Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 19:15, контрольная работа
Описание работы
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: - исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений; - разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней; - вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……..4 1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….…………………………………………………4-8 1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………………......8-12 2. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………13-16 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………17-22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… .23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….24
Капитальные расходы бюджета — эти
денежные затраты государства, связанные
с финансированием инновационной и инвестиционной
деятельности. Они включают: расходы, предназначенные
для инвестиций в действующие и вновь
создаваемые юридические лица в соответствии
с утвержденной инвестиционной программой,
средства, расходы, предоставляемые в
качестве бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юридическим лицам, расходы на проведение
капитального ремонта, расходы, при осуществлении
которых создается или увеличивается
государственное и муниципальное имущество.
Большинство этих расходов, как правило,
отражается в бюджете развития.
Классификации
расходов по целевому назначению, т.е.
по конкретным видам затрат, создает предпосылки
для рационального Использования бюджетных
средств, является необходимой базой для
осуществления эффективного и действенного
контроля за Использованием бюджетных
ассигнований.
Территориальная
классификация расходов. В соответствии
с Уровнем государственного управления
в Российской Федерации Расходы бюджета
подразделяются на расходы федерального
бюджета, расходы бюджетов членов Федерации
и расходы местных бюджетов.
Задачи в области расходов бюджета.
В целом в области расходов бюджета до
сих пор имеются существенные недостатки:
низка эффективность использования бюджетных
средств, широко распространена практика
нецелевого расходования средств, непропорционально
финансирование отдельных направлений
расходов в условиях невыполнения плана
по доходам. Бюджетные расходы не решают
насущные проблемы социальной политики
государства, что связано с постоянным
увеличением задолженности по выплатам
населению. До минимума сократились инвестиции
государства в народное хозяйство, что
углубляет экономический кризис и уменьшает
возможности быстрой стабилизации финансового
положения в стране.
Основные задачи в области
расходов бюджета:
обеспечение
приоритетного финансирования социальных
расходов, сокращение и полное погашение
задолженности
по выплатам населению;
расширение
государственного финансирования инвестиций
в приоритетных областях экономики;
сокращение
расходов на содержание государственного
аппарата и расходов по управлению государственным
долгом;
повышение
эффективности использования бюджетных
средств на национальную оборону на основе
постепенного проведения военной реформы;
уменьшение
дотации на покрытие убытков отдельных
отраслей;
сокращение
расходов по отдельным целевым статьям
рас
ходов и целевым программам;
концентрация
расходов бюджета на наиболее эффективных
затратах;
усиление
контроля за использованием бюджетных
средств;
Вывод: Для достижения уровня развитых
стран требуется наладить ряд важных механизмов,
в том числе и бюджет. Он в нашей стране
построен на принципах и законах, но выполняются
ли они? И в том ли направление идут реформа
бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего
надо поставить четкие цели которые мы
желаем достичь. И решить ряд вопросов,
которые копятся у нас в стране второе
десятилетие. Не допустить повторение
ситуации 1998 года, и сделать бюджет основой
основ на котором будет держаться стабильность
и процветание в России.
Одной из важных составных
принципов бюджета является его сбалансированность
бюджета по всем 3 уровням. В настоящие
время полностью сбалансирован только
федеральный и частично региональный
бюджет, местный бюджет пока остается
без денег. Для этого надо четко разграничить
цели и задачи каждого из бюджетов что
и попытаемся сделать во второй главе..
2. Межбюджетные отношения: современная
ситуация, проблемы и пути их решения
Все бюджеты, входящие в бюджетную
систему страны, взаимодействуют в рамках
межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения –
это отношения между органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления,
связанные с формированием и исполнением
соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются
на следующих принципах :
распределения
и закрепления расходов бюджетов по определенным
уровням бюджетной системы РФ;
разграничения
регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы Российской Федерации;
равенства
бюджетных прав субъектов РФ, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания
уровней минимальной бюджетной обеспеченности
субъектов РФ, муниципальных образований;
равенства
всех бюджетов РФ во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенства местных
бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами
субъектов федерации.
Исходя из этих принципов,
можно сказать, что в основе межбюджетных
отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном
смысле теории бюджетного федерализма,
равно как и канонического определения
не существует. Вместе с тем анализ построения
бюджетно-налоговых систем в государствах
федеративного устройства позволяет выделить
следующие положения, которые в совокупности
выражают суть стандартной модели бюджетного
федерализма:
сосуществование
нескольких уровней бюджетно-налоговой
системы;
законодательное
или договорное распределение полномочий
и ответственности каждого из уровней
власти за конкретные направления и виды
деятельности на соответствующей территории;
наличие
устойчивых представлений о величине
необходимых расходов для реализации
каждым уровнем власти его полномочий
и ответственности;
использование
надежных и общепризнанных субъектами
Федерации способов учета их особенностей
для корректировки величины расходов;
закрепление
за каждым уровнем бюджетной системы налоговых
и неналоговых доходных источников;
установление
в классификации расходов федерального
и региональных бюджетов специальных
позиций финансирования таких направлений
региональной политики, как компенсация
нижестоящим бюджетам недостаточности
их собственных средств для покрытия нормативно
распределяемых расходов; реализация
программ поддержки развития отдельных
регионов; принятие мер по поддержке депрессивных
территорий и т.п.
