Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:08, реферат
Совокупность различных валютных операций образует валютный рынок, являющийся частью мирового рынка ссудных капиталов. На валютном рынке концентрируются предложение и спрос на иностранную валюту. Предложение исходит прежде всего от экспортеров, получивших валютную выручку за проданные товары и услуги, спрос — от импортеров, которым иностранная валюта нужна для оплаты купленных товаров и услуг. Основой валютных операций, таким образом, служит международное движение товаров и услуг, капиталов и кредитов.
Цель данной работы – рассмотреть международные операции коммерческих банков.
1. Введение 3
2. Международные организационные единицы банка: международный
департамент, зарубежное представительство, филиал, дочерний банк,
оффшорные банковские единицы. 4
3. Международные корреспондентские отношения банков. Информационные
системы оповещения типа SWIFT. Системы банковского клиринга.
Fedwire, CHIPS, Euroclear 9
4. Межбанковское и клиентское кредитование. Банковские риски.
Банковский спрэд. Плавающие ставки. Процентный своп. Небанковские
операции, предоставляемые банками. Bancassurance. 13
5. Международные слияние и поглощения с участием банков. Иностранные
конкуренты в банковском секторе России. Особенности национального 17
протекционизма.
6. Контрольное задание 21
7. Список используемой литературы 25
Операционные риски - риски потерь, возникающие в результате ошибок во внутренних системах, процессах, действиях персонала, либо внешних событий, таких как, например, стихийные бедствия и т.д. Операционный риск в той или иной степени несут все банки, т.к. каждый из них может столкнуться с ошибками и сбоями в работе информационных систем и персонала. Однако не во всех банках есть подразделения по управлению рисками, и уж тем более не во всех банках на сегодняшний день есть управления операционными рисками.
Спрэд – это ценовая разница между ценными бумагами, полученная эмитентом за выпуск и ценой, которую уплатили инвесторы за эти же ценные бумаги. Банковская система – самая важная и неотъемлемая часть структуры рыночной экономики любой страны. И сегодня особенно резко возрос интерес к этой система. Сегодня просто невозможно свести к одному все особенности еврооблигации спрэд и роли банков в современной экономике.
Очень сильно возросло влияние банков на экономику страны. Во-первых, структура банка способна оказывать свое влияние на управление системой платежей во всем обществе. Во-вторых, банки направляют средства к заемщикам, при этом учитывая способность заемщика употребить их в дело нужным образом. В итоге можно говорить, что банки целесообразно и умно распределяют денежные средства (резервы) страны. Ну а в-третьих, банки совершают все свои действия только при согласовании и в полном соответствии с денежно-кредитной политикой государства, где банк расположен. Деятельность же коммерческого напрямую зависит от банковской системы государства. Он создан для того, чтобы привлечь денежные средства от юридических и физических лиц, а так же для дальнейшего размещения их от своего имени при условии их возвратности, платности и срочности еврооблигации спрэд.
Плавающая процентная ставка состоит из двух составляющих. Первая – плавающая – называется базой (именно она изменяется во времени). Вторая – неизменная – называется надбавкой к базе или маржой. В качестве базы принимаются общепризнанные индикаторы рынка межбанковского кредитования. Они сигнализируют о том, сколько сегодня стоят деньги, которые банки могут привлечь с рынка.
Для валютных кредитов в качестве базы используют лондонские ставки межбанковского рынка, или LIBOR (London Interbank Offered Rate). Почему, говоря о LIBOR, мы применили множественное число – ставки? Потому что значение LIBOR в каждый конкретный отрезок времени различно для разных валют и сроков кредитования. Предлагая плавающую ставку, банк привязывает клиента к ситуации на рынке межбанковских кредитов, тем самым страхуя себя от недополучения прибыли, если ситуация изменится и стоимость привлекаемых ресурсов начнет расти.
Процентный своп — это соглашение между сторонами об осуществлении серии платежей друг другу в согласованные даты до истечения срока соглашения. Размер процентных платежей каждой из сторон вычисляется на основе разных формул, исходя из условной основной суммы соглашения.
