Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 11:02, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть муниципальную казну и правовые основы ее функционирования.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы правового регулирования муниципальной казны;
- проанализировать финансовые и правовые основы бюджета города Ижевск;
- предложить совершенствование правовых основ муниципальной казны.
Введение
1. Теоретические основы правового регулирования муниципальной казны
1.1. Понятие «Муниципальная казна»
1.2. Правовые аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования
2. Финансовые и правовые основы бюджета города Ижевск
2.1. Нормативно-правовое регулирование финансовых основ местного бюджета города Ижевск
2.2. Анализ бюджета муниципального образования г. Ижевск
3. Совершенствование правовых основ муниципальной казны
Заключение
Список использованной литературы
Приоритетное место в доходах бюджета занимают налоговые доходы, которые составляют более 50% собственных. Поступление превышает уровень прошлого года на 113,05 %.
Объем неналоговых доходов вырос к уровню прошлого года на 13,99 %.
В структуре доходов основная доля приходится на налог на доходы физических лиц (от 23 % в 2010 году до 34,32 % в 2012).
Рост достигнут благодаря увеличению перечислений НДФЛ:
- по крупным предприятиям (62 п/п, доля 50%) увеличение на 20,0%,
- по средним предприятиям, подпадающим под мониторинг, рост НДФЛ на 13,2%,
- по предприятиям малого бизнеса – на 25% .
Следующим по значимости доходным источником являются земельные платежи – земельный налог и арендная плата за землю (доля земельного налога в собственных доходах около 10,0%). Вследствие отмены с 2012 года сдачи квартальных налоговых деклараций для обеспечения ритмичного поступления доходов по земельному налогу с крупными плательщиками (324 ЮЛ и ИП, доля земельного налога которых составляет более 80%) подписаны гарантийные письма о ежемесячной или ежеквартальной уплате налога.
В целях осуществления мер по своевременности уплаты налогов управлением финансов ежемесячно осуществляется мониторинг уплаты основных налогов по плательщикам. По состоянию на 01.10.2012г. по НДФЛ охвачены 633 налогоплательщика, по земельному налогу – 498, по ЕНВД – 136, по УСН – 408.
Существенным источником доходов бюджета наряду с налоговыми являются неналоговые доходы, поступление которых составило 553 746,00 тыс. рублей или 9,41 % собственных доходов. Рост к уровню прошлого года – 13,99 %.
Таким образом, приоритетное место в доходах бюджета занимают налоговые доходы. В структуре налоговых доходов основная доля приходится на налог на доходы физических лиц. Существенным источником доходов бюджета наряду с налоговыми являются неналоговые доходы. В структуре неналоговых доходов основная доля приходится на арендную плату за землю.
Расходы бюджета города Ижевск осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетного кодекса Республики Удмуртии.
Реестр расходных обязательств города Ижевск ведется Исполнительным Комитетом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Республики Удмуртия в порядке, установленном решением Городской Думы.
Решением Городской Думы определяются размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета города Ижевск на решение вопросов местного значения.
Расходы бюджета города Ижевск на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Удмуртия, осуществляются в порядке, установленном соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Удмуртии.
Исполнительный Комитет имеет право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и средства бюджета города Ижевск для осуществления переданных ему отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, установленных Городской Думой.
Не допускается осуществление расходов бюджета на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Удмуртии.
Исполнение расходов бюджета города за 2010 год составило 5 641 907,69 тыс. рублей или 69,9% от годового плана.
