Методы социальной защиты, используемые работодателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть финансовые методы социальной защиты населения, их эффективность.
Задачи курсовой работы:
- раскрытие научно-теоретических основ финансовых методов социальной защиты населения;
- исследование практики социальной защиты в РФ;
- предложение путей и направлений развития социальной защиты населения.
Объект исследования – финансовые методы социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико–методологические аспекты финансовых методов социальной защиты населения
1.1 Понятие социальной защиты
1.2 Характеристика законодательства России в области социальной защиты
1.3 Финансовые методы социальной защиты населения
2.Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве
2.1 Эффективность работы органов власти субъектов РФ по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения
2.2 Эффективность борьбы с бедностью и безработицей в России
2.3 Перспективы развития социальной защиты населения
3. Методы социальной защиты, используемые работодателями
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансовое обеспечение социальной защиты населения.docx

— 52.50 Кб (Скачать файл)

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) перераспределение социальных  расходов в пользу бедных домохозяйств;

2) перераспределение полномочий  по реализации федерального социального  законодательства на региональный  и муниципальный уровень;

3) диверсификация обслуживания [23, c. 87]. Приоритеты в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.

Таким образом, основные задачи в области  социальной поддержки населения  включают помощь домохозяйствам, фактические  доходы или потребление которых  ниже прожиточного минимума. А также  сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально  неоправданных льгот; перевод натуральных  льгот и выплат, установленных  для отдельных категорий государственных  служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму  оплаты труда и денежного довольствия. Расширение полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления в определении  приоритетов оказания социальной помощи.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться  в формуле межбюджетного выравнивания. Сокращаются только «социально неоправданные  льготы», часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг  в области практической реализации стратегии и повышения эффективности  финансовых методов социальной защиты населения.

 

 

 

3. Методы социальной  защиты, используемые работодателями

финансовый социальный защита население

Методы социальной защиты, используемые работодателями, претерпели существенные изменения с ходом развития социальных реформ в нашей стране.

В годы советской власти оценка реальной нуждаемости гражданина при расчёте  размеров социальных выплат не проводилась, начислением пособий занимались предприятия и в некоторых  случаях органы социального обеспечения. С тех пор произошли существенные изменения. Сегодня административная ответственность за начисление пособий  передана от предприятий органам  государственной власти субъектов  РФ и органам местного самоуправления.

Рыночная экономика ставит предприятия  в сложные, подчас жёсткие и неравные условия. Предприятия в большей  своей массе выполняют лишь обязательные к исполнению функции в области социальной защиты, например, такие как:

- отчисляют из фонда заработной  платы средства в пенсионный  фонд;

- отчисляют средства в фонд  социального страхования;

- обеспечивают посредничество  между государственными органами  медицинского страхования и своим  сотрудником по вопросам выплат  по больничным листам и др.

По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности  предприятия получают возможность  создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий и  других социальных пособий и выплат своим работникам.

Социальная помощь предоставляется  также в виде содействия в получении  кредитов на строительство, например, в костромской области получила развитие федеральная программа  закрепления молодых специалистов на работу в сельской местности. Участвуя в ней, предприятия выступают перед кредиторами гарантом своевременного и полного возврата кредитных средств, а в ряде случаев даже оказывают долевое совместное финансирование строительства жилья.

Другие методы социальной защиты, используемые работодателями включают в себя дополнительное медицинское и общее страхование сотрудников, поддержку их в сложных жизненных ситуациях, например, организацию похорон, сбор средств на дорогостоящее лечение (особенно – детей), бесплатное психологическое и юридическое консультирование, оплата корпоративного отдыха и т.д.

Ограничения в применении всех вышеперечисленных  методов социальной защиты, используемых работодателями для поддержки своих  сотрудников, заключаются в недостаточном  финансировании, а во многих случаях  – в недостаточном внимании работодателей  к социальной сфере. Предприятиям гораздо  выгоднее и проще направить дополнительные доходы на рост объёмов производства товаров и услуг, чем вкладывать их в человеческий капитал.

С целью оптимизации сложившейся  ситуации государственные органы принимают  меры к исправлению ситуации, стремясь обеспечить социальную защиту своих  граждан. С каждым годом социальная ответственность хозяйствующих  субъектов возрастает, акцентируя внимание на главный ресурс, двигатель экономики - человеческий капитал.

 

Заключение

 

Таким образом, социальная защита означает систему, которая  через государство и общественные организации предоставляет ресурсы  на проживание и сервис нуждающимся, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству  и полному равновесному развитию.

Законодательство  России в области социальной защиты постоянно развивается. Социальная защита становится более упорядоченной, адресной, эффективной. Основными законами являются «О прожиточном минимуме в РФ», «О государственной социальной помощи», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Государство стремится избавиться от патерналистского подхода к предоставлению государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.

Система социальной защиты в современной  России осуществляется как социальное обеспечение и социальная помощь. Социальное обеспечение включает пенсии, пособия, содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в  спецучреждениях, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, протезно-ортопедическую помощь, врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию, льготы и преимущества инвалидам.

Важная  особенность современной системы  социальной защиты населения в России - адресное предоставление социальной помощи по оплате жилья, ежемесячное  пособие гражданам, имеющим детей  и др., что достаточно эффективно, учитывая значительное расслоение доходов  населения и дефицит бюджетных  средств. В целом, система социальной защиты населения в России развивается, стремясь к достижению своей главной  цели - охране права на жизнь.