Процентный своп представляет собой внебиржевую сделку, в процессе которой две стороны обмениваются процентными платежами по кредитным обязательствам равной величины, но с разными процентными ставками. Процентные свопы — обычно долгосрочные инструменты, назначение которых аналогично назначению соглашения о будущей процентной ставке, однако срок действия для основных валют составляет от 2 до 10 лет.
Небанковские услуги банков условно можно разделить на две категории: услуги, сопутствующие оказанию банковских услуг (продажа страховых полисов для владельцев пластиковых карт) и независимые услуги (продажа паев паевых инвестиционных фондов). При этом первая категория по мнению разработчиков банковских продуктов должна увеличивать основные "продажи", а вторая - в самом примитивном случае - лишь приносить дополнительные комиссионные.
Например, программа Альфа-банка "Альфамобиль" предлагает и скидки при страховании автотранспорта, и бесплатную круглосуточную юридическую поддержку участников программы, и бесплатное оказание экстренной технической помощи, и даже скидки в автосервисах и магазинах автозапчастей для участников программы.
Довольно распространено и предоставление скидок на туристические поездки в дочерних фирмах банков для владельцев специальных вкладов. Для корпоративных клиентов некоторые (особенно небольшие банки) предоставляют услуги по льготной регистрации предприятий и получению лицензий, необходимых для деятельности фирмы.
Банкострахование (bancassurance) – это организация продажи страховых полисов посредством банковской филиальной сети. При этом банк может выступать агентом страховой компании по продаже ее полисов своим клиентам, как при покупке ими банковских продуктов, так и отдельно.
Продукты банкострахования (bancassurance) условно можно разделить на 2 группы – простые и сложные. Простые продукты интегрируются в кредитный продукт банка и продаются заемщику в виде дополнительной опции. Случается, что клиент банка даже не знает о том, что в процессе покупки кредитного продукта приобрел еще и страховку.
Сложные продукты продаются независимо от банковских либо специально подготовленными сотрудниками банка либо сотрудниками страховой компании, размещенными на территории банковских отделений.
4. Международные слияние и поглощения с участием банков. Иностранные конкуренты в банковском секторе России. Особенности национального протекционизма.
В международной практике слияние – это объединение двух или нескольких банков посредством бухгалтерского метода покупки (purchase) или методом слияния интересов (pooling of interests). Как правило, выделяются:
статутное слияние - консолидация двух относительно равных банков;
подчиняющее слияние - когда банк-цель становится дочерним по отношению к инициатору сделки.
Поглощение - это передача всех прав и обязанностей банка или нескольких банков другому юридическому лицу с прекращением существования объектов поглощения. Как правило, выделяются:
враждебное поглощение - осуществляемое без согласия менеджеров компании-цели.
дружественное поглощение- предложение о выкупе акций делается менеджменту поглощаемой компании. При этом менеджменту гарантируется, как правило, целый ряд условий, например, продление действия трудовых контрактов или выплата финансовых компенсаций при уходе из реорганизованной структуры.
Слияние в соответствии с российскими нормативными актами есть «возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних». Присоединение - это «прекращение одного или нескольких обществ с передачей прав или обязанностей другому обществу». Понятие поглощение практически не прописано.
Эта проблема является одним из серьезных моментов, препятствующих интеграции российского рынка слияний и поглощений в глобальный. Она является одним из самых принципиальных недостатков российского законодательства в области слияний и присоединений - фактическое отсутствие в нем термина «поглощение», замененного термином «присоединение», не соответствует общемировой практике, в которой превалирует термин «mergers&acquisitions» («слияния и поглощения»). В свете предстоящего вступления страны в ВТО, выхода российских банков на мировые финансовые рынки и, наоборот, прихода ведущих мировых финансовых институтов в Россию необходимо привести российское законодательство в этом аспекте в соответствие с мировыми стандартами.
