Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:01, курсовая работа
В такой ситуации абсолютно невозможно предсказать, какой именно из них станет критическим - просто потому, что свою роль могут сыграть даже те из них, которые в нормальной ситуации вообще не рассматриваются.
Цель настоящего исследования – провести анализ Мирового Финансового Кризисa и Перспективы развития России.
Введение ..................................................................................................... 3.
Глава 1. Мировой Финансовый кризис и причины его возникновения ........................................................... 5.
1.1 Фондовый рынок США: история роста и крах .................................................................. 7.
1.2 Инфляция в США ......................................................... 12.
Глава 2. Последствия Мирового Финансового Кризисa ................ 15.
1.1 Впереди - поливалютная система ................................ 17.
1.2 Вторая волна кризиса ................................................... 20.
Глава 3. Перспективы развития России ....................................... 23.
Заключение .............................................................................................. 26.
Список литературы ................................................................................. 28.
Содержание:
Введение ..............................
Глава 1. Мировой Финансовый
кризис и причины его возникновения
..............................
1.1 Фондовый рынок
США: история роста и крах ..............................
1.2 Инфляция в
США ..............................
Глава 2. Последствия Мирового Финансового
Кризисa ..............................
1.1 Впереди - поливалютная
система ..............................
1.2 Вторая волна
кризиса ..............................
Глава 3. Перспективы
развития России ..............................
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
ВВЕДЕНИЕ
"Ни одна из рецессии, случившихся в США, не была точно предсказана". Но, эту фразу не следует понимать буквально. Кто-то где-то что-то предсказывал. Но специфика американского общественного мнения последних ста лет состояла в том, что негативные экономические прогнозы оно признавало только в тот момент, когда уже абсолютно всем становилось видно, что они стали явью.
Это хорошо видно в последние два года, когда американская общественность "возводит на пьедестал" любую новость, которую можно интерпретировать (подчас очень вольно) как свидетельство начинающегося роста экономики. Даже в том случае, когда она сопровождается значительно более убедительными негативными факторами. Прежде всего потому, что в современной американской экономике заложен потенциал саморазрушения.
Существуют ли теории, которые адекватно описывали бы текущую ситуацию в США? И какой они дают прогноз на ближайшее будущее? И выясняется, что если ограничиться чисто американскими экономистами, причем относительно близкими к американскому истеблишменту, то серьезных прогнозов не было.
Прежде всего, прогноз должен быть вариативен по нескольким основным параметрам. Так, прогноз экономического роста для России в обязательном порядке должен содержать варианты, зависящие от цены на нефть, уровня тарифов естественных монополий и уровня цен (инфляции). Просто потому, что именно эти три фактора (если быть точнее, то третьим фактором является уровень цен на основные ресурсы, рассчитанный на основе паритета покупательной способности) в основном определяли экономический рост в России в течение всего периода ее независимого существования.
Но ведь есть и другие параметры. Они могут стать существенными при прогнозе некоторых других экономически значимых величин. Например, доходы федерального и региональных бюджетов очень чувствительны к такому параметру, как объем "теневой" экономики. Просто потому, что она вообще не платит налогов в бюджет в явном виде, только в косвенном, в той части, в которой государство способно обнаружить присущие этой части экономики финансовые и ресурсные потоки. И если экономические процессы устроены так, что субъектам экономики выгодно "легализовываться", то есть переходить из "серой" экономики в "белую", то рост доходов бюджета будет серьезно опережать экономический рост. При этом масштабы такого процесса предсказать достаточно сложно, поскольку он имеет скорее психологический характер и зависит, например, от качества и убедительности государственной пропаганды и работы налоговых органов. Иными словами, говорить о том, сбылся прогноз или нет, в ситуации, когда не учитываемые в явном виде условия существенно изменились, принципиально невозможно. Прогноз иногда и не должен включать в себя внеэкономические факторы, которые могут существенно повлиять на ситуацию, поскольку их включение часто делает его бессмысленным с точки зрения практического использования.
Проблема в том, что процессы, протекающие в современной американской экономике, уменьшают саму область устойчивости. Из-за сокращения "области устойчивости" даже самые минимальные изменения параметров могут вывести систему из равновесия и привести к острому кризису. В такой ситуации абсолютно невозможно предсказать, какой именно из них станет критическим - просто потому, что свою роль могут сыграть даже те из них, которые в нормальной ситуации вообще не рассматриваются.
Цель настоящего исследования – провести анализ Мирового Финансового Кризисa и Перспективы развития России.
ГЛАВА 1.
Мировой Финансовый кризис и причины его возникновения.