Таблица 3
Динамика расходов бюджета муниципального образования г. Ижевск (тыс. рублей)
Наименование доходов |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % | ||||||||
Тыс. руб. |
Уд.вес |
Тыс. руб. |
Уд.вес |
Тыс. руб. |
Уд.вес | ||||||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
50083,1 |
0,92 |
14 817,00 |
0,25 |
15302,9 |
0,27 |
485,90 |
103,3 | |||||
Общегосударственные вопросы |
205261 |
3,78 |
275 023 |
4,66 |
296713 |
5,26 |
21690,3 |
107,9 | |||||
Национальная экономика |
18738,6 |
0,35 |
45 829 |
0,78 |
48588,1 |
0,86 |
2759,06 |
106,1 | |||||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1964174 |
36,2 |
1696476 |
28,73 |
920948 |
16,32 |
-775527 |
54,29 | |||||
Образование |
2643583 |
48,7 |
3043949 |
51,55 |
3658015 |
64,84 |
614066 |
120,2 | |||||
Культура, кинематография и средства массовой информации |
76568,7 |
1,41 |
95452 |
1,62 |
136 079 |
2,41 |
40627,8 |
142,6 | |||||
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
89097,9 |
1,64 |
63 963 |
1,08 |
409826 |
7,26 |
345863 |
640,7 | |||||
Социальная политика |
90714,5 |
1,67 |
284223 |
4,81 |
74291 |
1,32 |
-209931 |
26,14 | |||||
Всего расходов |
5427175 |
100 |
5905389 |
100,00 |
5641907 |
100,00 |
-263481 |
95,54 |
Основная доля расходов –53,2% (1млрд 953млн 100 тыс. рублей) – приходится на выплату заработной платы; 19,9 % (733млн. 564 тыс. рублей) – на ЖКХ; 6,7% (246 млн. 373тыс. рублей); перечисления в ФОМС; 5,5 % (203млн. 146 тыс. рублей) – на оплату коммунальных услуг; 3,9 % (143млн.900 тыс.рублей) – на питание детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; 0,6% (23млн.621тыс. рублей) – на содержание имущества бюджетных учреждений; 10,2% (375млн.752 тыс.рублей) – прочие расходы (связь, метод литература, налоги, %по кредитам и т.д.).
Анализируя финансирование социально-культурной сферы можно отметить что, по сравнению аналогичным периодом прошлого года исполнение расходов бюджета в образовании выше на 20,17 %, в культуре – на 42,56 %, по социальной политике – на 26,14 %, в здравоохранении – на 540,7 %.
По отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» кассовый расход без капитального ремонта составил 329 млн. 200 тыс. рублей. Расходы по капитальному ремонту жилого фонда составили 404 млн.445 тыс. рублей. Снижение расходов по сравнению с 2011 годом связано с уменьшением межбюджетных трансфертов. В 2012 году в Программу капитального ремонта жилого фонда были включены 153 многоквартирных жилых дома, где были проведены работы по ремонту кровли (51 дом), фасада (55 домов), подвалов (4 дома), ремонт систем отопления (123 дома), водоснабжения (118 домов), водоотведения (28 домов), электрооборудования (14 домов), а также по замене и модернизации 92 лифтов.
Расходы по содержанию и благоустройству придомовых территорий и улиц города составили 305 млн.400 тыс. рублей, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Из них субсидия на содержание городской дороги и ее инфраструктуры составляет 163млн.800тыс. рублей, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за снежной зимы содержание и обслуживание автодорог города проводилось в круглосуточном режиме. За зимний период вывезено 965 тыс. куб. м. снега, что в 4 раза больше, чем за тот же период предыдущего года.
Впервые за последние 5 лет в бюджете города предусмотрены средства на строительство инженерных коммуникаций в частном секторе в размере 10 млн.рублей. Из них за 9 месяцев текущего года по ремонту дорог поселков частного сектора освоено 4 млн.700тыс. руб. Ремонт внутриквартальных дорог профинансирован в сумме 700 тыс. рублей.
На содержание и благоустройство территории города выделено 65 млн. 900 тыс. рублей или в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Субсидия на возмещение затрат, связанных с содержанием сетей уличного освещения выделена в сумме 60 млн. 900 тыс. рублей, что в 1,2 раз превышает расходы 2011 года, за счет роста тарифов и обслуживания новой сети. За истекший период 2012 года субсидия на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и техническим обслуживанием сети ливневой канализации выделена в сумме 6 млн.500 тыс. рублей. Для сравнения в 2012 году было выделено 2 млн.200 тыс.руб. на погашение кредиторской задолженности за 2008-2009 годы.
Кроме того, из бюджета города выделено 33,0 млн. руб. на приобретение путевок в загородные и пришкольные лагеря для детей работников предприятий и организаций города.