На основе сопоставления закрепленных в российском и американском законодательствах определений понятий слияний и поглощений между собой и с общепринятой деловой практикой формулируется вывод о их некоторых различиях. Предлагается при анализе опираться не только на законодательные нормы, но и на определения, вытекающие из деловой практики и экономической, финансовой сути данных процессов (законодательные нормы часто отстают от практики).[4]
На основе проведенного анализа я пришла к выводу, что в настоящее время и слияния, и поглощения можно определить как:
изменение или прекращение юридического статуса как минимум одного участника сделки;
форму смены корпоративного контроля над бизнес-единицами.
При этом последнее может иметь различные характеристики: сопровождаться сменой юридической формы или нет, иметь следствием прекращение деятельности одной или более компаний или не иметь. Основное условие это наличие в сделке двух и более юридических лиц. Такое или подобное расширение законодательного понятия слияний-поглощений-
Стремление получить в результате слияния и поглощения синергетический эффект, то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких организаций, совокупный результат которого превышает суммарный результат отдельно работающих на рынке структур. Возникновение синергетического эффекта обусловливается:
- экономией масштаба;
- комбинированием взаимодополняющих ресурсов;
- экономией денежных средств за счет снижения трансакционных издержек;
К числу мотивов слияний и поглощений относят также стремление повысить качество и эффективность управления. Как правило, поглощаются менее эффективные и хуже управляемые банки и компании.
У универсальных иностранных банков в России есть значительные конкурентные преимущества перед российскими банками. В отличие от частных российских банков, вечно испытывающих дефицит ресурсов, иностранные банки могут позволить себе периодически работать без прибыли. В ходе становления Райффайзенбанка и Ситибанка можно было наблюдать продолжительный убыточный период. У отечественных банков нет таких возможностей, нет внешнего финансирования, и они должны получать прибыль настолько быстро, насколько это возможно. В результате иностранные банки имеют более основательный подход к ведению бизнеса.
Безусловным преимуществом иностранных банков, уже апробированным на практике, является поддержка со стороны материнской структуры. Репутация на международном рынке обязывает крупные иностранные банки нести полную ответственность за дочерний банк в России.
Сегодня в секторе иностранных банков наблюдается высокая степень концентрации по многим финансовым показателям. Безусловными лидерами выступают три банка: Ситибанк, ММБ и Райффайзенбанк. По нашим подсчетам, на них приходится 54-7% совокупных активов и 40.9% собственного капитала. Перечисленные банки занимают доминирующие позиции в области привлечении средств юридических и физических лиц (совокупная доля рынка трех банков - около 70%), а также в кредитовании коммерческих организаций и по операциям на рынке межбанковского кредитования (50-60%).
Все крупные иностранные банки разработали долгосрочные стратегии развития своего бизнеса в России. Отечественные банки о стратегиях подобного рода мало что знают. Иностранные банки благодаря своим преимуществам могут просчитывать ходы на много лет вперед. Долгосрочная цель крупных иностранных банков в России - расширить присутствие на ключевых сегментах рынка и соответствовать росту экономики страны. Если при оптимистичном сценарии развития страны в 2010 г. произойдет долгожданное удвоение номинального ВВП, и он достигнет 26.5 трлн. рублей (около $900 млрд.), а активы банковского сек тора составят 50% ВВП, то для сохранения позиций банкам потребуется умножить свои активы в несколько раз. Для контроля за 2% рынка потребуется около $9 млрд. активов. Для достижения такой валюты баланса необходима развитая филиальная сеть. И политика трех ведущих иностранных банков в России направлена на то, чтобы ее построить.
Национальный протекционизм. Протекционизм - экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках. Политика протекционизма ставит своей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.
В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.
Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.
Основная задача государства в области международной торгово-промышленной деятельности – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспортирования.
Средства регулирования внешней торговой деятельности могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену продукта (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего продукта (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспортирования и т. д.).
Информация о работе Международные операции коммерческих банков