Последнее десятилетие XX века характеризовалось для США чрезвычайно высокими темпами экономического роста, намного превышающими среднестатистические показатели. Причем этот результат был достигнут практически без видимого роста инфляции, что является уникальным результатом для американской экономики. Подобные достижения породили многочисленные теоретические суждения об их причинах и следствиях. В конце концов сформировалось достаточно прочное и однозначное мнение, согласно которому основной причиной экономических успехов США являются информационные технологии. С объективной точки зрения, суждения об однозначно позитивном и прогрессивном характере информационной революции являются достаточно спорными. Хотя бы потому, что одинаково быстро становится доступной не только объективная и адекватная событиям информация, но и ошибочная, и даже ложная. С учетом того, что основные средства массовой информации в США контролирует крайне незначительное количество лиц, представляется уникальная ситуация для манипуляции общественным сознанием. И последний год показывает, что практически все способы манипулирования общественным мнением, которые может себе представить не специалист, мы уже можем наблюдать на практике.
Скандальные банкротства корпораций представляет собой классический пример манипуляции общественным сознанием с использованием самых различных технологий. Здесь и обман менеджментом корпорации своих акционеров, и сговор "независимых" аудиторов и менеджмента, предоставление общественности заведомо ложной информации о состоянии финансов компании и многое другое, в частности, попытка уйти от уголовной ответственности путем уничтожения документов.
А какова действительная роль информационных технологий в ускорении роста производительности труда?
Вопреки распространенному мнению, при более глубоком рассмотрении, а именно при расчетах роста производительности для каждой отрасли, выясняется, что практически всё увеличение скорости роста на уровне экономики в целом на самом деле сконцентрировано всего в шести отраслях: розничная торговля (retail trade), оптовая торговля (wholesale trade), торговля ценными бумагами (securaties), полупроводники (semiconductors), производство компьютеров (computer manufacturing), телекоммуникации (telecom services) (или, если быть более точным, две из трех подотраслей телекоммуникационной отрасли - мобильная телефония и сетевая телефонная связь). В остальных 53 отраслях экономики происходили небольшие увеличения и снижения Роста производительности, в целом компенсирующие друг друга.
От сюда следует, что информационная революция приводит скорее лишь к усилению манипулирования и прямого обмана, но никак не к улучшению бизнес-решений на основе быстрого получения объективной информации.
1.1 Фондовый рынок США: история роста и
крах.
В последние два-три десятилетия финансовые кризисы в мире участились. Волны этих кризисов ощущались во всех уголках планеты.
Однако следует учесть, что импульсы дестабилизации исходили в основном с периферии мировой финансовой системы. Нынешний же кризис по своим масштабам и разрушительным последствиям превзошел все предыдущие, так как его эпицентром стали США и американские рынки фиктивного капитала (к слову, в данном случае термин "фиктивный" обретает свое истинное значение, свободное от идеологических догм). Мощные волны разворачивающегося кризиса разошлись по всем направлениям, затрагивая все смежные рынки, все основные регионы и не оставили в стороне реальную экономику.
Из общей теории циклов известно, что учащение кризисов - явное свидетельство того, что хозяйственная система столкнулась с серьезными ограничениями для своего развития. Дисбалансы, перекосы и диспропорции, как на отдельных финансовых рынках, так и на макроэкономическом уровне, достигли угрожающих масштабов, а порождаемые ими проблемы имеют комплексный характер. Причем крайне сложная и часто внутренне противоречивая система взаимосвязей между отдельными дисбалансами сокращает потенциальные возможности для маневра регулирующим правительственным органам. Многое указывает на то, что мы являемся свидетелями лишь первой волны кризиса и что дальнейшие события будут разворачиваться по пути обширного финансово-экономического коллапса.
Для того чтобы понять причины нынешнего кризиса па фондовом рынке США, необходимо разобраться в факторах, обусловивших его беспримерный рост в прошедший десятилетний период.
Среди причин бурного роста мировых фондовых рынков и фондового рынка США, в частности, называют либерализацию и усиление фактора частной инициативы при одновременном уменьшении прямой экономической активности правительства и сокращении государственных капиталовложений, которые привели к возросшей межстрановой борьбе за привлечение частного инвестиционного капитала. Проходящие в развитых странах, и прежде всего в США, реформы всей сферы социального обеспечения (пенсионная реформа и др.), связанные с радикальным сокращением соответствующих государственных программ, вынудили население избирать альтернативные пути сбережения средств. Резко возросший объем активов частных пенсионных фондов нуждался в эффективном управлении, а острая конкуренция между фондами побуждала менеджеров искать быстро растущие инструменты, в том числе на рынке акций. Одновременно с этим отсутствие сильных потрясений на финансовых рынках за последние полстолетия определило готовность как профессионалов, так и широких слоев населения к принятию повышенных рисков.