Эффективность финансовых методов социальной защиты населения в государстве оценивается  по степени охвата малоимущих слоёв  населения, сбалансированности материального  положения семьи в вопросах соотношения  доходов и расходов. Граждане не должны жить «за чертой бедности», платить  более 15% от дохода за жильё, нуждаться  в первичных ресурсах - пище, одежде и жилье. Эффективность также  определяется по качеству администрирования, координации деятельности по социальному  обслуживанию населения, уровням бедности и безработицы.

По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности  предприятия получают возможность  усиливать социальную защиту своих  работников.

В основу реформ в сфере социальной поддержки  населения должен быть положен принцип  предоставления социальной помощи преимущественно  в адресной форме и лишь тем  домохозяйствам, фактическое потребление  которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Чтобы высвободить  необходимые бюджетные ресурсы  для адресной социальной помощи, требуется  сокращение бюджетных субсидий производителям, а также льгот и выплат, предоставляемых  по категориальному принципу.

Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости приведет к значительному увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Должна быть усилена методическая роль федеральных  органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить разработка широкого спектра методик адресного  предоставления социальной помощи и  оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом применении таких методик, включая  их адаптацию к местным условиям. При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства на защите наиболее социально  уязвимых групп населения на основании  наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения. Сохранение определенной части категориальных льгот на федеральном уровне допустимо лишь для ограниченного числа получателей. Льготы необходимо перевести в форму денежных выплат из федерального бюджета. Пособие на детей также должно быть сохранено в качестве федерального пособия семьям с доходами ниже прожиточного минимума. В переходный период финансирование указанных выше выплат будет осуществляться в виде федеральных целевых субвенций бюджетам субъектов РФ. В дальнейшем перечисление средств из федерального бюджета будет производиться непосредственно получателям.

Необходимо  также перейти к адресному  финансированию детского отдыха преимущественно  для домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума, что позволит существенно повысить охват оздоровительными мероприятиями детей из бедных семей.

Льготы, установленные для различных  категорий госслужащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в их заработную плату.

В сфере  социальных услуг, не относящихся к  здравоохранению и образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного  привлечения негосударственного сектора.

Перспективы развития социальной защиты населения  заключаются в расширении её адресности, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ. - М.: ТАНДЕМ, 2007. - 48 с.
  2. Федеральный закон «О ветеранах». // Собрание законодательства РФ, 1995г., N 3,ст.168.
  3. Федеральный закон «О государственной социальной помощи». // Собрание законодательства РФ, 1999 г., N 29, ст.3699.
  4. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». // Собрание законодательства РФ, 2007 г., N 21, ст.1929.
  5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». // Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 48, ст.4563.
  6. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». // Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 32, ст.3198
  7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ». // Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 50, ст.4872.
  8. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". // Собрание законодательства РФ, 1998 г., N 31, ст.3802.
  9. Основные направления социально – экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства РФ 28 июня 2000 г.; Стратегия развития РФ до 2010 г. // Коммерсантъ, 2000 г., № 83, 12 мая.
  10. Закон «Об областном бюджете на 2007 г.» Принят Костромской областной Думой 27.01.07.// Северная правда, 2007, № 84-85 (26647-48), 15 мая, с. 2-15.
  11. Закон «Об областном бюджете на 2008 г.» Принят Костромской областной Думой 24.01.08.//Северная правда, 2008, № 28 (26837), 12 февраля 2002г.
  12. Брейтуэйт Д. Адресность и относительно длительная бедность в России: Доклад. 2 февраля 2005 г. Всемирный банк, 2005 г.
  13. Гутник В. К публикации глав работы В. Ойкена «Основные принципы экономической политики». // Российский экономический журнал, 2007, № 2, с. 5.
  14. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «Владос», 2005. – 280 c.
  15. Курс экономической теории. / Под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. – Киров: Изд. КГПУ, 2005. – 316 c.
  16. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 700 c.
  17. Липсиц И.В. Экономика. - М.: Изд. «Вита-Пресс», 2006. – 254 с.
  18. Макконнел К., Брю С. Экономикс. 6-е изд. - М.: Республика, 2007. – 760 с.
  19. Мешков П.Я. Социальные инициативы современной России. // Российский журнал социальной работы, 2007 г., №.1, стр.62-69.
  20. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия. – М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 2004. – 688 с.
  21. Россия 2007: Статистический справочник. - М.: Госкомстат России. 2007.
  22. Син Су Сик, Теория социального обеспечения, Бакенса, 1986, стр.3-4.
  23. Фишер Ф. Экономика. – М.: Высшая школа, 2003. – 680 с.
  24. Хайнбронер Р. Экономика для всех. – Тверь: Изд. ТГУ, 2006. – 198 с.
  25. Экономическая теория. Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 672 с.
  26. Beveridge William, Social Insurance and Allied Services, Report, 1942, p20.
  27. Laroque P., Social Security and Social Development, Bullettinof ISSA, Vol.XIX, No3-4,1966.

http://stat.kostroma.ru/public/DocLib/Forms/AllItems.aspx


Информация о работе Методы социальной защиты, используемые работодателями