Международные операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:08, реферат

Описание работы

Совокупность различных валютных операций образует валютный рынок, являющийся частью мирового рынка ссудных капиталов. На валютном рынке концентрируются предложение и спрос на иностранную валюту. Предложение исходит прежде всего от экспортеров, получивших валютную выручку за проданные товары и услуги, спрос — от импортеров, которым иностранная валюта нужна для оплаты купленных товаров и услуг. Основой валютных операций, таким образом, служит международное движение товаров и услуг, капиталов и кредитов.
Цель данной работы – рассмотреть международные операции коммерческих банков.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Международные организационные единицы банка: международный
департамент, зарубежное представительство, филиал, дочерний банк,
оффшорные банковские единицы. 4
3. Международные корреспондентские отношения банков. Информационные
системы оповещения типа SWIFT. Системы банковского клиринга.
Fedwire, CHIPS, Euroclear 9
4. Межбанковское и клиентское кредитование. Банковские риски.
Банковский спрэд. Плавающие ставки. Процентный своп. Небанковские
операции, предоставляемые банками. Bancassurance. 13
5. Международные слияние и поглощения с участием банков. Иностранные
конкуренты в банковском секторе России. Особенности национального 17
протекционизма.
6. Контрольное задание 21
7. Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Операционные риски - риски потерь, возникающие в результате ошибок во внутренних системах, процессах, действиях персонала, либо внешних событий, таких как, например, стихийные бедствия и т.д. Операционный риск в той или иной степени несут все банки, т.к. каждый из них может столкнуться с ошибками и сбоями в работе информационных систем и персонала. Однако не во всех банках есть подразделения по управлению рисками, и уж тем более не во всех банках на сегодняшний день есть управления операционными рисками.

Спрэд – это ценовая разница между ценными бумагами, полученная эмитентом за выпуск и ценой, которую уплатили инвесторы за эти же ценные бумаги. Банковская система – самая важная и неотъемлемая часть структуры рыночной экономики любой страны. И сегодня особенно резко возрос интерес к этой система. Сегодня просто невозможно свести к одному все особенности еврооблигации спрэд и роли банков в современной экономике.

Очень сильно возросло влияние банков на экономику страны. Во-первых, структура банка способна оказывать свое влияние на управление системой платежей во всем обществе. Во-вторых, банки направляют средства к заемщикам, при этом учитывая способность заемщика употребить их в дело нужным образом. В итоге можно говорить, что банки целесообразно и умно распределяют денежные средства (резервы) страны. Ну а в-третьих, банки совершают все свои действия только при согласовании и в полном соответствии с денежно-кредитной политикой государства, где банк расположен. Деятельность же коммерческого напрямую зависит от банковской системы государства. Он создан для того, чтобы привлечь денежные средства от юридических и физических лиц, а так же для дальнейшего размещения их от своего имени при условии их возвратности, платности и срочности еврооблигации спрэд.

Плавающая процентная ставка состоит из двух составляющих. Первая – плавающая – называется базой (именно она изменяется во времени). Вторая – неизменная – называется надбавкой к базе или маржой. В качестве базы принимаются общепризнанные индикаторы рынка межбанковского кредитования. Они сигнализируют о том, сколько сегодня стоят деньги, которые банки могут привлечь с рынка.

Для валютных кредитов в качестве базы используют лондонские ставки межбанковского рынка, или LIBOR (London Interbank Offered Rate). Почему, говоря о LIBOR, мы применили множественное число – ставки? Потому что значение LIBOR в каждый конкретный отрезок времени различно для разных валют и сроков кредитования. Предлагая плавающую ставку, банк привязывает клиента к ситуации на рынке межбанковских кредитов, тем самым страхуя себя от недополучения прибыли, если ситуация изменится и стоимость привлекаемых ресурсов начнет расти.

Процентный своп — это соглашение между сторонами об осуществлении серии платежей друг другу в согласованные даты до истечения срока соглашения. Размер процентных платежей каждой из сторон вычисляется на основе разных формул, исходя из условной основной суммы соглашения.