За счет средств бюджета города в сумме 6,1 млн. рублей трудоустроено 3 108 детей в летний период.
На социальные программы за 2012 г. было направлено 188 млн. 500 тыс. рублей, что на 23,6% больше аналогичного периода прошлого года. Осуществлена перевозка 20 тыс. льготников в садоводческие общества на сумму 15 млн. рублей. Оказаны услуги гражданам пожилого возраста в пансионате для ветеранов труда (5,1 млн. рублей), льготное питание детей в общеобразовательных учреждениях (19 млн. рублей), адресно-социальную поддержку инвалидов и малообеспеченных категорий населения (3 млн. рублей), питание детей в дошкольных учреждениях (124,2 млн. рублей), выплату ежемесячной надбавки за классное руководство (18,8 млн. рублей).
Таким образом, основная доля расходов приходится на выплату заработной платы; на ЖКХ; на оплату коммунальных услуг.
Одной из важнейших задач управления муниципальной собственностью является повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа.
Для эффективного управления необходимо придерживаться следующих критериев:
- для оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий необходимо, чтобы создание организаций в форме муниципального предприятия осуществлялось исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
- установление обязательных требований представления руководителями предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий и учреждений;
- ужесточение контроля за деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений;
- установление порядка принятия управленческих решений при не достижении цели города, невыполнении программы (плана, бизнес-плана). В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программ могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации муниципального имущества и т.д.
- принять на местном уровне нормативный правовой акт, в соответствии с которым обязательным пунктом договора (контракта) с руководителем предприятия будет норма, устанавливающая право собственника переданного муниципального имущества освобождать данного руководителя от занимаемой должности в случае, если результативность деятельности организации не отвечает определённым требованиям, когда на то не было объективных причин.
Казна муниципального образования в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» (ст.29) и в ГК РФ в качестве должника не указывается, поэтому встает проблема определения надлежащего ответчика, который должен будет исполнять соответствующие судебные акты.
При этом определение муниципальными образованиями на основании ст. 1071, п. 3 ст. 125 ГК РФ органов, которые могут выступать в суде от имени соответствующей казны, не означает исполнение указанными органами за счет находящихся в их ведении средств судебных актов. Более того, при обращении взыскания необходимо учитывать и специфику бюджетного законодательства, на основании которого в РФ установлено казначейское исполнение бюджетов, все платежи осуществляются от имени и по поручению бюджетных учреждений с использованием лицевых счетов бюджетных средств органами исполнительной власти.
Исследуя проблемы обращения взыскания на казну, приходит к выводу о том, что государство, являясь должником по обязательствам вследствие причинения вреда и в то же время субъектом, устанавливающим правила поведения в обществе, регулируя вопросы обращения взыскания на казну, имеет возможность минимизировать имущественные претензии к государству. По аналогии закона возможно установление правил взыскания на казну муниципального образования самим муниципальным образованием.
В связи с указанными обстоятельствами обеспечение гарантий прав взыскателей, имеющих судебный акт о возмещении вреда за счет казны муниципального образования, превращается в сложнейшую задачу.
То есть получается, что администрация любого муниципального образования может принять постановление об утверждении Правила исполнения финансово-казначейским управлением этого муниципального образования судебных актов по искам к его казне на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления либо должностных лиц органов местного самоуправления. Но ведь в таком акте могут быть предусмотрены такие административные механизмы, которые превратят процедуру возмещения вреда за счет казны муниципального образования, как минимум, в нескончаемую бюрократическую волокиту.
Поэтому необходимо принятие Федерального закона об общих принципах и процедурах возмещения вреда за счет казны муниципальных образований по судебному решению, где четко были бы прописаны субъекты, порядок и сроки возмещения вреда, а на его основании муниципальные образования уже бы приняли местные акты в развитие данного закона и не противоречащие ему.
Для обеспечения единообразной регламентации порядка формирования и учета имущества муниципальной казны необходимо принятие мер, направленных на повышение эффективности действующего законодательства, в первую очередь это касается нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Условно данные мероприятия можно разбить на несколько этапов:
Информация о работе Муниципальная казна, правовые основы её функционирования