Мировые пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Содержание работы

Введение........................2
1. Пенсионное обеспечение в России........3
1.1. Работа этой программы.............6
1.2. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению..........8
1.2.1. Трудовая пенсия по старости.........10
1.2.2. Трудовая пенсия по инвалидности..........10
1.2.3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца............11
1.2.4. Пенсия за выслугу лет..................12
1.2.5. Социальная пенсия..........13
1.3. Социальные доплаты к пенсии...........14
2. Пенсионное обеспечение жителей Америки........15
3. Пенсионное обеспечение в Японии.........16
4. Пенсионное обеспечение в Европе..........20
Заключение.......27
Список литературы..........29

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ ПЕНСИЯ.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

Право на базовую пенсию в связи с потерей кормильца  имеют вдова при наличии детей  в возрасте до 18 лет или ребенка-инвалида до 20 лет, а также дети. Кроме того, пенсия предоставляется лицам, состоявшим на иждивении покойного и достигшим 60-64 лет. Базовая пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если умерший имел страховой стаж, необходимый для приобретения права на базовую пенсию по инвалидности, или минимальный страховой стаж для получения базовой пенсии по старости (25 лет). В этом случае вдове будет выплачиваться 75 процентов базовой пенсии по старости при условии, что супруги были женаты не менее 10 лет. В остальных случаях пенсия в связи с потерей кормильца устанавливается в фиксированных размерах. Источником финансирования базовых пенсий являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей и дотации государства. Государство покрывает около трети затрат на базовые пенсии. Сверх базовой наемные работники получают дополнительные государственные и профессиональные пенсии.

Все наемные работники  подлежат обязательному пенсионному  страхованию для приобретения права  на государственную дополнительную пенсию. Размеры взносов и пенсий исчисляются пропорционально среднемесячному  заработку, ограниченному определенным максимумом. При определении его  размера во внимание принимаются  заработная плата, жалованье, пособия  в денежной или натуральной форме  и другие виды вознаграждения за труд, за исключением единовременных премий, имеющих характер поощрения. Право на дополнительную пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 65 лет, при наличии страхового стажа такой же продолжительности, как и для базовой пенсии по старости. Размер пенсии по инвалидности исчисляется по той же формуле, что и дополнительной пенсии по старости. Инвалидам 1 группы пенсия увеличивается на 25 процентов. Минимальный размер пенсии для инвалидов 3 группы не может быть ниже утвержденного минимума. К дополнительной пенсии по инвалидности назначаются такие же надбавки на иждивенцев (супругу моложе 65 лет, детей до 18 лет или ребенка-инвалида до 20 лет), как и к базовой по старости. Дополнительная пенсия выплачивается и при наступлении инвалидности. Если базовая пенсия назначается только инвалидам 1 и 2 групп, то дополнительная пенсия по инвалидности предоставляется также инвалидам 3 группы.

Право на дополнительную пенсию по случаю потери кормильца имеют: вдовы  с детьми; бездетные вдовы и  вдовцы; родители; внуки; бабушка и  дедушка, если они состояли на иждивении  покойного. Детям и внукам пенсия выплачивается до достижения 18 лет, инвалидам - до 20 лет. Вдовам, вдовцам, бабушке  и дедушке пенсия назначается  только в том случае, если на день смерти кормильца им уже исполнилось 55 лет. Пенсия по случаю потери кормильца назначается с применением правила очередности: в первую очередь вдове с детьми, при ее отсутствии - детям и т.д. Иждивенцы второй очереди не получают пенсию при наличии иждивенцев первой очереди.

Дополнительная пенсия по случаю потери кормильца рассчитывается в размере 75 процентов дополнительной пенсии по старости. Бездетным вдовам, которые на день смерти мужа были старше 35 лет, предоставляется специальная  ежегодная надбавка. Она назначается  по достижении вдовой 40 лет и выплачивается  до 65 лет. Источником финансирования дополнительных пенсий служат взносы работодателей и лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Ставка взноса делится поровну между работодателем и застрахованным. В октябре 1996 года взнос на дополнительную государственную пенсию рассчитывался в размере 17,35 процента от среднего заработка застрахованного. Для моряков, шахтеров и представителей некоторых других отраслей устанавливаются специальные ставки пенсионных взносов.

4. Пенсионное обеспечение  в Европе

Расходы европейских государств на пенсионное обеспечение растут как  на дрожжах и для проблемных стран  становятся неподъемными. В связи  с этим Еврокомиссия намерена обнародовать рекомендации по автоматическому повышению  пенсионного возраста в зависимости  от увеличения продолжительности жизни. Это плохая новость для европейцев, но аналитики уверяют, что подобные жесткие меры назрели давно.