Процентный своп представляет собой внебиржевую сделку, в процессе которой две стороны обмениваются процентными платежами по кредитным обязательствам равной величины, но с разными процентными ставками. Процентные свопы — обычно долгосрочные инструменты, назначение которых аналогично назначению соглашения о будущей процентной ставке, однако срок действия для основных валют составляет от 2 до 10 лет.

Небанковские услуги банков условно можно разделить на две категории: услуги, сопутствующие оказанию банковских услуг (продажа страховых полисов для владельцев пластиковых карт) и независимые услуги (продажа паев паевых инвестиционных фондов). При этом первая категория по мнению разработчиков банковских продуктов должна увеличивать основные "продажи", а вторая - в самом примитивном случае - лишь приносить дополнительные комиссионные.

Например, программа Альфа-банка "Альфамобиль" предлагает и скидки при страховании автотранспорта, и бесплатную круглосуточную юридическую поддержку участников программы, и бесплатное оказание экстренной технической помощи, и даже скидки в автосервисах и магазинах автозапчастей для участников программы.

Довольно распространено и предоставление скидок на туристические поездки в дочерних фирмах банков  для владельцев специальных вкладов. Для корпоративных клиентов некоторые (особенно небольшие банки) предоставляют услуги по льготной регистрации предприятий и получению лицензий, необходимых для деятельности фирмы.

Банкострахование (bancassurance) – это организация продажи страховых полисов посредством банковской филиальной сети. При этом банк может выступать агентом страховой компании по продаже ее полисов своим клиентам, как при покупке ими банковских продуктов, так и отдельно.

Продукты банкострахования (bancassurance) условно можно разделить на 2 группы – простые и сложные. Простые продукты интегрируются в кредитный продукт банка и продаются заемщику в виде дополнительной опции. Случается, что клиент банка даже не знает о том, что в процессе покупки кредитного продукта приобрел еще и страховку.

Сложные продукты продаются независимо от банковских либо специально подготовленными сотрудниками банка либо сотрудниками страховой компании, размещенными на территории банковских отделений.

 

4. Международные слияние и поглощения с участием банков. Иностранные конкуренты в банковском секторе России. Особенности национального протекционизма.

 

В международной практике слияние – это объединение двух или нескольких банков посредством бухгалтерского метода покупки (purchase) или методом слияния интересов (pooling of interests). Как правило, выделяются:

       статутное слияние - консолидация  двух  относительно  равных  банков;

       подчиняющее  слияние - когда  банк-цель  становится  дочерним  по  отношению  к  инициатору  сделки.

                   Поглощение - это передача всех прав и обязанностей банка или  нескольких банков другому  юридическому  лицу  с  прекращением  существования объектов поглощения. Как правило, выделяются:

       враждебное поглощение - осуществляемое без согласия  менеджеров  компании-цели.

       дружественное  поглощение- предложение  о выкупе акций делается   менеджменту   поглощаемой  компании. При этом менеджменту  гарантируется,  как  правило,  целый  ряд  условий, например,  продление действия трудовых контрактов или выплата финансовых  компенсаций  при  уходе  из  реорганизованной  структуры.

Слияние в соответствии с российскими нормативными актами есть  «возникновение  нового  общества  путем  передачи  ему  всех  прав  и  обязанностей  двух  или  нескольких  обществ  с  прекращением  последних». Присоединение - это   «прекращение одного или нескольких обществ с передачей прав или  обязанностей другому обществу». Понятие поглощение практически не прописано.

                  Эта проблема является одним из серьезных моментов, препятствующих интеграции российского рынка слияний и поглощений в глобальный. Она является одним из самых принципиальных недостатков российского законодательства в области слияний и присоединений - фактическое отсутствие в нем термина «поглощение», замененного термином «присоединение», не соответствует общемировой практике, в которой превалирует термин «mergers&acquisitions» («слияния и поглощения»). В свете предстоящего вступления страны в ВТО, выхода российских банков на мировые финансовые рынки и, наоборот, прихода ведущих мировых финансовых институтов в Россию необходимо привести российское законодательство в этом аспекте в соответствие с мировыми стандартами.

