабельность окажется завышенной. По этому, в экономическом анализе чаще используют показатель Rед., где в знаменателе формулы вместо себестоимости продукции применяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случае показатель рентабельности Rед. и абсолютная сумма прибыли будут изменятся равными темпами под влиянием одних и тех же факторов, что устраняет повторный счет.
Определить рентабельность каждого вида продукции, выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетности невозможно. Рассмотрим условный пример определения рентабельности продукции[1]. Объем реализации на предприятии за 1995-1996 гг. приведен в таблицах 2 - 5
Таблица 2. Калькуляция затрат на реализацию продукции за 1996г.
реализовано, шт. |
цена приобретения, тыс.руб. |
себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. (переменные издержки) |
условно постоянные издержки[2] |
совокупные издержки | |
Продукция 1 |
2560 |
9,25 |
23680,0 |
1686,4 |
25366,4 |
Продукция 2 |
32 |
11,35 |
359,3 |
30,0 |
389,3 |
Продукция 3 |
4268 |
11,95 |
50991,5 |
8326,8 |
59318,3 |
Продукция 4 |
987 |
24,00 |
23688,0 |
2425,0 |
26113,0 |
Продукция 5 |
2865 |
15,03 |
43064,8 |
4988,7 |
48053,5 |
Продукция 6 |
536 |
26,10 |
13990,9 |
1459,3 |
15450,2 |
Продукция 7 |
1169 |
19,50 |
22795,5 |
2492,6 |
25288,1 |
Продукция 8 |
425 |
35,00 |
14875,0 |
1810,4 |
16685,4 |
Продукция 9 |
6212 |
10,00 |
62115,2 |
5891,2 |
68006,4 |
итого |
255560,3 |
31513,9 |
287074,2 |
Таблица 3. Расчет прибыли и рентабельности реализации продукции за 1996г.
цена реализации, тыс.руб. |
выручка от реализации, тыс.руб |
Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, % |
прибыль от реализации, тыс.руб |
рентабельность продукции, % | ||
Продукция 1 |
10,42 |
26671,24 |
5,35% |
1304,85 |
11,22% | |
Продукция 2 |
14,98 |
474,34 |
0,10% |
85,01 |
24,24% | |
Продукция 3 |
46,75 |
199511,78 |
40,03% |
135905,38 |
74,44% | |
Продукция 4 |
33,30 |
32867,10 |
6,59% |
7100,96 |
27,93% | |
Продукция 5 |
23,60 |
67614,00 |
13,57% |
20274,02 |
36,31% | |
Продукция 6 |
36,90 |
19778,40 |
3,97% |
4536,90 |
29,26% | |
Продукция 7 |
28,90 |
33784,10 |
6,78% |
8852,47 |
32,53% | |
Продукция 8 |
57,74 |
24537,60 |
4,92% |
8111,12 |
39,38% | |
Продукция 9 |
15,00 |
93172,74 |
18,69% |
25166,39 |
33,33% | |
итого |
498411,30 |
100% |
211337,09 |
42,40% | ||
Таблица 4. Калькуляция затрат по реализации продукции на 1995г.
реализовано, шт. |
цена приобретения, тыс.руб. |
себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. (переменные издержки) |
условно постоянные издержки |
совокупные издержки | |
Продукция 1 |
4 664 |
1,9 |
8 721,0 |
870,7 |
9 591,7 |
Продукция 2 |
4 269 |
8,5 |
36 073,1 |
3 535,9 |
39 609,0 |
Продукция 3 |
3 587 |
5,2 |
18 580,7 |
2 656,4 |
21 237,0 |
Продукция 4 |
546 |
9,9 |
5 378,1 |
509,7 |
5 887,8 |
Продукция 5 |
987 |
8,5 |
8 340,2 |
789,0 |
9 129,1 |
Продукция 6 |
618 |
10,8 |
6 662,0 |
685,2 |
7 347,3 |
Продукция 7 |
879 |
6,4 |
5 652,0 |
656,4 |
6 308,4 |
Продукция 8 |
348 |
7,4 |
2 576,9 |
291,0 |
2 867,9 |
Продукция 9 |
1 500 |
5,5 |
8 220,0 |
1 005,8 |
9 225,8 |
итого |
100 203,9 |
11 000,0 |
111 203,9 |
Таблица 5. Расчет прибыли и рентабельности реализованной продукции за 1995г.