На следующей неделе Еврокомиссия опубликует так называемую белую  книгу — документ с официальными предложениями по реформированию пенсионной системы в странах ЕС. Одна из ключевых рекомендаций — автоматическое повышение пенсионного возраста в зависимости от продолжительности  жизни в той или иной стране. Кроме того, авторы документа рекомендуют  жестко ограничить возможности досрочного выхода на пенсию.

Почти во всех странах ЕС постепенное  повышение пенсионного возраста уже предусмотрено законодательством. В большинстве государств в 2020 году мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины — в 63—65. В некоторых  странах планируется и дальнейшее повышение возраста для получения  государственных выплат: в Германии — до 67 лет, в Великобритании даже до 68. Предложение Еврокомиссии означает, что последует новая волна  повышений, а гражданам придется трудиться все дольше и дольше. Зато выгода государства неоспорима: привязка к продолжительности жизни позволит вдвое уменьшить расходы на пенсионное обеспечение, связанные со старением населения.

Предложения Еврокомиссии, однако, носят  рекомендательный, а не обязательный характер. Окончательное решение  принимают законодательные органы той или иной страны. Если рекомендации еврочиновников будут одобрены во всех странах, то определение пенсионного возраста будет более справедливым, чем в настоящий момент. Так, Германия уже не первый год возмущена тем, что, несмотря на достаточно сбалансированный бюджет, она установила в перспективе один из самых высоких уровней пенсионного возраста, тогда как в проблемных странах с дырой в казне граждане будут работать не так долго. Немецкие политики неоднократно призывали Грецию и другие проблемные страны повысить пенсионный возраст, чтобы сократить бюджетные расходы. Афины в 2010 году утвердили повышение на два года, до 63 лет, и заморозили размеры выплат, но, к неудовольствию немцев, в будущем пенсионный возраст в Греции вырастет лишь до 65 лет.

Предложения по пенсионной реформе  Еврокомиссия готовила уже давно. В  июле 2010 года она выпустила так  называемую зеленую книгу — список наиболее важных проблем пенсионного  обеспечения. Авторы документа подчеркнули  тогда, что если в 2010 году на каждого  жителя ЕС старше 65 лет приходилось  четверо работающих, то к 2060 году количество трудоспособных на одного пенсионера сократится до двух человек. В течение  трех месяцев все желающие (эксперты, общественные и научные организации, обычные граждане) могли оставить свои предложения и замечания  по пенсионному реформированию на специальном  сайте. Затем полученные сообщения  были изучены и еврокомиссары занялись разработкой уже официальных рекомендаций («белой книги»).

Аналитики в целом положительно оценивают инициативу еврочиновников. «Предложение по привязке пенсионного возраста к продолжительности жизни в целом вполне разумно, поскольку оно учитывает реалии. Население не только живет дольше, пожилые люди остаются более здоровыми, чем раньше, и вполне способны работать. При этом, однако, важно, чтобы законодатели учли возможности трудиться дольше или меньше для тех или иных профессиональных групп», — сказал РБК daily научный референт Центра европейской политики Клаус-Дитер Зон.

Вплоть до самого конца XX века ни у  кого не возникало вопросов, что  такое пенсия по старости и для  чего она нужна. Деньги на содержание людей преклонного возраста зарабатывали их более молодые сограждане по принципу солидарности поколений. Государство  брало на себя обязанность лишь перераспределять нужным образом полученные средства. И все было прекрасно: производительность труда росла, рождаемость — тоже. В богатых странах было накоплено  столько средств, что правительства  могли не только обеспечивать достойную  жизнь своим старикам, но и время  от времени подкидывать им те или  иные бонусы. В Голландии, например, любой гражданин страны до сих  пор получает 1000 евро в месяц по достижении 60-летнего возраста. И  это вовсе не пенсия — так, просто поощрение.

Увы, замечательная система была слишком замечательна, чтобы в  один прекрасный день не рухнуть. Благодушные  европейцы перестали размножаться с прежним рвением, стали очень  долго жить, лениво работать (в Голландии 73% женщин и 6% мужчин трудятся неполную рабочую неделю), перераспределять стало нечего. Во многих других развитых странах мира наблюдаются подобные же процессы. Но там — и это  отмечают многие социологи — население  не столь инфантильно. Между тем  в странах ЕС уже давно принято  считать, что деньги должны бесплатно  прилагаться к человеческой жизни  — как прилагаются солнце, вода и ветер. Для смягчения воды используется сорбционная обработка, водоподготовка и дальнейшая водочистка загрязненной воды.

Богатые европейские страны после  Второй мировой войны сознательно  начали строить такую социальную модель. Тогда это объяснялось  необходимостью солидаризировать общество. Сейчас "золотой век" экономического роста закончился.

