Международная валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:23, реферат

Описание работы

Цель данной работы – комплексное изучение теоретических и практических аспектов функционирования современной международной валютной системы и анализ методов по ее усовершенствованию. Выделим следующие задачи, которые необходимы для реализации поставленной цели: рассмотрение истории эволюции мировой валютной системы;
изучение особенностей, структуры, компонентов, функций и задач современной международной валютной системы;
определение ее положительных сторон; выявление недостатков системы; способы совершенствования современной международной валютной системы при помощи введения новой мировой валюты, создания валютных зон или возврата к золотому стандарту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ.......
2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ...........................................................................
3 СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ....................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................

Файлы: 1 файл

международная валютная система.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

Международные валютно-финансовые организации условно можно назвать  международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая  цель - развитие сотрудничества и обеспечение  целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.

К организациям, имеющим  всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН - МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию.

Международные финансовые институты  возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка  международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Международные финансовые институты  преследуют следующие цели:

- Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К числу важнейших организаций  в международной экономической  сфере, обладающих наибольшим весом, относится  Международный валютный фонд, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Он был создан в результате проведения в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США) международной конференции, на которой были приняты новые международные принципы валютной политики, положенные в основу послевоенной международной валютной системы стран рыночного хозяйства. В настоящее время членами МВФ являются более 160 стран, его деятельность подчинена интересам обеспечения стабильности валютно-финансовой системы мира. Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под программы укрепления финансово-экономического положения стран и имеют связанный характер, обусловленный выполнением требований специалистов МВФ. [8,125]

Межгосударственные договоренности. С дальнейшим развитием международных экономических отношений требовались новые подходы к решению накопившихся экономических проблем в области свободной торговли, свободного передвижения товаров и услуг, миграционных процессов (капитала, трудовых ресурсов) и др. Тесная внешнеэкономическая деятельность на базе производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций должны были закрепляться правовой автономностью и юридически закреплены. Особая роль отводилась международному инвестиционному сотрудничеству, которая предполагала объединение усилий финансового и материального характера, предоставлению различного рода услуг (транспортных, страховых, банковских и др.), осуществление платежно-расчетных операций; прохождение таможенных процедур, тарифных и нетарифных методов регулирования взаимной торговли коммерческой активности внешних товарных и одинаковых рынков.

Для осуществления эффективной  международной торговли и инвестиций между странами, упорядочения расчетов и достижения единообразия в толковании правил по проведению платежей, принят ряд межгосударственных договоренностей, которых придерживается подавляющее  число государств мира. К ним относятся:

- «Унифицированные правила по документарному аккредитиву»;

- «Унифицированные правила по документарному инкассо»;

- «Единообразный вексельный закон»;

- «Устав СВИФТ, Устав ЧИПС» и др.документы. [9,137]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Состояние  международной валютной системы  на современном этапе. Тенденции  и перспективы развития

 

Вряд ли кто-то сомневается в  том, что существующие финансовые системы  крайне не надежны и часто ломаются. Азиатский механизм заклинило в 1990-х годах, а спустя десятилетие, вышли из строя системы в США  и Европе. Цена остановки роста  и высокой безработицы непомерно  высока.

Самое важное, на сегодняшний день, это последовательный согласованный подход к ликвидации последствий неминуемого краха "системно значимых" институтов.

Реформа международной валютной системы  тесно связана с этой проблемой. На самом деле, вопрос существования системы на современном этапе можно поставить под сомнение. По сравнению с Бреттонвудским соглашением и понятной схемой золотого стандарта, то, что у нас сейчас, по мнению многих специалистов, не слишком похоже на систему. Современным правительствам еще не удавалось последовательно применять определенные правила, а официально одобренной и контролируемой международной валюты не существует.

Конечно, сейчас идеальной, хорошо структурированной  и работоспособной валютной системы  в сложившихся условиях добиться трудно: рынки и потоки капитала выросли, стали капризнее и прихотливее. Мировая экономика выросла - развивающиеся  рынки начали стремительно расти  и процветать - а система не стала  более организованной и упорядоченной.

В основе последовательных финансовых кризисов 1990-х лежит именно отсутствие четкой международной валютной системы. О том, какую роль этот печальный факт сыграл в кризисе 2008 года, можно даже не вспоминать. Это известно всем. Прежде всего, в глаза бросаются устойчивые и, в определенном смысле, дополняющие друг друга дисбалансы США и Азии.

Если страна решает свои проблемы исключительно доступными ей политическими инструментами, ее приоритеты, в конечном счете, приведут к возникновению крупных дисбалансов. Но рано, или поздно они будут скорректированы - если не внутренней политикой или хорошо налаженной международной валютой системой, то финансовым кризисом.

Не так давно, специалисты теоретизировали о том, что плавающие валютные курсы заменят процедуры международных корректировок. Но в реальности, многие страны пришли к выводу, что им не нужны или не выгодны плавающие валюты.

Что ж делать, приходится признать, что для участия в открытой мировой экономике придется пожертвовать частью собственного экономического суверенитета. Или, иными словами, от стран требуется  желание и готовность координировать политики. Основные направления деятельности для решения данной проблемы можно представить в следующем виде:

- Более жесткий контроль со стороны Международного валютного фонда и жесткие обязательства со стороны государств следовать "установленным практикам" и согласованным нормам.

- Прямые и открытые рекомендации МВФ, Большой двадцатки и других институтов, после обязательных консультаций. 

- Квалификация или дисквалификация в отношении использования кредитных линий МВФ или других кредитных организаций (например, своп-линий центральных банков). 

- Процентные или другие финансовые штрафы или способы мотивации в отношении установленных правил. [13]

Если подходы, основанные на ошибках  прошлого, кажутся не достаточно эффективными, возможно, стоит разработать новый  подход, ориентированный на колебания  валютных курсов. Для этого потребуется  договориться о неком "равновесном" валютном курсе с достаточно широким  диапазоном, который позволит валютам  колебаться, а рынкам применять свои дисциплинарные инструменты. Однако отдельные  страны все равно будут ориентироваться  на интервенции и экономические  политики, направленные на защиту равновесного курса, или же, в крайних случаях, международные власти могут разрешить агрессивную интервенцию со стороны торговых партнеров.

Подходящая резервная валюта и  адекватная международная ликвидность - еще одна проблема. Доллар долгое время  считался наиболее оптимальным решением, однако, теперь слышны жалобы на то, что  Штаты пользуются незаслуженным  преимуществом. Но дефициты платежного счета идут во вред США и подрывают  конкурентоспособность международной  экономики. А остальные страны мира хотят гибкости, которую обеспечивает валюта крупнейшей, сильнейшей и наиболее стабильной экономики.

Количество резервной валюты должно быть ограничено, но при этом ее должно хватать для удовлетворения крупных  и непредсказуемых нужд неспокойного финансового мира. И, наконец, нужно  поддерживать уверенность в ее стабильности и доступности, что подчеркивает целесообразность использования для  этого национальной валюты, или, возможно, нескольких национальных валют. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подытоживая все вышесказанное  можно сделать следующие выводы.

Валютная система – форма  организации и регулирования  валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными  соглашениями. С экономической точки  зрения валютная система представляет собой совокупность валютно-экономических  отношений, исторически сложившихся  на основе интернационализации хозяйственных  связей. Различают национальную, мировую (межгосударственную, международную) и  региональную валютные системы.

Главной задачей мировой валютной системы является регулирование  сферы международных расчетов и  валютных рынков для обеспечения  устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания  равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота.

Цель этой системы заключается  в обеспечении эффективности международной торговли товарами и услугами.

В качестве основных функций мировой  валютной системы можно выделить:

- опосредование международных экономических связей;

- обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;

- обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;

- регламентацию и координацию режимов национальных валютных систем;

- унификацию и стандартизацию принципов валютных отношений.

Международная валютная система включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать следующие:

-мировой денежный товар;

-международная ликвидность;

-валютный курс;

-валютные рынки;

-международные валютно-финансовые  организации;

-межгосударственные договоренности;

Самое важное, на сегодняшний день, это последовательный согласованный подход к ликвидации последствий неминуемого краха "системно значимых" институтов. Реформа международной валютной системы тесно связана с этой проблемой.

Основные направления деятельности для решения данной проблемы можно  представить в следующем виде:

- Более жесткий контроль со стороны Международного валютного фонда и жесткие обязательства со стороны государств следовать "установленным практикам" и согласованным нормам.

- Прямые и открытые рекомендации МВФ, Большой двадцатки и других институтов, после обязательных консультаций. 

- Квалификация или дисквалификация в отношении использования кредитных линий МВФ или других кредитных организаций (например, своп-линий центральных банков). 

- Процентные или другие финансовые штрафы или способы мотивации в отношении установленных правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2009. - 264 с.
  2. Анализ экономики. Учебн./Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: МО, 2009.- 313 с.
  3. Борхардт КД. Европейская  интеграция.  –  Москва-Брюссель: АЕИ, 2006. - 414 с.
  4. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения М, 2008. - 454с.
  5. Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. – М., 2008. - 258с.
  6. Королев И.П. Международная экономическая интеграция. // Мировая экономика. – №3. – 2007. - С. 45-48
  7. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. – М.: МО, 2006. - с. 118
  8. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. – М.: ЮНИТИ, 2007. - 315 с.
  9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. И. Красавиной. М., 2008. - 414 с.
  10. Международные экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб., 2007. - 428с. 
  11. Самойлова Е.С. Внешнеэкономические связи России. // МЭМО. – № 9. – 2008. - 15-19С.
  12. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 328с.
  13. Пол Волкер. Состояние международной валютной системы: пути выхода из кризиса. http://www.forexpf.ru/

Информация о работе Международная валютная система