Муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Основными целями моей курсовой работы являются:
– определение сущности, структуры и роли муниципальных финансов;
– определение местного бюджета как основы муниципальных финансов;
– Выявление особенностей бюджетирования в управлении муниципальными финансовыми ресурсами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...4
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ………………………………………………………..5
Основные элементы муниципальных финансов………………………………………..…5
Функции и роль муниципальных финансов в экономике………………………………...6
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ……………...8
Доходы местных бюджетов………………………………………………………………..10
Расходы местных бюджетов……………………………………………………………….12
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ………………………………………………………..13
Участники бюджетного процесса…………………………………………………………13
Процесс муниципального бюджетирования……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

ГМФ.docx

— 188.04 Кб (Скачать файл)

Расходы муниципального бюджета  осуществляются путем бюджетного финансирования, т. е. системы предоставления бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям на проведение мероприятий, предусмотренных в муниципальном бюджете.

К ним относятся:

– ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

– средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам и заказам;

– трансферты населению, включающие ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных органами власти различных уровней;

– бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств;

– субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетирование  в управлении муниципальными финансовыми  ресурсами

Актуальность постановки системы бюджетирования в управлении муниципальными финансами связана с необходимостью получения постоянной объективной информации о денежных потоках, повышения финансовой дисциплины и ответственности каждого подразделения, достижения целей и выполнения финансовых показателей в разрезе каждого финансового центра, балансирования местного бюджета для покрытия необходимых и обоснованных расходов (определенных на основе поставленных на плановый период целей и с помощью расчета).

Существующая система  составления местного бюджета часто  работает по принципу: если снижается доходная часть, то пропорционально секвестрируются (сокращаются) расходные статьи и/или расставляются приоритеты, урезаются отдельные направления. Однако объективно расходы являются аддитивной, т.е. суммирующей, функцией от следующих переменных:

– количества населения;

– числа детей, которые должны быть охвачены обязательным образованием;

– площади государственного жилищного фонда;

– протяженности коммуникаций;

– площади асфальтированных покрытий;

– числа инвалидов;

социальных и других программ с соответствующими весовыми коэффициентами, отражающими распределение расходов по уровням управления, помноженными на коэффициенты содержания единицы (кв.м. убираемой площади, социальная помощь на одного нуждающегося и т.д., в соответствии с законодательно закрепленной компетенцией за бюджетными уровнями).

В системе управления муниципальными финансами может быть заложен  принцип скользящего (оперативного) планирования с периодом в один квартал. В этом случае до начала очередного финансового года составляется годовая смета с поквартальной разбивкой, далее до 25 числа каждого квартала смета на текущий квартал уточняется, и корректируются годовые показатели . Однако управления доходами и расходами не происходит, оно ограничивается лишь контрольной функцией, выполняемой финансово-казначейским управлением, и планированием, которым занимается управление экономики. Основной функцией бухгалтерии является не управление финансами, а учет по первичным документам и контроль за соответствием совершаемых операций законодательству. Задача состоит в создании нового механизма управления расходами и доходами, интеграцией функций планирования и учета, с максимально сокращенным сроком контроля (например, до декады или даже ежедневно). Такие возможности предоставляет бюджетирование.

Участники бюджетного процесса

К участникам бюджетного процесса в муниципальном образовании относятся:

– глава местного самоуправления;

– представительный орган местного самоуправления;

– местная администрация, ее структурные подразделения;

– главные распорядители бюджетных средств;

– распорядители бюджетных средств;

– получатели бюджетных средств – бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие организации, имеющие право на получение бюджетных средств;

– уполномоченные кредитные организации.

Главные распорядители бюджетных  средств:

– определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

– утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

– составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителями получателям бюджетных средств;

– осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременностью их возврата, предоставлением отчетности, выполнения задания по предоставлению муниципальных услуг получателями бюджетных средств;

– составляют сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг.

Распорядители бюджетных  средств:

– определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

– составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;

– утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

– осуществляют контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Процесс муниципального бюджетирования

Суть алгоритма бюджетирования в муниципальном управлении заключается в применений этого инструмента для генерации и реализации направлений диверсификации доходных источников местного органа власти. Построение финансовой структуры в субъекте управления позволяет наиболее эффективно управлять имеющимися ресурсами и достигать поставленных на плановый период целей. Схема механизма балансировки муниципального бюджета представлена на рисунке 1. Давайте кратко охарактеризуем каждый шаг.

 

Рисунок 1 – Блок-схема построения системы бюджетирования

На первом этапе происходит выбор критериев для выделения финансовых центров. Такими критериями могут быть: объем затрат (для построения равномерной структуры), объединение и разделение функций, группы внешних получателей средств, бюджетная классификация, организационное строение, территориальная обособленность подразделений, требования учетной политики.

На основе выработанных критериев строится финансовая структура  администрации, представляющая собой финансовые центры и их связи между собой. Финансовые центры могут быть двух типов:

Центры финансового  учета (ЦФУ) – структурное подразделение или группа структурных подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций и способных оказывать непосредственное влияние на финансовый результат, а также отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию поставленных перед ним финансовых целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов.

Центры финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение или группа структурных подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций и способных оказывать непосредственное воздействие на финансовый результат (для органов местного самоуправления это профицит, дефицит местного бюджета).

Другое название финансовых центров – дивизионы, бизнес-центры, профит-центры (собирающие ресурсы для поддержания других центров, доноры) и центры затрат (или акцепторы, потребляющие ресурсы извне) могут быть также выделены венчурные центры, т.е. особо рисковые зоны [8]. В случае двухуровневого построения местного управления в качестве ЦФО могут выступать бюджеты первого уровня.

3. Следующим шагом является совмещение организационно-функциональной модели органа местной администрации с финансовой структурой.

На этом этапе требуется  разделить все доходы и расходы  организации по данным центрам, поэтому необходимо указать функции, выполняемые каждым подразделением администрации.

На следующем этапе  важно закрепить нормативно-правовым актом введение нового порядка управления бюджетом.

Далее необходимо наложить цели, имеющие  финансовое выражение, на построенную структуру. Происходит декомпозиция поставленных стратегических и тактических задач для каждого выделенного ЦФО.

Для балансирования каждого  центра анализируются причины их убыточности. Здесь строится дерево проблем, проводится сравнение с данными прошлых периодов и других муниципальных образований и т.д.

7 и 8. Данные этапы  предполагают разработку проектов, применение инструментов финансовой логистики, финансового инжиниринга, маркетинга и др. (их рассмотрению будут посвящены последующие главы).

9. Построения матриц смежности направлений, где в ячейках указывается соответствие направлений балансировки, нейтральны (не влияющие напрямую друг на друга, выполнение одного не является необходимым условием для реализации другого направления), несовместимы (альтернативные варианты), желательно совместимы. В клетках матрицы могут быть указаны также размеры стратегических соответствий.

 После того как определены все возможные меры по балансировке ЦФО и бюджета в целом, разрабатывается бюджет каждого ЦФО. который сводится в общий (консолидированный бюджет). Годовой консолидированный бюджет выносится на рассмотрение и утверждение представительного органа власти и на общественные слушания.

 Инструментом оперативного и адекватного реагирования на изменения внешней среды является управление по отклонениям, реализованное с помощью скользящего бюджетирования (rolling budget) [15]. Рассмотрим его действие на примере. Бюджет, составленный, скажем, на год или на квартал, корректируется каждый месяц. Для планирования и учета движения денежных средств бюджетный период может быть продолжительностью 6 месяцев (два квартала) с подекадной разбивкой. При этом первоначально разрабатывается бюджет движения денежных средств для центров финансового учета на ближайший квартал (три месяца) с разбивкой первого месяца по 10 дней (по декадам), второго и третьего – по месяцам, а на второй квартал – в целом. По итогам первого месяца первого квартала корректируются плановые значения на третий месяц первого квартала и второй квартал, и проводится подекадная разбивка плановых данных на второй месяц первого квартала и т.д. В целях улучшения сопоставимости результатов и уменьшения влияния инфляционных трендов в качестве единой расчетной единицы может применяться какая-либо твердая валюта (евро, доллар США и пр.).

