Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:23, реферат
Цель данной работы – комплексное изучение теоретических и практических аспектов функционирования современной международной валютной системы и анализ методов по ее усовершенствованию. Выделим следующие задачи, которые необходимы для реализации поставленной цели: рассмотрение истории эволюции мировой валютной системы;
изучение особенностей, структуры, компонентов, функций и задач современной международной валютной системы;
определение ее положительных сторон; выявление недостатков системы; способы совершенствования современной международной валютной системы при помощи введения новой мировой валюты, создания валютных зон или возврата к золотому стандарту.
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ.......
2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ...........................................................................
3 СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ....................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................
Международные валютно-финансовые
организации условно можно
К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН - МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию.
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
- Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
- Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
- Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
К числу важнейших организаций в международной экономической сфере, обладающих наибольшим весом, относится Международный валютный фонд, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Он был создан в результате проведения в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США) международной конференции, на которой были приняты новые международные принципы валютной политики, положенные в основу послевоенной международной валютной системы стран рыночного хозяйства. В настоящее время членами МВФ являются более 160 стран, его деятельность подчинена интересам обеспечения стабильности валютно-финансовой системы мира. Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под программы укрепления финансово-экономического положения стран и имеют связанный характер, обусловленный выполнением требований специалистов МВФ. [8,125]
Межгосударственные договоренности. С дальнейшим развитием международных экономических отношений требовались новые подходы к решению накопившихся экономических проблем в области свободной торговли, свободного передвижения товаров и услуг, миграционных процессов (капитала, трудовых ресурсов) и др. Тесная внешнеэкономическая деятельность на базе производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций должны были закрепляться правовой автономностью и юридически закреплены. Особая роль отводилась международному инвестиционному сотрудничеству, которая предполагала объединение усилий финансового и материального характера, предоставлению различного рода услуг (транспортных, страховых, банковских и др.), осуществление платежно-расчетных операций; прохождение таможенных процедур, тарифных и нетарифных методов регулирования взаимной торговли коммерческой активности внешних товарных и одинаковых рынков.
Для осуществления эффективной международной торговли и инвестиций между странами, упорядочения расчетов и достижения единообразия в толковании правил по проведению платежей, принят ряд межгосударственных договоренностей, которых придерживается подавляющее число государств мира. К ним относятся:
- «Унифицированные правила по документарному аккредитиву»;
- «Унифицированные правила по документарному инкассо»;
- «Единообразный вексельный закон»;
- «Устав СВИФТ, Устав ЧИПС» и др.документы. [9,137]
3 Состояние
международной валютной
Вряд ли кто-то сомневается в
том, что существующие финансовые системы
крайне не надежны и часто ломаются.
Азиатский механизм заклинило в
1990-х годах, а спустя десятилетие,
вышли из строя системы в США
и Европе. Цена остановки роста
и высокой безработицы
Самое важное, на сегодняшний день, это последовательный согласованный подход к ликвидации последствий неминуемого краха "системно значимых" институтов.
Реформа международной валютной системы тесно связана с этой проблемой. На самом деле, вопрос существования системы на современном этапе можно поставить под сомнение. По сравнению с Бреттонвудским соглашением и понятной схемой золотого стандарта, то, что у нас сейчас, по мнению многих специалистов, не слишком похоже на систему. Современным правительствам еще не удавалось последовательно применять определенные правила, а официально одобренной и контролируемой международной валюты не существует.
Конечно, сейчас идеальной, хорошо структурированной и работоспособной валютной системы в сложившихся условиях добиться трудно: рынки и потоки капитала выросли, стали капризнее и прихотливее. Мировая экономика выросла - развивающиеся рынки начали стремительно расти и процветать - а система не стала более организованной и упорядоченной.
В основе последовательных финансовых кризисов 1990-х лежит именно отсутствие четкой международной валютной системы. О том, какую роль этот печальный факт сыграл в кризисе 2008 года, можно даже не вспоминать. Это известно всем. Прежде всего, в глаза бросаются устойчивые и, в определенном смысле, дополняющие друг друга дисбалансы США и Азии.