В общем, демографические изменения  привели к тому, что в Евросоюзе  четко осознали: без реформы системы  обязательного пенсионного обеспечения  не выжить. Два года назад был  опубликован доклад, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Группа экономистов подсчитала, что для  сохранения нынешних размеров государственных  пенсий странам Европейского союза  необходимо будет за ближайшие 35 лет  выделить на эти цели дополнительно 456 миллиардов евро! Уже сейчас уровень  пенсионной нагрузки составляет 10,4% от ВВП пятнадцати "старых" стран  Евросоюза. К 2040 году он вырастет до 13,6%.

Социологи тоже бьют в набат. В 1960 году в 15 странах "старого" ЕС проживало 34 миллиона человек старше 65 лет. В 2010 году таких будет уже 69 миллионов. Каждые десять лет число пожилых  людей увеличивается на 13%.

Любишь получать — люби платить

Было решено перенести опыт существующих не одно десятилетие частных пенсионных фондов на государственную почву, других рецептов пока просто нет. Принцип такой  накопительной пенсионной системы  прост: трудящийся гражданин (а в  некоторых случаях — еще и  его работодатель) сам откладывает  себе на пенсию. Роль государства в  этом случае сводится к тому, чтобы  сделать такое пенсионное страхование  обязательным и проследить за тем, чтобы  деньги не разворовали и чтобы  их окончательно не "съела" инфляция. Сегодня в накопительной системе пенсионного обеспечения видят спасение. И соответствующие реформы, одна за другой, начинаются в странах ЕС. Причем Латвия стоит, можно сказать, на передовых рубежах. Жители нашей страны начали подключаться к эксперименту еще в 1996 году, а в 2001-м в Латвии заработал второй — добровольно-обязательный — уровень накопительных пенсий.

Другая часть пенсионной реформы, которая сейчас проводится и у  нас, и в других государствах ЕС, — увеличение возраста выхода на пенсию. В каждой стране он разный и привязан к средней продолжительности  жизни. Для мужчин возраст выхода на пенсию в ЕС колеблется от 60 до 67 лет, для женщин — от 55 до 66. Постепенно отменяются также профессиональные льготы по досрочному выходу на пенсию. Кое-где, впрочем, досрочный выход  на заслуженный отдых допускается, но за это пенсия снижается на 6-7% за каждый лишний год. Иными словами, чем меньше проживет человек после  выхода на пенсию, тем государству  лучше.

В ЕС до сих пор нет единой системы  пенсионного обеспечения. Пока оно  находится, в основном, в компетенции  каждой из стран — членов ЕС. Тем  не менее в последнее время  все чаще слышны призывы о создании некой общеевропейской структуры, которая хотя бы координировала законодательство по пенсиям второго (накопительного) уровня. Однако эта задача не из простых, слишком разные у стран будут  интересы. Так, в Испании на пенсионные выплаты уходит 5% от ВВП, а в Италии — 15%.

Кроме того, по-прежнему в большинстве  стран преобладает традиционное распределение, на которое приходится 84% всех выплачиваемых пенсий. Это  относится к Франции, Германии, Люксембургу, Швеции, Испании и Австрии. Накопительные системы постепенно вводятся в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Италии и Португалии.

Швейцарский минимум

Трехуровневая система заработала не так давно и в Швейцарии. Первый, обязательный, уровень предусматривает  выплаты пенсий по старости, по потере кормильца и по инвалидности. Деньги на это собираются из текущих поступлений в госбюджет. Такая государственная пенсия ограничена суммой в 24 тысячи швейцарских франков в год (10 776 латов в год, или 898 латов в месяц) с небольшой ежегодной прибавкой, которая должна компенсировать инфляцию. Неплохие деньги для Латвии, но довольно скромные для швейцарских цен.

Недостающее для приличной жизни  швейцарские пенсионеры должны получать от второго, накопительного уровня. Такая  пенсия тоже является обязательной с  установленным государством размером минимальных выплат на накопительный  счет. И, наконец, третий — добровольный уровень. Желающие платят каждый месяц  любые страховые взносы (но не более 5 тысяч швейцарских франков — 2245 латов), которые им будут возвращаться обратно по достижении оговоренного возраста.

Дорогие старики

Такая проблема как старение населения  не столь остро стоит в новых  странах ЕС. Но по причине бедности этих государств и там проводятся пенсионные реформы. Например в Польше, где самой большой трудностью стало убедить народ в необходимости  отмены широкой системы льгот  по досрочному выходу на пенсию. Фактически пенсионный возраст в Польше составлял 59 лет для мужчин и 55 лет для  женщин. Сейчас — 65 и 60 лет, соответственно. Но все равно до сих пор четверть всех работников имеют право на досрочный  выход на пенсию, что весьма дорого обходится системе социального  обеспечения. Кстати, в Латвии слово "обеспечение" уже давно изъято из лексикона госчиновников. Они  говорят о "социальном страховании". В Польше тоже отказываются от обеспечения, то есть от распределительной системы. Сейчас в распределительный фонд работающий перечисляет 12,2% от своей зарплаты, а в накопительный — 7,3%.

Информация о работе Мировые пенсионные фонды