По данным таблицы 1 видно, что все доходы
в рассматриваемый период возросли. Самые
большие доходы поступают в бюджет за
счет внешнеэкономической деятельности,
они составляют в среднем 39,5% всех поступлений
в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно
больше доли других статей доходов. Однако
стоит заметить, что большое количество
поступлений в бюджет осуществляется
за счет всех налогов. Их общая сумма на
2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет
49,6% от общей суммы всех доходов федерального
бюджета России.
Рассмотрим расходы государственного
бюджета за этот же период, проведем их
структурный анализ (Таблица 2).
Таблица 2 – Структура расходов федерального
бюджета РФ за 2010-2012 г.г.
Виды расходов |
2010 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2010 г., % |
2011 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2011 г., % |
2012 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2012 г., % |
Средний уд.вес, % |
Общегосударст-венные вопросы |
887,92 |
8,8 |
787,76 |
7,2 |
805,99 |
6,3 |
7,4 |
Национальная оборона |
1276,46 |
12,6 |
1515,96 |
13,9 |
1812,33 |
14,1 |
13,5 |
Национальная безопасность и правоохранитель-ная
деятельность |
1085,37 |
10,7 |
1259,82 |
11,5 |
1842,97 |
14,3 |
12,2 |
Национальная экономика |
1222,69 |
12,1 |
1790,16 |
16,4 |
1968,49 |
15,3 |
14,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
234,90 |
2,3 |
279,80 |
2,6 |
228,46 |
1,8 |
2,2 |
Охрана окружающей среды |
13,47 |
0,1 |
17,56 |
0,2 |
22,49 |
0,2 |
0,2 |
Образование |
442,81 |
4,3 |
553,37 |
5,1 |
603,84 |
4,7 |
4,7 |
Социальная политика |
2344,94 |
23,2 |
3128,53 |
28,6 |
3859,75 |
30,0 |
27,3 |
Прочие расходы |
2608,89 |
25,8 |
1602,66 |
14,7 |
1746,43 |
13,5 |
18,0 |
Всего расходов |
10117,45 |
99,9 |
10935,62 |
100,2 |
12890,75 |
100,2 |
100,1 |
По данным таблицы 2 видно, что многие
расходы за рассматриваемый период выросли:
так расходы на национальную оборону выросли
с 1276,46 млрд. руб. до 1812,33 млрд. руб., национальную
безопасность и правоохранительную деятельность
– с 1085,37млрд. руб. до 1842,97 млрд. руб., национальную
экономику – с 1222,69 млрд. руб. до 1968,49 млрд.
руб., охрану окружающей среды – с 13.47 млрд.
руб. до 22,49 млрд. руб., образование – с
442,81 млрд. руб. до 603,84 млрд. руб. и социальную
политику – с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд.
руб. Этому явлению нельзя дать однозначную
оценку. С одной стороны, можно утверждать,
что это действует положительно, т.к. расходы
увеличиваются на общественно важные
вопросы, на благо обществу. С другой стороны,
данный рост расходов требует уменьшение
их в других направлениях или же рост доходов,
а, следовательно, и налогов, взимаемых
с населения.
Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет
самого субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных образований.
Консолидированный
бюджет области может быть представлен
в виде следующей схемы:
Исполнение консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации на 1 декабря
2014 года. (Приложения В и Г).
Доходы составили 7 707 млрд.
руб. с ростом на 7% (+475 млрд. руб.).
Поступление налоговых и неналоговых доходов возросло
на 8% (+444 млрд. руб.), составив 6 350 млрд. руб.
Поступление налога на прибыль увеличилось
на 12% (+195 млрд. руб.) по сравнению с 2013 годом,
объем которого составил 1 770 млрд. руб.
Поступление НДФЛ возросло на 6% (+138 млрд. руб.)
относительно уровня 2013 года, составив
2 277 млрд. руб.
Поступление акцизов снизилось на 4% (-16 млрд.
руб.) по сравнению с 2013 годом, объем которых
достиг 431 млрд. руб.
Поступление налога на имущество организаций выросло
на 3% (+19 млрд. руб.) относительно уровня
2013 года, составив 624 млрд. руб.
Доходы от других налогов поступили в сумме
664 млрд. руб. и выросли на 10% (+59 млрд. руб.).
Неналоговые доходы возросли на
9% (+49 млрд. руб.), составив 583 млрд. руб.
Безвозмездные поступления из федерального
бюджета поступили в объеме 1 325 млрд.
руб., с ростом на 3% (+38 млрд. руб.), что составляет
17% доходов.
Расходы профинансированы
в объеме 7 657 млрд. руб., с ростом на 6% (+408
млрд. руб.).
Расходы на выплату заработной платы составили
2 513 млрд. руб., и возросли на 11% (+241 млрд.
руб.). Их доля в общем объеме расходов
составила 33% (против 31% в 2013 году).
Расходы инвестиционного характера сократились
на 7% (-50 млрд. руб.) и составляют 670 млрд.
руб., с удельным весом 9% (против 10% в 2013
году).
Профицит региональных бюджетов
49 млрд. рублей (в 2013 году дефицит - 18 млрд.
рублей). С дефицитом исполнен бюджет 51
региона (против 59 в 2013 году), с суммарным
дефицитом 218 млрд. рублей. С профицитом
исполнены бюджеты 32 регионов (против
24 в 2013 году), с суммарным профицитом 268
млрд. рублей.
