Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:46, реферат
Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.
Введение........................2
1. Пенсионное обеспечение в России........3
1.1. Работа этой программы.............6
1.2. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению..........8
1.2.1. Трудовая пенсия по старости.........10
1.2.2. Трудовая пенсия по инвалидности..........10
1.2.3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца............11
1.2.4. Пенсия за выслугу лет..................12
1.2.5. Социальная пенсия..........13
1.3. Социальные доплаты к пенсии...........14
2. Пенсионное обеспечение жителей Америки........15
3. Пенсионное обеспечение в Японии.........16
4. Пенсионное обеспечение в Европе..........20
Заключение.......27
Список литературы..........29
Право на базовую пенсию
в связи с потерей кормильца
имеют вдова при наличии детей
в возрасте до 18 лет или ребенка-инвалида
до 20 лет, а также дети. Кроме того,
пенсия предоставляется лицам, состоявшим
на иждивении покойного и
Все наемные работники
подлежат обязательному пенсионному
страхованию для приобретения права
на государственную дополнительную
пенсию. Размеры взносов и пенсий
исчисляются пропорционально
Право на дополнительную пенсию по случаю потери кормильца имеют: вдовы с детьми; бездетные вдовы и вдовцы; родители; внуки; бабушка и дедушка, если они состояли на иждивении покойного. Детям и внукам пенсия выплачивается до достижения 18 лет, инвалидам - до 20 лет. Вдовам, вдовцам, бабушке и дедушке пенсия назначается только в том случае, если на день смерти кормильца им уже исполнилось 55 лет. Пенсия по случаю потери кормильца назначается с применением правила очередности: в первую очередь вдове с детьми, при ее отсутствии - детям и т.д. Иждивенцы второй очереди не получают пенсию при наличии иждивенцев первой очереди.
Дополнительная пенсия по случаю потери кормильца рассчитывается в размере 75 процентов дополнительной пенсии по старости. Бездетным вдовам, которые на день смерти мужа были старше 35 лет, предоставляется специальная ежегодная надбавка. Она назначается по достижении вдовой 40 лет и выплачивается до 65 лет. Источником финансирования дополнительных пенсий служат взносы работодателей и лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Ставка взноса делится поровну между работодателем и застрахованным. В октябре 1996 года взнос на дополнительную государственную пенсию рассчитывался в размере 17,35 процента от среднего заработка застрахованного. Для моряков, шахтеров и представителей некоторых других отраслей устанавливаются специальные ставки пенсионных взносов.
4. Пенсионное обеспечение в Европе
Расходы европейских государств на пенсионное обеспечение растут как на дрожжах и для проблемных стран становятся неподъемными. В связи с этим Еврокомиссия намерена обнародовать рекомендации по автоматическому повышению пенсионного возраста в зависимости от увеличения продолжительности жизни. Это плохая новость для европейцев, но аналитики уверяют, что подобные жесткие меры назрели давно.
На следующей неделе Еврокомиссия опубликует так называемую белую книгу — документ с официальными предложениями по реформированию пенсионной системы в странах ЕС. Одна из ключевых рекомендаций — автоматическое повышение пенсионного возраста в зависимости от продолжительности жизни в той или иной стране. Кроме того, авторы документа рекомендуют жестко ограничить возможности досрочного выхода на пенсию.
Почти во всех странах ЕС постепенное
повышение пенсионного возраста
уже предусмотрено
Предложения Еврокомиссии, однако, носят
рекомендательный, а не обязательный
характер. Окончательное решение
принимают законодательные
Предложения по пенсионной реформе Еврокомиссия готовила уже давно. В июле 2010 года она выпустила так называемую зеленую книгу — список наиболее важных проблем пенсионного обеспечения. Авторы документа подчеркнули тогда, что если в 2010 году на каждого жителя ЕС старше 65 лет приходилось четверо работающих, то к 2060 году количество трудоспособных на одного пенсионера сократится до двух человек. В течение трех месяцев все желающие (эксперты, общественные и научные организации, обычные граждане) могли оставить свои предложения и замечания по пенсионному реформированию на специальном сайте. Затем полученные сообщения были изучены и еврокомиссары занялись разработкой уже официальных рекомендаций («белой книги»).
Аналитики в целом положительно оценивают инициативу еврочиновников. «Предложение по привязке пенсионного возраста к продолжительности жизни в целом вполне разумно, поскольку оно учитывает реалии. Население не только живет дольше, пожилые люди остаются более здоровыми, чем раньше, и вполне способны работать. При этом, однако, важно, чтобы законодатели учли возможности трудиться дольше или меньше для тех или иных профессиональных групп», — сказал РБК daily научный референт Центра европейской политики Клаус-Дитер Зон.