Российская модель бюджетного
федерализма формально строилась в соответствии
с описанным «стандартом». Она опиралась
на конституционно декларированное распределение
предметов ведения между Федерацией, её
субъектами и муниципальными образованьями
и исходила из законодательно установленной
структуры разделения между всеми уровнями
власти собираемых в стране налогов. В
её рамках использовался «формульный»,
внешне свободный от субъективизма механизм
бюджетного выравнивания с помощью федеральных
трансфертов субъектам РФ.
Для повышения заинтересованности
регионов в наполнении федерального бюджета
доходами должна быть установлена прямая
зависимость получения из федерального
центра финансовой помощи от степени выполнения
задания по мобилизации доходов в федеральный
бюджет.
Федеральный центр должен
разработать и довести до регионов рекомендации
по программам бюджетного оздоровления,
следование которым будет важнейшим условием
выделения финансовой помощи. Основными
параметрами при этом должны стать:
доля
приоритетных расходов (здравоохранение,
образование, социальное обеспечение
и пр.) в расходах регионального бюджета;
доля
населения в оплате жилищно-коммунальных
услуг и общественного транспорта;
наличие
административного контроля цен;
наличие
и интенсивность ограничений доступа
на региональные рынки отечественных
товаров и услуг;
предельные
бюджетные заимствования и объем налоговых
освобождений и льгот.
Оздоровлению региональных
бюджетов должно способствовать упорядочение
бюджетного процесса в регионах: обеспечение
«прозрачности» статей бюджета, их соответствие
федеральному классификатору, консолидация
в бюджет региональных внебюджетных фондов,
казначейское исполнение бюджетов.
Важным условием нормального
функционирования межбюджетных отношений
является финансовый контроль со стороны
федерального центра за правильным и целесообразным
расходованием средств региональных бюджетов.
Необходимо восстановить практику проведения
ревизий исполнения бюджетов субъектов
Федерации, получающих средства из федерального
бюджета по каналам межбюджетных отношений.
Обязательна также оценка потенциала
и степени использования доходной базы
региона, в том числе находящихся в его
собственности и распоряжении природных
ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично
должны декларироваться и расходы, потому
что вполне возможны ситуации, когда регион,
претендующий на финансовую помощь, расточительно
использует свои средства, «живет не по
средствам».
Логическим развитием вышесказанного
может стать требование обязательного
подтверждения соответствующими органами
власти фактической результативности
использования ранее выделенных средств.
Такие официальные подтверждения могли
бы быть дополнительными основаниями
для получения очередной порции средств
поддержки. При этом важно не полное расходование
полученных средств, а именно результативность
их использования для улучшения или стабилизации
в регионе по конкретным параметрам (снижение
уровня бедности, рост числа рабочих мест
и т.д.).
Вывод: На каждом из уровней бюджета
решаются ряд проблем. Это и перераспределение
состава и структуры средств между уровнями,
так и изменение отношений внутри каждого
из уровней в отдельности. Следует отметить
что в целом государство идет правильным
курсом, и по ежегодному увеличению ВВП
на 7% это прекрасно видно. Значит политика
в плане бюджета идет полным ходом, и причем
в правильном направление. Но это только
начало реформ, много задач и проблем предстоит
еще решить, что и попытаемся сделать в
третьей главе.
Практическое
задание
Вариант 1
Задание 1
Проанализируйте соотношение доходов
и расходов федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов за последние
10 лет. Сделайте выводы.
Рассмотрим структуру доходов государственного
бюджета Российской Федерации за 2010-2012
года и проведем их структурный анализ
(Таблица 1).
Таблица 1 – Структура доходов федерального
бюджета РФ за 2010-2012 г.г.
Виды доходов
2010 г., млрд. руб.
Уд.вес, 2010 г., %
2011 г., млрд. руб.
Уд.вес, 2011 г., %
2012 г., млрд. руб.
Уд.вес, 2012 г., %
Средний удельный вес, %
Доходы от внешнеэконо-мической деятельности
3227,7
38,9
4664,7
41,0
4962,7
38,6
39,5
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории РФ
1442,6
17,4
2046,9
18,0
2442,8
19,0
18,1
Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами
1408,3
17,0
1985,0
17,5
2228,0
17,3
17,3
Налоги на товары, ввозимые на территорию
РФ
1199,6
14,4
1543,8
13,6
1713,0
13,3
13,8
Доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности