Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа
Основными целями моей курсовой работы являются:
– определение сущности, структуры и роли муниципальных финансов;
– определение местного бюджета как основы муниципальных финансов;
– Выявление особенностей бюджетирования в управлении муниципальными финансовыми ресурсами.
Введение……………………………………………………………………………………...4
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ………………………………………………………..5
Основные элементы муниципальных финансов………………………………………..…5
Функции и роль муниципальных финансов в экономике………………………………...6
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ……………...8
Доходы местных бюджетов………………………………………………………………..10
Расходы местных бюджетов……………………………………………………………….12
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ………………………………………………………..13
Участники бюджетного процесса…………………………………………………………13
Процесс муниципального бюджетирования……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………………..18
Содержание
Введение………………………………………………………… муниципальные финансы: сущность, структура и роль в финансовой системе России………………………………………………………..5 Основные элементы муниципальных финансов………………………………………..…5 Функции и роль муниципальных финансов в экономике………………………………...6 Местный бюджет
как основа муниципальных финансов……………... Доходы местных бюджетов………………… Расходы местных бюджетов…………………………………… Бюджетирование в управлении муниципальными финансовыми
ресурсами……………………………………………………… Участники бюджетного процесса………………………………………………………… Процесс муниципального бюджетирования………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы…………………………………………………… |
Введение
В условиях формирования демократического устройства общества и становления местного самоуправления как одной из его фундаментальных основ особое значение для реализации задач улучшения качества жизни населения приобретают вопросы развития финансового потенциала территории и финансового обеспечения местных органов власти.
Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.
Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.
Главными проблемами в России являются поиск источников финансирования и эффективное управление финансовыми ресурсами. Следует предположить, что если повысить эффективность управления финансовыми ресурсами, а также разнообразив и упорядочив источники финансирования, то можно добиться высокого развития муниципального образования.
Основными целями моей курсовой работы являются:
– определение сущности, структуры и роли муниципальных финансов;
– определение местного бюджета как основы муниципальных финансов;
– Выявление особенностей бюджетирования в управлении муниципальными финансовыми ресурсами.
Из этих целей вытекает ряд задач:
– Определение основных элементов муниципальных финансов;
– Выявление функции и роли муниципальных финансов в экономике;
– Определение доходов местных бюджетов;
– Определение расходов местных бюджетов;
– Определение участников бюджетного процесса;
– Определение процесса муниципального бюджетирования.
Муниципальные финансы: сущность, структура и роль в финансовой системе России
Муниципальные финансы представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. К ним относятся средства местного бюджета; государственные и муниципипальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Основные элементы муниципальных финансов
Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения. В широком смысле слова муниципальные финансы рассматриваются как весь комплекс денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования. В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций.
Муниципальные финансы
в каждой конкретной стране зависят
от типа организационного устройства
государства и его административно-
Муниципальные финансы в широком понимании включают финансы муниципальных органов власти и финансы самодеятельных экономических субъектов муниципального образования.
Характерными признаками муниципальных финансов (присущих финансам как экономической категории) являются:
– денежный характер отношений;
– безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
– принудительная со стороны органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);
– отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме. Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий.
Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах – бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов. Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.
Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.
Муниципальные финансы основываются на следующих принципах:
– специфические – единства, сбалансированности, целевой направленности, диверсификации, стратегической ориентированности;
– общие принципы – управления экономическими процессами контроль исполнения принятых решений, учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования, учет стратегических целей и перспектив.
Функции и роль муниципальных финансов в экономике
Муниципальные финансы выполняют основные функции, присущие финансам как экономической категории. Вместе с тем реализация данных функций характеризуется определенной спецификой.
Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер. Следовательно, основная функция муниципальных финансов – распределительная.
Распределительная функция муниципальных финансов состоит в том, что посредством распределения и перераспределения вновь созданной на территории муниципального образования стоимости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития муниципального образования.
В отличие от федеральных финансов местные финансы выполняют функции по обеспечению финансовой основы удовлетворения общественных потребностей не для общества в целом, а для определенной его части, объединенной границами конкретного муниципального образования. Муниципальные финансы имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой экономических и социально-политических условий конкретной территории, а также местом и ролью данной территории в системе межхозяйственных связей в экономике. Объем и структура фондов денежных средств, формируемых органами местного самоуправления, зависят от закрепленных за ними полномочий и обязанностей. Местные финансы участвуют в перераспределении аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования. Они в наибольшей степени приближены к потребностям конкретной территории. Это создает возможность более эффективного использования денежных ресурсов территории в сравнении с общегосударственными денежными фондами. Локальные масштабы территории и ограниченные объемы территориального распределения финансовых ресурсов облегчают задачи контроля за их целенаправленным использованием.
В целом распределительная функция муниципальных финансов позволяет:
– создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
– осуществлять внутрихозяйственное, внутрирегиональное, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
– создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, местного самоуправления, а также осуществлять накопления населением.
Контрольная функция муниципальных финансов выражается в осуществлении контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.
Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.
Местные финансы имеют ярко выраженную социальную направленность. Они играют существенную роль в обеспечении компенсации малообеспеченным слоям населения определенных издержек, связанных с функционированием рыночной системы хозяйствования (безработица, рыночные цены на товары и услуги и т. д.).
Роль муниципальных финансов состоит:
– в экономической стабилизации;
– в трансформации экономических отношений;
– в адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям;
– в стимулировании инвестиционной активности;
– в решении социальных задач.
Местный бюджет как основа муниципальных финансов
Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Они выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части национального дохода, которая связана с формированием бюджетов муниципальных образований.
Доходы местных бюджетов
Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения.
Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов:
– налоговые и неналоговые;
– законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.
Первая группировка отражает бюджетную классификацию, введенную в целях обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Вторая классификация используется при анализе степени самостоятельности местных бюджетов, достаточности собственной финансовой базы местного самоуправления.
Налоговые доходы местных бюджетов включают:
– собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;