Если страна решает свои проблемы исключительно доступными ей политическими инструментами, ее приоритеты, в конечном счете, приведут к возникновению крупных дисбалансов. Но рано, или поздно они будут скорректированы - если не внутренней политикой или хорошо налаженной международной валютой системой, то финансовым кризисом.
Не так давно, специалисты теоретизировали о том, что плавающие валютные курсы заменят процедуры международных корректировок. Но в реальности, многие страны пришли к выводу, что им не нужны или не выгодны плавающие валюты.
Что ж делать, приходится признать, что для участия в открытой мировой экономике придется пожертвовать частью собственного экономического суверенитета. Или, иными словами, от стран требуется желание и готовность координировать политики. Основные направления деятельности для решения данной проблемы можно представить в следующем виде:
- Более жесткий контроль со стороны Международного валютного фонда и жесткие обязательства со стороны государств следовать "установленным практикам" и согласованным нормам.
- Прямые и открытые рекомендации МВФ, Большой двадцатки и других институтов, после обязательных консультаций.
- Квалификация или дисквалификация в отношении использования кредитных линий МВФ или других кредитных организаций (например, своп-линий центральных банков).
- Процентные или другие финансовые штрафы или способы мотивации в отношении установленных правил. [13]
Если подходы, основанные на ошибках
прошлого, кажутся не достаточно эффективными,
возможно, стоит разработать новый
подход, ориентированный на колебания
валютных курсов. Для этого потребуется
договориться о неком "равновесном"
валютном курсе с достаточно широким
диапазоном, который позволит валютам
колебаться, а рынкам применять свои
дисциплинарные инструменты. Однако отдельные
страны все равно будут
Подходящая резервная валюта и
адекватная международная ликвидность
- еще одна проблема. Доллар долгое время
считался наиболее оптимальным решением,
однако, теперь слышны жалобы на то, что
Штаты пользуются незаслуженным
преимуществом. Но дефициты платежного
счета идут во вред США и подрывают
конкурентоспособность
Количество резервной валюты должно быть ограничено, но при этом ее должно хватать для удовлетворения крупных и непредсказуемых нужд неспокойного финансового мира. И, наконец, нужно поддерживать уверенность в ее стабильности и доступности, что подчеркивает целесообразность использования для этого национальной валюты, или, возможно, нескольких национальных валют. [13]
зАКЛЮЧЕНИЕ
Подытоживая все вышесказанное
можно сделать следующие
Валютная система – форма
организации и регулирования
валютных отношений, закрепленная национальным
законодательством или
Главной задачей мировой валютной системы является регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота.
Цель этой системы заключается
в обеспечении эффективности ме
В качестве основных функций мировой валютной системы можно выделить:
- опосредование международных экономических связей;
- обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;
- обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;
- регламентацию и координацию режимов национальных валютных систем;
- унификацию и стандартизацию принципов валютных отношений.
Международная валютная система включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать следующие:
-мировой денежный товар;
-международная ликвидность;
-валютный курс;
-валютные рынки;
-международные валютно-
-межгосударственные
Самое важное, на сегодняшний день, это последовательный согласованный подход к ликвидации последствий неминуемого краха "системно значимых" институтов. Реформа международной валютной системы тесно связана с этой проблемой.
Основные направления
- Более жесткий контроль со стороны Международного валютного фонда и жесткие обязательства со стороны государств следовать "установленным практикам" и согласованным нормам.
- Прямые и открытые рекомендации МВФ, Большой двадцатки и других институтов, после обязательных консультаций.
- Квалификация или дисквалификация в отношении использования кредитных линий МВФ или других кредитных организаций (например, своп-линий центральных банков).
- Процентные или другие финансовые штрафы или способы мотивации в отношении установленных правил.
Список использованной литературы