Муниципальная казна, правовые основы её функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление – одна из разновидностей публичной власти, т.е. власти, призванной удовлетворять общественные, а не частные интересы. Тем самым все действия местного самоуправления должны быть направлены на обслуживание интересов населения территории. Соответственно, и назначение муниципальной собственности состоит в служении публичному интересу, общественному благу. Муниципальное образование наделяется собственностью исключительно для того, чтобы реализовать свои задачи по отношению к местному населению в целом. Функции публичной власти в конечном счете определяют и назначение собственности, которой такая власть наделена.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы правового регулирования муниципальной казны
1.1. Понятие «Муниципальная казна»
1.2. Правовые аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования
2. Финансовые и правовые основы бюджета города Ижевск
2.1. Нормативно-правовое регулирование финансовых основ местного бюджета города Ижевск
2.2. Анализ бюджета муниципального образования г. Ижевск
3. Совершенствование правовых основ муниципальной казны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение 
Институт непрерывного профессионального образования 
Ижевский Государственный Технический Университет 
имени М.Т.Калашникова 
Факультет «Менеджмент и маркетинг» 
Кафедра «Финансы и кредит» 

 

 
Курсовая работа  
По дисциплине: «Теория финансовых учений» 
На тему: «Муниципальная казна, правовые основы её функционирования» 
 

 

 

 

                               Выполнил:  
                               студент группы БО3-521 ЗТ Андрианова М. А. 

 

                               Проверил: 
                               Преподаватель Лабутина Л. М.

 

 

 

 

 

2013

 

Содержание

Введение

1. Теоретические  основы правового регулирования  муниципальной казны

1.1. Понятие «Муниципальная  казна»

1.2. Правовые  аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования

2. Финансовые  и правовые основы бюджета  города Ижевск

2.1. Нормативно-правовое  регулирование финансовых основ  местного бюджета города Ижевск

2.2. Анализ бюджета  муниципального образования г. Ижевск

3. Совершенствование правовых  основ муниципальной казны                                     

Заключение

Список использованной литературы

3

 

6

6

 

12

 

19

 

24

      33

37

40


 

Введение

В условиях рыночной экономики возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

Система управления общественными финансами достаточно сложна. Она зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений и применяемых в процессе управления бюджетных инструментов. Конкретные формы и методы государственного финансового регулирования зависят от выбора стратегических приоритетов и находят отражение в консолидированном бюджете страны и государственных внебюджетных фондах социального назначения - категориях, наиболее рельефно выражающих общественное назначение государственных финансов в целом.

Казна понимается, прежде всего, как система государственных органов, осуществляющих сбор и распределение бюджетных средств, причем основное внимание уделяется в ней не столько организационно-имущественному механизму, сколько контрольно-надзорному. В частности, должностных лиц казначейства волнуют, скорее всего, административные рычаги, а не изъятие всех бюджетных операций из рук банков и иных субъектов частного права.

В Российской Федерации  признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Гражданский кодекс определяет муниципальную собственность  следующим образом: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Местное самоуправление – одна из разновидностей публичной  власти, т.е. власти, призванной удовлетворять общественные, а не частные интересы. Тем самым все действия местного самоуправления должны быть направлены на обслуживание интересов населения территории. Соответственно, и назначение муниципальной собственности состоит в служении публичному интересу, общественному благу. Муниципальное образование наделяется собственностью исключительно для того, чтобы реализовать свои задачи по отношению к местному населению в целом. Функции публичной власти в конечном счете определяют и назначение собственности, которой такая власть наделена.

Это важное положение  означает саму цель и назначение муниципальной  собственности, которая заключается  вовсе не в получении прибыли, выгоды, т.к. целью публичной власти не могут быть предпринимательская  деятельность и получение выгоды. Хотя использование муниципальной собственности, бесспорно, должно быть рациональным, эффективным.

Удовлетворение  интересов населения муниципального образования (местного сообщества) –  вот истинная цель и назначение муниципальной  собственности.

В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.

Проблема самостоятельности  местного самоуправления в решении  местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение  данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

Финансово–экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.

Цель работы: рассмотреть муниципальную казну  и правовые основы ее функционирования.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические  основы правового регулирования  муниципальной казны;

- проанализировать финансовые и правовые основы бюджета города Ижевск;

- предложить совершенствование  правовых основ муниципальной  казны.

