Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность.
Задачи курсовой работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.
Объект исследования – финансовые методы социальной защиты населения.
Введение
1. Теоретико–методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения
1.1 Понятие социальной защиты
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Теоретико–методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями
Заключение
Список использованных источников
Введение
Наиболее актуальной и масштабной
задачей социально
Одним из признаков современной цивилизации является признание за любым человеком права на достойную жизнь . Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него факторов производства и итогов экономической деятельности.
В этом состоит некая «социальная
несправедливость» рынка. Государство,
принимая на себя значительную долю ответственности
за соблюдение неотъемлемого права
человека на достойную жизнь, организует
перераспределение доходов. Вопрос
о том, как надо распределять доход,
имеет длинную и противоречивую
историю, как в экономике, так
и в других науках. Сторонники одной
из крайних позиций доказывают, что
большее равенство является основной
предпосылкой выживания капитализма.
Приверженцы противоположной
Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках конкретной страны. При переходе РФ к рыночной экономике основная тяжесть социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличивается роль рыночного механизма в проведении такой политики. Современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой,
жилищем, медицинским обслуживанием,
которое необходимо для поддержания
здоровья, и права на социальное
обеспечение на случай безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, старости
или других способов к существованию
при независящих от человека обстоятельствах.
Для обеспечения такой защиты
государство должно, прежде всего, в
законодательном порядке
Причины
недостаточной социальной защищённости
населения кроются в отсутствии
проведения последовательной социальной
политики, принесении её в жертву призрачной
экономической эффективности, приложении
на российскую почву устаревших и
давно опровергнутых
Цель исследования – рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность.
Задачи курсовой работы:
- раскрытие
научно-теоретических основ
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.
Объект исследования – финансовые методы социальной защиты населения.
Предмет изучения – процессы применения финансовых методов социальной защиты населения.
Методы исследования – анализ, синтез, аналогии, оценок, статистический.
Источники информации - нормативно-правовые акты, книги, учебники по экономике, финансам, статьи из периодической печати, информация сети Интернет и др. Работа выполнена по материалам последних лет.
Историю самого понятия социальной защиты (обеспечения) можно исчислять с начала 30-х годов ХХ века.
Впервые термин появился в «Акте о социальном обеспечении» (Sосiаl Security Act) в США в 1935г. и в «Акте о социальном обеспечении» (Social Security Act) в Новой Зеландии в 1938г. [22, с. 3].
В определении социальной защиты, ключевым моментом стал доклад У. Бевериджа в Великобритании в 1942 г. В этом докладе он определил социальную защиту следующим образом: «социальная защита означает обеспечение минимального дохода для того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака» [26, с. 20].
П. Ларок утверждает, что социальная защита непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни [27, c. 32].
Можно сказать, что определения, даваемые учеными понятию социальной защиты весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социальной защиты они видят в обеспечении права на достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.
Юристы и правоведы считают, что цель социальной защиты заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальную защиту в качестве политического лозунга. Экономисты понимают её как перераспределение доходов.
Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социальной защиты следующим образом: социальная защита в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальная защита означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.
Взгляды на систему социальной защиты в разных странах отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения (International Social Security Association) классифицирует различные формы системы социальной защиты (чаще используют термин «социального обеспечения») следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.
Можно считать, что основой системы
социального обеспечения
а) пенсионное страхование, б) медицинское страхование, в) страхование несчастных случаев на производстве, г) страхование по безработице [14, c. 93].
Социальная помощь подразделяется следующим образом: а) охрана жизни, б) медицинская помощь, в) поддержка инвалидов, г) спасение от стихийных бедствий.
Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования. Функцией социального обслуживания на Западе является охрана, воспитание и управление социально слабыми слоями, чтобы они самостоятельно смогли проявить свои способности [17, c. 182]. Социальное обслуживание включает в себя: охрану детства; материнства; пожилых; инвалидов; вопросы перевоспитания; консультации. Таким образом, все условия связанные с жизнью населения, а именно: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, найм жилья - являются объектами социального сервиса.
По поводу принципов системы социального обеспечения можно сказать, что они существенно варьируются в зависимости от стран их осуществляющих.
Можно выделить основные три варианта
системы социального
Первым является принцип У. Бевериджа, который включает в себя шесть основных принципов [26, c. 17]:
- принцип равной ставки средств к существованию;
- принцип равной ставки вклада;
- принцип объединения
- принцип достаточности выплат;
- принцип охватываемости объекта и события;
- принцип классификации
Вторым вариантом являются принципы
Мировой Организации Труда, а
третьим - принципы Мировой Федерации
Профсоюзов, которые не отличаются
от целей и задач социального
обеспечения и основывались на правах
трудящихся. Каждая страна, осуществляющая
систему социального
Самой важной функцией системы социального
обеспечения является обеспечение
приемлемого уровня жизни населения,
когда нетрудоспособным оказывается
социальная помощь; трудоспособным предоставляется
возможность социального
Вторая важнейшая функция - это
«вертикальное
Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.
Выбор системы социального
Право на социальное обеспечение закреплено
в Конституции РФ и представляет
собой комплекс взаимосвязанных
организационных и
Минимальный размер пенсии по старости
поэтапно повышается до величины прожиточного
минимума (п. 2 ст. 5). В ст. 6 устанавливаются
основания для получения
В РФ были приняты еще два Федеральных закона, затрагивающих ту же сферу: «О государственной социальной помощи» [3, ст.3699] и «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [4, ст.1929]. В данных актах закрепляется переход к адресному принципу оказания социальной помощи. Право на ежемесячное пособие на ребенка распространяется на одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) только в тех семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ (ст. 1). Ранее Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» подвергался критике именно за то, что пособия получали все родители (усыновители, опекуны, попечители), независимо от величины доходов. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: это «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное и рациональное использование бюджетных средств» (ст. 3).
Получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5 также определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что «в случае недостаточности средств субъектов РФ и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам РФ и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы» (ч. 2 ст. 5).
Важно отметить, что государственная социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6). Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного обследования), для подтверждения сведений, которые представлены в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи (п. 2 ст. 8).
Закон указывает причины отказа в государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 9), и основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10), устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства, но и получателей социальной помощи.
Информация о работе Методы социальной защиты, используемые работодателями