Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание работы

Введение...................................................................................................2стр.
1.Классические теории международной торговли.................................3стр.
1.1. Теория абсолютных преимуществ.................................................3стр.
1.2. Теория сравнительных преимуществ.............................................4стр.
2. Теории международной торговли Хекшера-Олина...........................6стр.
2.2. Динамическая модель.....................................................................7стр.
2.2. Теорема Рыбчинского.....................................................................8стр.
2.3. Парадокс .Леонтьева.......................................................................9стр.
3. Альтернативные теории международной торговли..........................10стр.
3.1. Теория жизненного цикла продукта.............................................11стр.
3.2. Теория эффекта масштаба.............................................................13стр.
3.3. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера................15стр.
Практическая часть контрольной работы.............................................16стр.
Библиографический список....................................................................18стр.

Файлы: 1 файл

контрольная по Международной торговли.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного  использования выводов теории Хекшера— Олина в практических целях. 
 

3.Альтернативные теории международной торговли.

В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре  международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией  МТ. Среди таких качественных сдвигов  следует отметить превращение НТП  в доминирующий фактор в международной  торговлt, возрастающий удельный вес  встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.

 

3.1.Теория жизненного цикла продукта. 

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить  развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и  обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1.      Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2.      Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3.      Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4.      Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

 

3.2.Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной  торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой  продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами  производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно  торговать между собой при  специализации в отраслях, которые  характеризуются наличием эффекта  массового производства. Специализация  позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

 

3.3.Теория конкурентных преимуществ.

На основе исследований, проведенных  в конце 80-х годов ХХ века в десяти крупнейших промышленных странах (в т.ч. США, Германии и Японии), американский экономист Майкл Портер разработал теорию международной конкурентоспособности наций.В статье «Конкурентные преимущества стран» в 1990г. М. Портер предложил новый подход к анализу теории международной торговли. Сначала он идентифицировал отрасли, в которых национальные компании добились успеха на международном уровне. Затем проводил исследования, связанные с зарождением отрасли в каждом из государств и последующим ее развитием. Это позволило получить следующие результаты:

1. Конкурентоспособность обусловлена  эффективностью компаний по использованию  мощностей при производстве товаров  и услуг.

2. Производительность заложена  в национальном и региональном  окружении страны.

3. Конкурентоспособность конкретной  страны тесно увязана со способностью  национальной промышленности к  инновациям и модернизации.

4. В современных условиях роль  правительства, главным образом,  состоит в создании необходимых  условий для активизации деятельности  компаний, и она постоянно возрастает.

В качестве основного элемента, который  обуславливает конкурентоспособность  на национальном уровне, Портер называет производительность. Национальные компании повышают производительность путем  улучшения качества продукции, применения новых технологий, новых методов  работы.

По мнению Портера, главными параметрами (детерминантами), определяющими конкурентоспособность  страны, а значит и развитие современной  внешней торговли, являются: 

1. Факторные условия. Портер  считает, что эти факторы страной  не наследуются, а создаются  в процессе расширения производства.

2. Условия спроса. Этот параметр  представляет собой требования  внутреннего рынка, определяющие  развитие фирмы, взаимосвязь с  потенциальным развитием мирового рынка. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являютсяважнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.

3. Близкие и обслуживающие отрасли.  Характеризует наличие эффективного  производственного окружения, непосредственно  влияющего на деятельность фирмы.  Итальянские фирмы, производящие  ювелирные изделия, процветают  потому, что Италия выступает  мировым лидером по производству  машин для обработки драгоценных  камней и металлов.

4. Стратегия фирмы и конкуренция.  При этом нельзя выделить какую-либо  единую и универсальную систему  управления, которая была бы одинаково  применима для всех. Итальянским  фирмам, лидирующим в производстве  мебели, светотехнических устройств,  упаковочных машин, свойственны  динамизм, отсутствие жестких форм  управления, способность к быстрым  изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся  в области производства оптики, точного машиностроения, типична  жесткая система централизованного  управления.

Большое значение теория конкурентных преимуществ придает внутренней конкуренции и географической концентрации.  Остраяконкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Географическая концентрация усиливает внутреннюю конкуренцию, приводит конкурентную борьбу на уровень ее максимальной интенсивности.

