Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……..4
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….…………………………………………………4-8
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………………......8-12
2. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………13-16
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………17-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… .23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Финансы Office Word (2).docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.

Рассмотрим расходы государственного бюджета за этот же период, проведем их структурный анализ (Таблица 2).

Таблица 2 – Структура расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.

Виды расходов

2010 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2010 г., %

2011 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2011 г., %

2012 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2012 г., %

Средний уд.вес, %

Общегосударст-венные вопросы

887,92

8,8

787,76

7,2

805,99

6,3

7,4

Национальная оборона

1276,46

12,6

1515,96

13,9

1812,33

14,1

13,5

Национальная безопасность и правоохранитель-ная деятельность

1085,37

10,7

1259,82

11,5

1842,97

14,3

12,2

Национальная экономика

1222,69

12,1

1790,16

16,4

1968,49

15,3

14,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,90

2,3

279,80

2,6

228,46

1,8

2,2

Охрана окружающей среды

13,47

0,1

17,56

0,2

22,49

0,2

0,2

Образование

442,81

4,3

553,37

5,1

603,84

4,7

4,7

Социальная политика

2344,94

23,2

3128,53

28,6

3859,75

30,0

27,3

Прочие расходы

2608,89

25,8

1602,66

14,7

1746,43

13,5

18,0

Всего расходов

10117,45

99,9

10935,62

100,2

12890,75

100,2

100,1


 

По данным таблицы 2 видно, что многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на национальную оборону выросли с 1276,46 млрд. руб. до 1812,33 млрд. руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность – с 1085,37млрд. руб. до 1842,97 млрд. руб., национальную экономику – с 1222,69 млрд. руб. до 1968,49 млрд. руб., охрану окружающей среды – с 13.47 млрд. руб. до 22,49 млрд. руб., образование – с 442,81 млрд. руб. до 603,84 млрд. руб. и социальную политику – с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд. руб. Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 декабря 2014 года. (Приложения В и Г).

Доходы составили 7 707 млрд. руб. с ростом на 7% (+475 млрд. руб.).

  • Поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 8% (+444 млрд. руб.), составив 6 350 млрд. руб.

  • Поступление налога на прибыль увеличилось на 12% (+195 млрд. руб.) по сравнению с 2013 годом, объем которого составил 1 770 млрд. руб.

  • Поступление НДФЛ возросло на 6% (+138 млрд. руб.) относительно уровня 2013 года, составив 2 277 млрд. руб.

  • Поступление акцизов снизилось на 4% (-16 млрд. руб.) по сравнению с 2013 годом, объем которых достиг 431 млрд. руб.

  • Поступление налога на имущество организаций выросло на 3% (+19 млрд. руб.) относительно уровня 2013 года, составив 624 млрд. руб.

  • Доходы от других налогов поступили в сумме 664 млрд. руб. и выросли на 10% (+59 млрд. руб.).

  • Неналоговые доходы возросли на 9% (+49 млрд. руб.), составив 583 млрд. руб.

  • Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в объеме 1 325 млрд. руб., с ростом на 3% (+38 млрд. руб.), что составляет 17% доходов.

Расходы профинансированы в объеме 7 657 млрд. руб., с ростом на 6% (+408 млрд. руб.).

  • Расходы на выплату заработной платы составили 2 513 млрд. руб., и возросли на 11% (+241 млрд. руб.). Их доля в общем объеме расходов составила 33% (против 31% в 2013 году).

  • Расходы инвестиционного характера сократились на 7% (-50 млрд. руб.) и составляют 670 млрд. руб., с удельным весом 9% (против 10% в 2013 году).

  • Профицит региональных бюджетов 49 млрд. рублей (в 2013 году дефицит - 18 млрд. рублей). С дефицитом исполнен бюджет 51 региона (против 59 в 2013 году), с суммарным дефицитом 218 млрд. рублей. С профицитом исполнены бюджеты 32 регионов (против 24 в 2013 году), с суммарным профицитом 268 млрд. рублей.

  • Привлечение кредитов кредитных организаций составило 854 млрд. рублей, погашение - 876 млрд. рублей (в 2013 году - 561 и 556 млрд. рублей соответственно).

  • Остатки средств бюджетов на 1 декабря 2014 года составили 1 132 млрд. рублей и возросли с начала года на 51% (+381 млрд. руб.).

  • Просроченная кредиторская задолженность на 1 декабря 2014 года составляет 19 млрд. рублей, с сокращением на 9% с начала года (60 субъектов Российской Федерации имеют просроченную кредиторскую задолженность, при этом в 30 регионах она снизилась на общую сумму 6 млрд. рублей, в 29 возросла на общую сумму 4 млрд. рублей, а в 1 регионе осталась неизменной. 1 регион погасил просроченную задолженность с начала года на общую сумму 9 млн. рублей).

  • Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда составляет 3 млн. рублей и сохранилась на уровне начала года (Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда присутствует в 2 субъектах Российской Федерации, при этом во всех регионах она возросла).

Задание 2

Укажите правильный ответ:

  1. Системы экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства:
    1. финансовая система;
    2. финансы;
    3. финансовый рынок.

Ответ: 2

2. Рассчитать доход по акциям  при следующих данных: дивиденд, выплачиваемый по акции –120 руб., курс акций – 2450 руб.:

1) 5,02 %;

2) 6,57 %;

3) 4,9 %.

Ответ: 3

  1. Основной финансовый план государства, имеющий силу закона:

1) государственный бюджет;

2) государственный финансовый контроль;

3) бюджетное право.

Ответ: 1

4. Особая сфера перераспределительных  отношений по поводу формирования  и использования целевых фондов  денежных средств для защиты  имущественных интересов физических  и юридических лиц и возмещения  им материального ущерба:

  1. страховая защита;
  2. социальное обеспечение;
  3. страховая премия;
  4. страхование.

Ответ: 4

5. Совокупность государственных  мероприятий по использованию  
финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой:

1) финансовый механизм;

2) финансовая политика;

3) финансовая система.

Ответ: 2

Задача

Выручка от реализации за квартал составила 4,2 млн руб. Величина  
текущих активов составляла на начало квартала 2 млн руб., на конец квартала – 2,2 млн руб. Определить показатели оборачиваемости оборотных средств.

Решение

  1. Определим среднеквартальную стоимость активов

СрС = 2 млн. + 2,2 млн. / 2 = 2,1 млн.

  1. Определим коэф-т оборачиваемости оборотных средств 
    КО = Q / СрС 
    Q – объем реализации (млн.руб.) 
    СрС – среднеквартальная стоимость оборотных средств (млн.руб.) 
    КО = 4,2 млн. / 2,1 млн. = 2 об.

  1. Определим время оборота оборотных средств 
    ТО = Др.п. / КО 
    Др.п. – дни расчетного периода 
    КО – коэффициент оборачиваемости 
    ТО = 90 / 2 = 45 дней

  1. Определим загрузку оборотных средств

КЗ = 1/ КО = 1/2 
 
КО – коэффициент оборачиваемости

 
ВЫВОД: на данном предприятии оборотные средства используются эффективно, т.к. коэф-т оборачиваемости оборотных средств равен 2, время оборота 45 дней, т.е. один месяц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения литературы по интересующей теме и проблеме можно сделать следующие выводы:

  • Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

  • Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов. На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует отметить что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  1. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

  1. Кучеренко В. Бюджет 2004: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 марта 2004, с.2.

  1.   Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.18-38.

  1. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.4-23.

  1. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. - №11. – с.59-67.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения