Междунарожные финансовые и кредитные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

В послевоенный период до семидесятых годов доллар как мировая валюта имел конституциированный характер. Этот характер ему придавали Бреттон-Вудские соглашения, придавшие доллару характер мировой валюты. Но в семидесятые годы это соглашение было дезавуировано, и в настоящее время ни одна национальная валюта не имеет официально признанного международного характера. Доллар, евро, отчасти иена, британский фунт стерлингов и швейцарский франк используются как мировые деньги по факту, но не по закону или по международно-договорным отношениям.

Содержание работы

1. Общая характеристика мировой денежной системы 3
2. Международные расчетные и кредитные отношения. Международные платежные средства 6
3. Международные финансовые и кредитные институты и их функции 11
3.1. Международный валютный фонд (МВФ) 11
3.2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 15
3.3. Банк международных расчетов (БМР) 18
Литература 22

Файлы: 1 файл

Международные финансовые и кредитные институты.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Цели создания МВФ представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Цели создания МВФ5

Главная задача МВФ - регулирование валютно-расчетных отношений между государствами и оказание финансовой помощи странам (создание валютных резервов, из которых правительства стран - членов МВФ могут заимствовать средства) путем предоставления краткосрочных займов в иностранной валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов, поддержании валютных паритетов. Фактически за МВФ закреплялась роль институциональной основы международной валютной системы.

С начала своего функционирования МВФ претерпел значительные изменения, что нашло отражение в двух поправках к уставу фонда. Первая из них, принятая в 1969 г., касалась введения (в дополнение к существующим резервам) международных кредитных денег.

Их выпускает МВФ в целях использования в безналичных расчетах государств - членов МВФ через их центральные банки путем записей на специальных счетах. СДР были введены в качестве замены твердым конвертируемым валютам. Таким образом, в международный оборот введены такие деньги, запас которых можно было пополнять сознательно по мере необходимости. СДР предназначены для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов МВФ. Их появление явилось следствием проблемы международной ликвидности - возможности стран бесперебойно погашать международные денежные обязательства с помощью взаимоприемлемых платежных средств. Первоначальная стоимость единицы СДР определена в валютах так называемой стандартной корзины из пяти главных валют (доллар, западногерманская марка, французский франк, японская иена, фунт стерлингов). Она была получена делением золотого содержания СДР на золотое содержание доллара и равнялась 1,20 635 доллара. Это, однако, не означало гарантий обмена СДР на золото. Члены фонда имеют право получать СДР и использовать их в операциях и сделках между собой, с уполномоченными институциональными держателями и с самим МВФ. Стоимость СДР определяется ежедневно на основе стоимости стандартной корзины. Состав корзины валют для определения стоимости СДР пересматривается каждые пять лет. Однако гораздо большее значение имела вторая поправка 1978 г., которая оформила долгосрочные изменения в политике, деятельности и даже организационной структуре фонда. В соответствии с положениями первоначального устава каждый член МВФ принимал на себя обязательства сотрудничать с фондом в поддержании стабильности валютных курсов и предотвращении конкурентных девальваций. Стоимость валют выражалась в золоте. Государства-члены, намеренные изменить стоимость своих валют, должны были предварительно проконсультироваться с МВФ. В 1978 г. официальная привязка валютных курсов к золоту была отменена, снято и требование об обязательных консультациях по поводу изменения валютных курсов. В результате страны получили свободу выбора собственного валютного режима. Они могли установить режим свободного или управляемого плавающего курса национальной валюты, привязать курс этой валюты к какой-либо другой валюте или корзине валют, заключать соглашения о сотрудничестве в валютной сфере с другими странами и т.д. Тем не менее МВФ сохранил за собой право вмешиваться в валютную политику стран-членов в целях пресечения манипулирования валютными курсами ради достижения конкурентных преимуществ.

Функции МВФ представлены на рис. 2.