Из практики следует, что страна редко имеет одну конкурентоспособную  отрасль. Конкурентоспособные отрасли  связаны между собой вертикальными (покупатель-продавец) и горизонтальными (общие потребители, технологии, каналы) связями. Одна конкурентоспособную  отрасль способствует возникновению  другой, и таким образом появляются кластеры (промышленные группы). Кластер – представляет собой географически соседствующие взаимосвязанные компании и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности, взаимодополняющие друг друга. Близость между компаниями в кластере и как следствие этого – наличие контактов, связей по поставкам и технологиям обусловливают интенсивный обмен информацией внутри кластера. Иногда повышенный местный спрос способствует зарождению кластера. Образование кластера по производству ирригационного оборудования в Израиле было связано с намерением страны в условиях ограниченных водных ресурсов перейти на самообеспечение продуктами питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть контрольной  работы.

 

 

1.Германия решает ввести внешнеторговые ограничения на импорт. Результатом такой политики будет:

а) снижение немецкого экспорта ;

б) снижение уровня инфляции в Германии;

в) реальное обесценение  евро;

г) улучшение баланса текущих  операций Германии;

д) ухудшение баланса текущих операций Германии;

 

 

2.Различие между импортной пошлины и импортной квотой состоит в том, что:

а) пошлина никогда не приносит дохода государству , тогда  как квота всегда обеспечивает такой  выигрыш;

б) квота может быть использована для ограничения притока импортных товаров на внутренний рынок, тогда как пошлина не может быть использована в этих целях;

в) квота обеспечивает более  надежную защиту отечественного производства от иностранной конкуренции, чем  тариф;

г) пошлина может быть использована для полного (или почти  полного) прекращения притока импортных  товаров на внутренний рынок, тогда как квота не может быть использована в этих целях;

д) квота устанавливается  правительством страны, а пошлина - производителями товара.

 

 

3.Определите, на сколько изменится цена товара (в долларах), продаваемого в Германии за 200 евро, если цена евро в долларах упала с 1,25 до 1,2 долларов за евро.

 

Решение:

200*1,25 = 250 ;  200*1,2 = 240;

Таким образом цена товара измениться:

Цена товара уменьшилась  на 10 долларов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1. Закон Российской Федерации  «О валютном регулировании и  валютном контроле» №3615-1 от 09.10. 1992 г. 
 
2. Валютные операции: Учебное пособие / под. ред. Калашниковой А.И. – М.: Информационно издательский дом «Филинъ», 2006. 
 
3. Деньги, кредит, банки. / Под ред. д.э.н., профессора О.И. Лаврушина М.: Финансы и статистика, 1999. 
 
4. Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем // ЭКО. – 1997. – №9. – с.199-209. 
 
5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. / Под редакцией Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика», 2004. 
 
6. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. –М.: Дело и Сервис., 2004. 
 
7. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 
 
8. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научный редактор доктор экономических наук, профессор В.В. Круглов – М.: ИНФРА-М, 2006. 

 
1 Жуков Н.И. Из истории мировых  валютных систем // ЭКО. – 1997. –  №9. С.201.

 
2 Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения: Учебник. / Под редакцией Красавиной Л.Н.  – М.: Финансы и статистика», 2004. С.48.

 
3 Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения: Учебник. / Под редакцией Красавиной Л.Н.  – М.: Финансы и статистика», 2004. С.59.

 
4 Валютные операции: Учебное пособие  / под. ред. Калашниковой А.И.  – М.: Информационно издательский  дом «Филинъ», 2006. С.61.

 
5 Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения: Учебник. / Под редакцией Красавиной Л.Н.  – М.: Финансы и статистика», 2004. С.65.

 
6 Валютные операции: Учебное пособие  / под. ред. Калашниковой А.И.  – М.: Информационно издательский  дом «Филинъ», 2006. С.68.

 
7 Жуков Н.И. Из истории мировых  валютных систем // ЭКО. – 1997. –  №9. С.203.

 
8 Жуков Н.И. Из истории мировых  валютных систем // ЭКО. – 1997. –  №9. С.205.

 

 

 

 


Информация о работе Международная торговля