На основе сопоставления закрепленных в российском и американском законодательствах определений понятий слияний и поглощений между собой и с общепринятой деловой практикой формулируется вывод о их некоторых различиях. Предлагается при анализе опираться не только на законодательные нормы, но и на определения, вытекающие  из деловой практики и экономической, финансовой сути данных процессов (законодательные нормы часто отстают от практики).[4]

На основе проведенного анализа я пришла к выводу, что в настоящее время и слияния,  и  поглощения можно определить как:

       изменение  или  прекращение  юридического  статуса как минимум одного  участника  сделки;

       форму смены корпоративного контроля над бизнес-единицами. 

   При этом последнее может иметь различные характеристики: сопровождаться сменой юридической формы или нет, иметь следствием прекращение деятельности одной или более компаний или не иметь. Основное  условие это наличие в сделке двух и более юридических лиц. Такое  или подобное расширение законодательного понятия слияний-поглощений-присоединений  позволит реально оценить  объемы  этих  сделок  на  российском  рынке.

Стремление получить в результате слияния и поглощения синергетический эффект, то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких организаций, совокупный результат которого превышает суммарный результат отдельно работающих на рынке структур. Возникновение синергетического эффекта обусловливается:

-          экономией масштаба;

-          комбинированием взаимодополняющих ресурсов;

-          экономией денежных средств за счет снижения трансакционных издержек;

К числу мотивов слияний и поглощений относят также стремление повысить качество  и эффективность управления. Как правило, поглощаются менее эффективные и хуже управляемые банки и компании.

У универсальных иностранных банков в России есть значительные конкурентные преимущества перед российскими банками. В отличие от частных российских банков, вечно испытывающих дефицит ресурсов, иностранные банки могут позволить себе периодически работать без прибыли. В ходе становления Райффайзенбанка и Ситибанка можно было наблюдать продолжительный убыточный период. У отечественных банков нет таких возможностей, нет внешнего финансирования, и они должны получать прибыль настолько быстро, насколько это возможно. В результате иностранные банки имеют более основательный подход к ведению бизнеса.

Безусловным преимуществом иностранных банков, уже апробированным на практике, является поддержка со стороны материнской структуры. Репутация на международном рынке обязывает крупные иностранные банки нести полную ответственность за дочерний банк в России.

Сегодня в секторе иностранных банков наблюдается высокая степень концентрации по многим финансовым показателям. Безусловными лидерами выступают три банка: Ситибанк, ММБ и Райффайзенбанк. По нашим подсчетам, на них приходится 54-7% совокупных активов и 40.9% собственного капитала. Перечисленные банки занимают доминирующие позиции в области привлечении средств юридических и физических лиц (совокупная доля рынка трех банков - около 70%), а также в кредитовании коммерческих организаций и по операциям на рынке межбанковского кредитования (50-60%).

Все крупные иностранные банки разработали долгосрочные стратегии развития своего бизнеса в России. Отечественные банки о стратегиях подобного рода мало что знают. Иностранные банки благодаря своим преимуществам могут просчитывать ходы на много лет вперед. Долгосрочная цель крупных иностранных банков в России - расширить присутствие на ключевых сегментах рынка и соответствовать росту экономики страны. Если при оптимистичном сценарии развития страны в 2010 г. произойдет долгожданное удвоение номинального ВВП, и он достигнет 26.5 трлн. рублей (около $900 млрд.), а активы банковского сек тора составят 50% ВВП, то для сохранения позиций банкам потребуется умножить свои активы в несколько раз. Для контроля за 2% рынка потребуется около $9 млрд. активов. Для достижения такой валюты баланса необходима развитая филиальная сеть. И политика трех ведущих иностранных банков в России направлена на то, чтобы ее построить.

Национальный протекционизм. Протекционизм - экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках. Политика протекционизма ставит своей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед национальными правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торгово-промышленной деятельности – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспортирования.

Средства регулирования внешней торговой деятельности могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену продукта (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего продукта (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспортирования и т. д.).

Информация о работе Международные операции коммерческих банков