Так как этапы 10, 11 предполагают набор итерации и часто повторяющихся  одинаковых операций, в т.ч. по сведению ЦФО в единый бюджет, необходимо стремиться к автоматизации данных этапов.

Приведенный алгоритм позволяет  выполнить следующие принципы функционирования местного бюджетного устройства: полноту отражения доходов и расходов, сбалансированность, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, совокупное (общее) покрытие расходов, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, достоверность и гласность.

 

Заключение

 

В заключении моей работы можно сделать вывод, что в условиях экономической реформы возрастает значение финансов. С их помощью возможно активно воздействовать на элементы внешней среды – на отрасли производственной и непроизводственной сферы, на состояние рынков, инновации, инвестиционные процессы, на занятость, осуществлять государственное регулирование экономики для достижения программных целей развития производства и решения социальных задач.

Безграничность и постоянство  роста человеческих потребностей всегда ограничены имеющимися ресурсами для их удовлетворения. В этих условиях возникает проблема оптимального, более эффективного использования ограниченных ресурсов хозяйственной деятельности и управления этим процессом с целью достижения максимально возможного удовлетворения возрастающих потребностей человека и общества.

Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения – это постоянно возникающее противоречие, поэтому общество должно всегда определять, на что направить ресурсы и сколько, какие первоочередные потребности удовлетворить. Данную проблему решают, помимо других способов, с помощью финансов. Поиск выгоды для общества, населения, отдельных субъектов, принимающих решения – движущий мотив хозяйственной деятельности.

Государство разрабатывает  нормы, порядок, условия использования финансовых ресурсов на всех уровнях общественно-экономической системы. Особую роль занимает в этом регулировании движения фондов денежных средств бюджета. Федеральный, региональный и местный бюджеты аккумулируют во всех странах до 50 % национального дохода и используются для удовлетворения многочисленных потребностей государства. В этой связи мною были изучены чрезвычайно важные для понимания процессов управления возможностей повышения эффективности общественного производства , содержание финансовых отношений, структуру, механизм аккумуляции и распределения фондов денежных средств.

В представленных материалах даются все основные характеристики финансов и финансового механизма. Достаточно обстоятельно раскрываются объективные обстоятельства развития финансовых отношений, показывается возрастающее значение финансового управления при переходе к рыночным отношениям.

 

Список использованной литературы

 

1 А.М. Бабич, Л.Н. Павлова  Государственные и муниципальные  финансы: Учебник для вузов.  – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.– 687с.

2 А.С. Нешитой Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 5-е издание, исправленное и дополненное – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 308 с.

3 Бюджетный кодекс Российской  Федерации. – М.: Юристъ,

2002. – 208 с.

4 В.П. Климович Финансы,  денежное обращение, кредит: Учебное  пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 240 с.

5 Государственные и  Муниципальные финансы: Учебное  пособие для студентов вузов/Н.Б.  Ермасова, М.Г. Миронов, Е.А. Ермакова и др.; Под редакцией академика Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 303 с.

6 И.Н. Мысляева Государственные и муниципальные финансы:

Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2003. – 268 с.

7 Муниципальное управление: Справочное пособие/В.В. Иванов, А.Н. Коробова – 2-е издание, дополненное. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 718 с.

8 Н.В. Миляков Финансы:  Учебник. – 2-е издание –  М.: ИНФРА-М, 2004. – 543 с.

9 Финансы: Учебник/Под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 504 с.

10 Экономика муниципальных образований: Учебное пособие/Под общей редакцией профессора В.Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 544 с.

Информация о работе Муниципальные финансы