Однако все эти причины можно скорее отнести к пассивным условиям наблюдавшегося подъема фондового рынка: даже их кумулятивное действие не могло привести к перегреву таких масштабов. Активные же факторы биржевого бума были связаны прежде всего с правительственной макроэкономической политикой.
США выходили из кризиса через резкий рост государственных расходов. Для того чтобы обеспечить финансирование широкомасштабных государственных расходов, правительство широко использовало схемы госзаимствований, выпуская долгосрочные казначейские обязательства под очень высокий процент. В результате госдолг США составил на сегодня 11,5 трлн. долларов (80% от ВВП). Но следует понимать, что 11,5 трлн. – это только часть долга США. Общий долг США, включая долги штатов, государственные долги по медстрахованию, по пенсионному обеспечению, долги компаний, долги, взятые для выплаты пособий по безработице, долги домохозяйств и т.д. составляют свыше 100 трлн. долларов, точнее – около 115 трлн. долларов.
Достигнутое этими средствами экономическое благополучие плюс колоссальный госдолг, соответственно, позволил и потребовал сменить курс. Согласно либерально-консервативным рецептам, ставка была сделана не на госрасходы, а на наращивание активности частного сектора. Ключом к этому служила политика радикального снижения учетных ставок, почти до 0%. Следствием политики низких ставок стало накачивание экономики дешевыми кредитными средствами. Рост
задолженности госсектора сменился лавинообразным ростом задолженности частного сектора.
Прирост денежной массы происходил гигантскими темпами. Так как, бухгалтерами была выстроена специфическая экономическая модель по вытягиванию, высасыванию со всего мира в пользу США (в первую очередь) и некоторых стран Западной Европы (во вторую очередь) огромных дополнительных средств. Масштабы такого «высасывания» огромны. Ведь годовой ВВП США составляет 14 трлн. долларов – т.е. около 20 % от мирового ВВП составляющего 70 трлн. долларов. Правда, в США при подсчете ВВП применяются такие механизмы расчета (для услуг), которые в большинстве других странах в таком виде, как в США не применяются. В результате таких нехитрых манипуляций ВВП США дополнительно «увеличивается» (на бумаге) примерно на три трлн. долларов. Если бы США считали свой ВВП как все, то он составлял бы примерно 10-11 трлн. долларов. Кстати размер производственного сектора ВВП (т.е. доля реальных промышленных, сельскохозяйственных и др. товаров) составляет всего 3 трлн. долларов из 14 трлн. общего ВВП США. Однако ежегодное потребление в США в два раза превышает объем валового продукта и составляет 40% от мирового потребления, т.е. около 28 трлн. долларов США, а если сравнивать с реальным, посчитанным как у всех ВВП, то превышение потребления над заработанным составляет почти три раза.
И главный рычаг выкачивания денег из остального мира, т.е. такой оплаты – это мировая долларовая система под эгидой ФРС. Несколько раз приходилось читать обвинения со стороны оппонентов о том, что ФРС часто тайком от всех, в том числе и от правительства США, печатает (эмитирует) доллары. Но многие считали, что это голословные домыслы, оскорбляющие чувства тех, кто свято верит в свободный рынок и монетаризм. Речь идет о 9 трлн. долларов, которые были выданы в кредит (под ставку 0,25% годовых), и еще одного трлн. были эмитированы ФРС в рамках плана Полсона-Обамы по спасению экономики США. Все это произошло за 8 месяцев с сентября 2008 года по май 2009 года. По этому делу проходило слушание, на котором конгрессмены США пытались добить от Генерального инспектора ФРС – дама по фамилии Коулман – объяснений, к кому и на что ушли эти эмитированные 10 трлн. долларов. Но ответ так и не был услышан… .
Следует понимать, что неучтенную эмиссию владельцы ФРС проводят не только в безналичном виде, но и в наличном виде (просто печатают банкноты). Риска здесь практически никакого нет. Во-первых, ФРС является высшей арбитражной инстанцией, которая может окончательно «определить» какая из купюр с одинаковыми серийными номерами действительно выпущена ФРС, а какая (при ее 100-процентной идентичности) является якобы подделкой. Опровергнуть заключение ФРС не может никто, даже если все будут понимать, что все купюры – и «настоящие» и «поддельные» напечатаны на одном и том же станке.
Информация о работе Мировой финансовый кризис и перспективы развития России