Объект исследования: казна  города Ижевск.

Предмет исследования: совокупность процессов формирования, использования  и регулирования муниципальной  казны

Методической и теоретической  основой при выполнении работы послужили  теоретические материалы и исследования различных авторов по вопросам теории муниципальных финансов, учебники, учебные пособия и нормативно-правовые акты.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Теоретические основы  правового регулирования муниципальной  казны

1.1. Понятие «Муниципальная казна»

Казна - средства бюджета и иная государственная собственность, нераспределенные между государственными предприятиями и учреждениями и принадлежащие государству (либо публичному образованию или институту) на праве собственности.

В Российской Федерации ныне различают казну Российской Федерации, казну каждого из субъектов Федерации, а также казну муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных  образований:

- сельское поселение - один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода.

- городское поселение - небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальный район - несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В условиях современной  экономики финансовые и имущественные  отношения играют активную роль в  социально-экономических и общественно - политических процессах. В связи  с этим спектр использования «Муниципальная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием.

В настоящее  время муниципальные образования  являются собственниками финансовых ресурсов, других активов, не закрепленных за органами муниципальной власти, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, в совокупности составляющих муниципальную казну соответствующего правового субъекта.

Выступая равноправными  участниками гражданских правоотношений, муниципальные образования выступают  носителями права собственности на принадлежащее им имущество. Однако, согласно ст.261 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им имуществом, а лишь той их частью, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (и не относится к составу объектов, могущих находится только в государственной и публично - правовой собственности).

Таким образом, во внутреннем гражданском обороте муниципальные образования не пользуются иммунитетом и участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими субъектами права. И именно использование института казны на современном этапе управления дает возможность непосредственного участия муниципальные образований в гражданских правоотношениях.

Рассматривая  бюджетные активы государства, необходимо учитывать, что существуют и другие активы, которые находятся в казне  соответствующего муниципальные образования, так же способные влиять на процесс общественного воспроизводства. Посредствам денежной части казны, которая включает средства бюджета Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования, перераспределяется валовой внутренний продукт. Экономическое содержание имущества, составляющего другую часть казны, выражается в опосредованном влиянии на бюджетные отношения в результате реализации формальных имущественных отношений между муниципалитетами в рамках воспроизводственного процесса.

Исходя из эволюции взглядов на существенность понятий «государственная казна», спецификации становления системы Российского бюджетного федерализма, трансформации социально - экономических отношений, разграничения государственной собственности, а так же учитывая особенности участия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях, предложено следующее определение понятия «государственная казна»»: государственная казна муниципального образования представляет собой систему финансово - экономических отношений по поводу формирования и использования централизованного фонда, включающего в себя средства бюджета муниципального образования не закрепленного за органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и учреждениями, предназначенного для обеспечения экономической и правовой основы выполнения муниципальным образованием государственных задач и функций, а так же непосредственного участия в гражданских правоотношениях.

Учитывая нормы  действующего законодательства Российской Федерации, теорию финансовых и имущественных отношений, можно сформулировать вывод о необходимости систематизации структуры государственной казны муниципального образования, основанной на теоретико-правовых началах. Такая систематизация осуществлена на основе использования приемов классификации (группировки).

Предложенный  вариант классификации составляющих муниципальной казны.

Приведенная классификация  отражает различную социально - экономическую  природу материально - вещественные формы их существования, а так же выражает принадлежность составляющих казны к финансовым отношениям.

Порядок отнесения  к той или иной группе составляющих муниципальной казны, способ и особенности  функционирования, а так же уровень  влияния на показатели развития экономики муниципального образования различаются между собой. Вовлеченность составляющих муниципальной казны в экономический оборот на основании данной классификации предполагает выработку определенных принципов финансово - экономических отношений базирующихся на этих составляющих. Сформированные указанным способом активы предназначены для решения финансовых и социально - экономических задач казенного имущества. Расценивая активы, входящие в муниципальную нефинансовую казну, как капитал (то есть совокупность доходов приносящих прибыль), можно прогнозировать увеличение доли неналоговых доходов, поступающих в финансовую казну за счет вовлечения вышеуказанных объектов недвижимости в хозяйственный оборот.

Информация о работе Муниципальная казна, правовые основы её функционирования