Вплоть до самого конца XX века ни у кого не возникало вопросов, что такое пенсия по старости и для чего она нужна. Деньги на содержание людей преклонного возраста зарабатывали их более молодые сограждане по принципу солидарности поколений. Государство брало на себя обязанность лишь перераспределять нужным образом полученные средства. И все было прекрасно: производительность труда росла, рождаемость — тоже. В богатых странах было накоплено столько средств, что правительства могли не только обеспечивать достойную жизнь своим старикам, но и время от времени подкидывать им те или иные бонусы. В Голландии, например, любой гражданин страны до сих пор получает 1000 евро в месяц по достижении 60-летнего возраста. И это вовсе не пенсия — так, просто поощрение.
Увы, замечательная система была
слишком замечательна, чтобы в
один прекрасный день не рухнуть. Благодушные
европейцы перестали
Богатые европейские страны после Второй мировой войны сознательно начали строить такую социальную модель. Тогда это объяснялось необходимостью солидаризировать общество. Сейчас "золотой век" экономического роста закончился.
В общем, демографические изменения
привели к тому, что в Евросоюзе
четко осознали: без реформы системы
обязательного пенсионного
Социологи тоже бьют в набат. В 1960 году в 15 странах "старого" ЕС проживало 34 миллиона человек старше 65 лет. В 2010 году таких будет уже 69 миллионов. Каждые десять лет число пожилых людей увеличивается на 13%.
Любишь получать — люби платить
Было решено перенести опыт существующих не одно десятилетие частных пенсионных фондов на государственную почву, других рецептов пока просто нет. Принцип такой накопительной пенсионной системы прост: трудящийся гражданин (а в некоторых случаях — еще и его работодатель) сам откладывает себе на пенсию. Роль государства в этом случае сводится к тому, чтобы сделать такое пенсионное страхование обязательным и проследить за тем, чтобы деньги не разворовали и чтобы их окончательно не "съела" инфляция. Сегодня в накопительной системе пенсионного обеспечения видят спасение. И соответствующие реформы, одна за другой, начинаются в странах ЕС. Причем Латвия стоит, можно сказать, на передовых рубежах. Жители нашей страны начали подключаться к эксперименту еще в 1996 году, а в 2001-м в Латвии заработал второй — добровольно-обязательный — уровень накопительных пенсий.
Другая часть пенсионной реформы, которая сейчас проводится и у нас, и в других государствах ЕС, — увеличение возраста выхода на пенсию. В каждой стране он разный и привязан к средней продолжительности жизни. Для мужчин возраст выхода на пенсию в ЕС колеблется от 60 до 67 лет, для женщин — от 55 до 66. Постепенно отменяются также профессиональные льготы по досрочному выходу на пенсию. Кое-где, впрочем, досрочный выход на заслуженный отдых допускается, но за это пенсия снижается на 6-7% за каждый лишний год. Иными словами, чем меньше проживет человек после выхода на пенсию, тем государству лучше.
В ЕС до сих пор нет единой системы
пенсионного обеспечения. Пока оно
находится, в основном, в компетенции
каждой из стран — членов ЕС. Тем
не менее в последнее время
все чаще слышны призывы о создании
некой общеевропейской
Кроме того, по-прежнему в большинстве стран преобладает традиционное распределение, на которое приходится 84% всех выплачиваемых пенсий. Это относится к Франции, Германии, Люксембургу, Швеции, Испании и Австрии. Накопительные системы постепенно вводятся в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Италии и Португалии.
Трехуровневая система заработала не так давно и в Швейцарии. Первый, обязательный, уровень предусматривает выплаты пенсий по старости, по потере кормильца и по инвалидности. Деньги на это собираются из текущих поступлений в госбюджет. Такая государственная пенсия ограничена суммой в 24 тысячи швейцарских франков в год (10 776 латов в год, или 898 латов в месяц) с небольшой ежегодной прибавкой, которая должна компенсировать инфляцию. Неплохие деньги для Латвии, но довольно скромные для швейцарских цен.
Недостающее для приличной жизни швейцарские пенсионеры должны получать от второго, накопительного уровня. Такая пенсия тоже является обязательной с установленным государством размером минимальных выплат на накопительный счет. И, наконец, третий — добровольный уровень. Желающие платят каждый месяц любые страховые взносы (но не более 5 тысяч швейцарских франков — 2245 латов), которые им будут возвращаться обратно по достижении оговоренного возраста.
Такая проблема как старение населения
не столь остро стоит в новых
странах ЕС. Но по причине бедности
этих государств и там проводятся
пенсионные реформы. Например в Польше,
где самой большой трудностью
стало убедить народ в