Рисунок 2 – Функции МВФ6

 Средства МВФ формируются из взносов участников в соответствии с устанавливаемой фондом для каждой страны квотой, которая определяется экономическим потенциалом страны и ее ролью в мировой экономике и международной торговле, а также из рыночных заимствований. Для первых членов МВФ взнос, подлежащий уплате золотом, составлял 25% квоты или 10% чистых официальных золотых и долларовых резервов страны по состоянию на 12 сентября 1946 г. (меньшую из этих сумм). Размер членских взносов стран, вступивших в МВФ после 1948 г., определялся индивидуально. В 1978 г., после того как золото перестало играть какую-либо роль в операциях МВФ, фонд начал постепенно избавляться от золота. В настоящее время 25% взносов стран-членов платятся СДР или в свободно конвертируемой валюте, остальные 75% - по-прежнему в национальных валютах. Взнос, подлежащий уплате в национальной валюте, может быть сделан в форме беспроцентных облигаций государства-плательщика, которые МВФ при необходимости может истребовать наличными.

Согласно статье XII §5а Статей соглашения каждое государство-член имеет по двести пятьдесят голосов и по одному дополнительному голосу на каждую часть своей квоты, равную ста тысячам единиц СДР. По состоянию на конец 2008 г. самая большая квота из общей суммы квот 185 стран - членов МВФ в размере 216 720 300 000 СДР принадлежала США (37 149 300000 СДР, или 17,40% бюджета МВФ), а самая маленькая - Палау (3,1 млн. СДР, или 0,0001% бюджета МВФ). Развитые страны (Япония, Германия, Великобритания и Франция) могут оказывать меньшее, но все же значительное влияние при принятии решений МВФ. Квота России 5 945 400 000 СДР, или 2,74% бюджета7.

Таким образом, для процедуры квалифицированного большинства голосов развитые страны просто необходимы, они продолжают контролировать и деятельность МВФ, поскольку располагают 65% голосов, по-прежнему могут блокировать его решения. На все развивающиеся страны приходится 26% голосов. Следовательно, они не могут оказывать реальное воздействие на реформирование МВФ. Однако, теоретически, для постановки на голосование необходим консенсус всех стран.

    1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

 

Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) - создан ранее других международных кредитных учреждений (в 1946 г.) на основе решения Бреттон-Вудской международной финансовой конференции 1944 г. Вместе с тремя филиалами (Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Международное агентство гарантирования инвестиций) его называют Мировым (Всемирным) банком (World Bank group)8.

Первоначально МБРР ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы. Этот межгосударственный финансовый институт играет важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже его небольшие ссуды (по сути, подтверждающие платежеспособность страны) открывают доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов.

Формально банк является кредитным органом ООН, однако фактически он самостоятельно определяет кредитную политику и решает вопросы, связанные с предоставлением кредитов. Право участвовать в нем имеют только члены МВФ. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. Правление находится в Вашингтоне. Россия вступила в МБРР в 1992 г. Капитал МБРР состоит из уставного, образованного за счет паевых взносов стран-членов, и заемного, привлекаемого путем выпуска облигационных займов. Основная деятельность МБРР заключается в предоставлении долгосрочных кредитов (в отличие от МВФ) странам-членам и гарантировании займов, предоставляемых этим странам частными банками и другими кредиторами на двусторонней основе.

Согласно уставу МБРР каждая страна-член имеет в нем 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. долл. паевых взносов. Основная доля голосов в МБРР принадлежит наиболее развитым странам.

В начале своей деятельности основную долю кредитов МБРР предоставлял западноевропейским странам. С 1950-х годов банк предоставляет кредиты главным образом развивающимся странам (в связи с восстановлением их экономики) при наличии гарантий их правительств.

Основная задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако начиная с 1948 г. ежегодно получает чистый доход.

За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях. Поскольку МБРР находится в собственности стран-членов, количество голосов, на которые имеют право отдельные члены, определяется размером их подписки на акционерный капитал, что, в свою очередь, связано с относительным уровнем экономического развития страны.

В общем случае МБРР кредитует средства какому-либо правительству в целях развития экономической инфраструктуры страны, например, дорожной сети и объектов энергетики. Эти средства предоставляются развивающимся странам, которые уже вышли на более высокие стадии экономического и социального роста. Займы выдаются исключительно странам - членам МВФ, как правило, в тех случаях, когда частный капитал на приемлемых условиях им недоступен. Займы обычно имеют льготный период в пять лет и должны возвращаться в течение пятнадцати или менее лет.

Проекты, по которым МБРР оказывает содействие, в большинстве случаев требуют импортного оборудования тяжелого машиностроения, что расширяет рынок сбыта для многих видов продукции, производимой в США. Как правило, банк предоставляет займы в конвертируемых валютах лишь для покрытия необходимых расходов на импорт, они должны возвращаться в тех же валютах по долгосрочным курсам.