Привлечение кредитов кредитных организаций составило
854 млрд. рублей, погашение - 876 млрд. рублей
(в 2013 году - 561 и 556 млрд. рублей соответственно).
Остатки средств бюджетов на 1 декабря
2014 года составили 1 132 млрд. рублей и возросли
с начала года на 51% (+381 млрд. руб.).
Просроченная кредиторская задолженность на
1 декабря 2014 года составляет 19 млрд. рублей,
с сокращением на 9% с начала года (60 субъектов
Российской Федерации имеют просроченную
кредиторскую задолженность, при этом
в 30 регионах она снизилась на общую сумму
6 млрд. рублей, в 29 возросла на общую сумму
4 млрд. рублей, а в 1 регионе осталась неизменной.
1 регион погасил просроченную задолженность
с начала года на общую сумму 9 млн. рублей).
Просроченная кредиторская задолженность
по оплате труда составляет 3 млн.
рублей и сохранилась на уровне начала
года (Просроченная кредиторская задолженность
по оплате труда присутствует в 2 субъектах
Российской Федерации, при этом во всех
регионах она возросла).
Задание 2
Укажите правильный ответ:
- Системы экономических отношений, в процессе
которых происходит формирование, распределение
и использование централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства:
- финансовая система;
- финансы;
- финансовый рынок.
Ответ: 2
2. Рассчитать доход по акциям
при следующих данных: дивиденд,
выплачиваемый по акции –120 руб.,
курс акций – 2450 руб.:
1) 5,02 %;
2) 6,57 %;
3) 4,9 %.
Ответ: 3
- Основной финансовый план государства,
имеющий силу закона:
1) государственный бюджет;
2) государственный финансовый контроль;
3) бюджетное право.
Ответ: 1
4. Особая сфера перераспределительных
отношений по поводу формирования
и использования целевых фондов
денежных средств для защиты
имущественных интересов физических
и юридических лиц и возмещения
им материального ущерба:
- страховая защита;
- социальное обеспечение;
- страховая премия;
- страхование.
Ответ: 4
5. Совокупность государственных
мероприятий по использованию
финансовых отношений для выполнения
государством своих функций представляет
собой:
1) финансовый механизм;
2) финансовая политика;
3) финансовая система.
Ответ: 2
Задача
Выручка от реализации за квартал составила
4,2 млн руб. Величина
текущих активов составляла на начало
квартала 2 млн руб., на конец квартала
– 2,2 млн руб. Определить показатели оборачиваемости
оборотных средств.
Решение
Определим среднеквартальную
стоимость активов
СрС
= 2 млн. + 2,2 млн. / 2 = 2,1 млн.
Определим коэф-т
оборачиваемости оборотных средств
КО = Q / СрС
Q – объем реализации (млн.руб.)
СрС – среднеквартальная стоимость оборотных
средств (млн.руб.)
КО = 4,2 млн. / 2,1 млн. = 2 об.
Определим время
оборота оборотных средств
ТО = Др.п. / КО
Др.п. – дни расчетного периода
КО – коэффициент оборачиваемости
ТО = 90 / 2 = 45 дней
Определим загрузку
оборотных средств
КЗ = 1/ КО = 1/2
КО – коэффициент оборачиваемости
ВЫВОД: на данном предприятии оборотные
средства используются эффективно, т.к.
коэф-т оборачиваемости оборотных средств
равен 2, время оборота 45 дней, т.е. один
месяц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения литературы
по интересующей теме и проблеме можно
сделать следующие выводы:
Государственный
бюджет представляет собой финансовый
план государства на текущий год. Это смета
доходов и расходов государства, согласованных
друг с другом, как по объему, так и по срокам
поступления и использования. Государственному
бюджету принадлежит центральное место
в системе государственных финансов;
Государственный
бюджет представляет систему бюджетов,
включающую в себя федеральный бюджет,
бюджеты субъектов Федерации и местные
бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами
строятся на основе принципа бюджетного
федерализма, согласно которому за бюджетом
каждого уровня закрепляются свои доходы
и расходы, которые он должен финансировать.
Основным источником поступлений в бюджет
являются налоги, однако наряду с ними
доходы могут формироваться за счет неналоговых
поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы
бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие
текущие потребности государства, и капитальные,
обеспечивающие расширенное воспроизводство
и прирост запасов.
Одной из важных составных
принципов бюджета является его сбалансированность
бюджета по всем 3 уровням. В настоящие
время полностью сбалансирован только
федеральный и частично региональный
бюджет, местный бюджет пока остается
без денег. Для этого надо четко разграничить
цели и задачи каждого из бюджетов. На
каждом из уровней бюджета решаются ряд
проблем. Это и перераспределение состава
и структуры средств между уровнями, так
и изменение отношений внутри каждого
из уровней в отдельности. Следует отметить
что в целом государство идет правильным
курсом, и по ежегодному увеличению ВВП
на 7% это прекрасно видно.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник
/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.-
М.: Юрайт, 2003.
Бюджетная
система России: Учебник для вузов / Под
ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Ефимова
Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.:
Флинта, 1999.
Кучеренко
В. Бюджет 2004: двулик, но бездефицитен.//
Российская газета, 2 марта 2004, с.2.
Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм
в период кризиса и реформ // Вопросы экономики,
1998. - №3. – с.18-38.
Мау
В. Экономическая политика России: в начале
новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3.
– с.4-23.
Пономаренко
Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002
год (анализ концепции) // Экономист, 2001.
- №11. – с.59-67.