цена реализации, тыс.руб. |
выручка от реализации, тыс.руб |
Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации, % |
прибыль от реализации, тыс.руб |
рентабельность продукции, % | ||
Продукция 1 |
2,13 |
9933,6 |
7,2% |
420,9 |
12,2% | |
Продукция 2 |
9,45 |
52103,9 |
37,7% |
11878,5 |
30,8% | |
Продукция 3 |
11,94 |
28624,3 |
20,7% |
7762,4 |
35,1% | |
Продукция 4 |
10,65 |
6814,1 |
4,9% |
892,9 |
21,1% | |
Продукция 5 |
9,12 |
10452,3 |
7,6% |
1279,2 |
20,2% | |
Продукция 6 |
12,65 |
7817,7 |
5,7% |
532,6 |
14,8% | |
Продукция 7 |
8,52 |
7489,1 |
5,4% |
1240,3 |
24,5% | |
Продукция 8 |
9,54 |
3319,9 |
2,4% |
478,4 |
22,4% | |
Продукция 9 |
7,65 |
11475,0 |
8,3% |
2340,5 |
28,4% | |
итого |
138029,8 |
100,0% |
26825,9 |
19,4% | ||
Как видно из приведенных данных рентабельность всей продукции, может достаточно сильно отличаться от рентабельности отдельного вида изделия. Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции.
Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей. Определить влияние на изменение рентабельности цены и себестоимости можно используя метод цепных подстановок (формулы 5,6,7)
Таблица 6. Изменение рентабельности отдельного вида продукции от уровня цен и себестоимости.
Продукция 1 |
69,8% |
-26,3% |
44% |
Продукция 2 |
33,0% |
-19,3% |
14% |
Продукция 3 |
41,7% |
-25,6% |
16% |
Продукция 4 |
62,9% |
-42,5% |
20% |
Продукция 5 |
56,8% |
-27,9% |
29% |
Продукция 6 |
56,0% |
-41,5% |
14% |
Продукция 7 |
53,2% |
-45,2% |
8% |
Продукция 8 |
64,8% |
-47,8% |
17% |
Продукция 9 |
35,1% |
-30,1% |
5% |
Из таблицы видно, что изменение рентабельности в 1996 г. произошло в основном за счет изменения цен реализации.
Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим прежде всего для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции. Рентабельность продаж и отдельного вида продукции подвержена влиянию факторов (рисунок 1), поэтому изменяя эти факторы, предприятие может управлять рентабельностью продукции. Например, снизить себестоимость продукции предприятие может перейти на использование новых материалов, использовать новые, более экономные способы обработки и производства продукции, сократить численность рабочих, если это не нарушит технологического процесса. Кроме изменения производственных факторов, предприятие может провести работу по изысканию новых поставщиков сырья и материалов и т.д. Так как на рентабельность реализованной продукции, кроме себестоимости продукции влияют еще и цены ее реализации предприятие, в целях повышения эффективности своей деятельности, может искать дополнительные рынке сбыта, где эту продукцию можно реализовать дороже, увеличивать в структуре реализованной продукции удельный вес продукции с большим коэффициентом рентабельности и т.д.
Расчет этого показателя
важен не только для внутренних пользователей
предприятия, а кроме того и для покупателей
и заказчиков при приобретение продукции
предприятия, для налоговых органов при
определение налоговых платежей из прибыли
предприятия, для инвесторов и кредиторов,
которым важно знать будут ли прибыльны
инвестиции или сможет ли предприятие
отдать полученные кредиты.
21. Порог рентабельности.
В зарубежной практике в финансовом менеджменте широко используются понятия порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности предприятия.
Порог рентабельности – это такой объем выручки от реализации при котором прибыль равна нулю, но предприятие полностью покрывает свои постоянные и переменные издержки.
ПРИБЫЛЬ = ВАЛОВАЯ МАРЖА – ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ = 0 ( 11 )
ВАЛОВАЯ МАРЖА = ВЫРУЧКА – ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ( 12 )
ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ : (ВАЛОВАЯ МАРЖА : ВЫРУЧКА) ( 13 )
Рассчитаем порог
Для более полного анализа возможно также определение порога рентабельности для каждого вида продукции
ПОРОГОВОЕ ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ´ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДУКЦИИ №1 В ВЫРУЧКЕ
КОЛИЧЕСТВО = ______________________________
ПРОДУКЦИИ ЦЕНА ПРОДУКЦИИ №1 – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ПРОДУКЦИИ №1
Рисунок 3
Кроме того, в финансовом менеджменте рассчитывается запас финансовой прочности, который показывает на сколько выручка от реализации превышает порог рентабельности., если эта величина отрицательна то предприятие не рентабельно.
Однако, расчет тачки безубыточности
носит статический характер и
не учитывает изменений
Информация о работе Методы расчета и система оценки на предприятии