 

    1. Банк международных расчетов (БМР)

 

Банк международных расчетов - БМР (Bank of International Settlements, BIS) - старейший международный финансовый институт. Название Банка объясняет его историческую роль. Созданный в 1930 г. на основе Гаагского соглашения пяти государств (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция) и конвенции этих стран со Швейцарией, в соответствии с планом Юнга о репарациях, выплачивавшихся Германией странам - победителям в Первой мировой войне, БМР обслуживал международные расчеты этих стран. Официально США не участвовали в создании БМР, так как не могли получать репарационные платежи с Германии. Поэтому на акции банка подписались частные американские банки во главе с банкирским домом J.P. Morgan, а также частные японские банки. БМР находится в Швейцарии (г. Базель).

В первые годы своего существования Банк международных расчетов выполнял в основном функции центральной репарационной расчетной кассы: к нему поступали германские репарационные платежи и через него производились расчеты по репарационным поставкам «натурой». Прекращение Германией в 1931 г. репарационных платежей лишило БМР основы для существования, а также финансовой базы. Новая роль БМР проявилась во время Второй мировой войны - Банк продолжал сотрудничать с председателями центральных банков стран антигитлеровской коалиции (Франции, Англии и США). Банк международных расчетов активно способствовал европейской интеграции, являясь агентом в Европейском платежном союзе (1950 - 1958) и в Европейской валютной системе (1979 - 1994). До конца 1970-х гг. БМР поддерживал принципы Бреттон-вудской системы и наблюдал за их выполнением другими странами. В 1970 - 1980-х гг. Банк концентрировал свою деятельность на исследованиях проблемы межграничного движения капиталов, вызванного нефтяным шоком и долговым кризисом развивающихся стран. Сегодня членами БМР являются 55 стран. Банк ставит перед собой следующие цели9:

  • содействие сотрудничеству центральных банков;
  • создание условий для международных финансовых операций;
  • выполнение роли посредника в международных валютно-финансовых расчетах.

БМР служит форумом для международного валютного сотрудничества, выступает в качестве агента или доверенного лица при осуществлении международных кредитных соглашений, а также ведет обширные научные исследования. Многие функции и направления деятельности Банк получал под влиянием внешних факторов. Так, в связи с мировым долговым кризисом в 1982 г. он стал предоставлять промежуточный кредит под гарантию центрального банка странам, ожидающим кредит МВФ. С октября 1986 г. БМР стал банком-агентом по клиринговым расчетам частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных на евро в 1999 г.

Высшим органом управления БМР является общее собрание, возглавляемое председателем Совета директоров и состоящее из представителей центральных банков или общепризнанных финансовых институтов отдельных стран. Созывается ежегодно. Голоса распределяются пропорционально числу акций, которые были выделены банку каждой страны по подписке. Расчеты по акциям ведутся в золотых швейцарских франках, дивиденды выплачиваются ежегодно в долларах США по курсу валютного рынка в Цюрихе на день платежа.

В Совет директоров входят управляющие центральных банков Бельгии, Франции, Германии, Италии и Великобритании, а также пять представителей финансового бизнеса, промышленности и торговли, назначаемых по одному от каждого из указанных выше центральных банков их управляющими. Статус БМР предусматривает, что эти 10 директоров могут избирать других лиц в качестве дополнительных директоров из числа управляющих тех центральных банков-участников, чьи представители не входят в совет. Управляющие центральных банков Нидерландов, Швеции и Швейцарии являются такими дополнительными членами уже много лет. Совет директоров, состоящий из 13 членов, избирает из своего состава председателя банка. Сейчас на этом посту находится Ноут Веллинк (Nout Wellink) - президент центрального банка Нидерландов.

Под руководством БМР действует ряд комитетов и рабочих групп, которые выполняют важные регулирующие и надзорные функции, а также проводят аналитическую работу. Это Базельский комитет по банковскому надзору, Комитет по глобальной финансовой системе и Комитет по системам платежей и расчетов. В рамках БМР также действует Институт финансовой стабильности, основной задачей которого является укрепление глобальной финансовой системы путем методического, консультативного и иного содействия национальным регулирующим органам.

Информация о работе Междунарожные финансовые и кредитные институты