Национальная финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ финансовой системы, а также проблем и перспектив ее развития.
Для выполнения поставленной цели следует решить ряд задач:
раскрыть определение «финансовая система»;
изучить сферы и звенья финансовой системы;
выявить и раскрыть проблемы финансовой системы и возможные пути их решения

Файлы: 1 файл

финансовая система.docx

— 160.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Титульный лист

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема предоставленной курсовой работы – финансовая система Российской Федерации  - на нынешний день представляет собой одну из важнейших проблем  экономики.  Финансовая система считается сложным структурным образованием, которое делится на множество элементов. Финансовая система в целом, а также отдельные ее структурные элементы,  представляют собой предмет многочисленных споров и обсуждений. Стоит помнить о том, что те структура и состав системы, которые верны сейчас,  будут оставаться правильными  и в дальнейшем времени. В Росси сегодня происходит огромное количество изменений в экономике, издаются новые законы и вносятся поправки, вводятся большие изменения в налоговом законодательстве, которые затрагивают, в том числе и Бюджетный кодекс РФ и др. Все это обуславливает значимость изучения финансовой системы РФ и ее структуры.

Целью данной работы является анализ финансовой системы, а также проблем и перспектив ее развития.

Для выполнения поставленной цели следует решить ряд задач:

  1. раскрыть определение «финансовая система»;

  1. изучить сферы и звенья финансовой системы;

  1. выявить и раскрыть проблемы финансовой системы и возможные пути их решения.

Объектом исследования данной работы является  финансовая система РФ, ее сферы и звенья.

Предметом исследования  являются финансовые отношения в государстве.

Финансы представляют собой достаточно сложное социальное явление. Они захватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При всем единстве сущности этих отношений в них можно выделить отдельные элементы, имеющие свои характерные признаки и особенности. В основе изучения финансов лежит как понимание их важности, сущности и роли в социуме, так и детальное усвоение конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяют термином «финансовая система». Как и любая система, она представляет не простой набор отдельных элементов, а совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.

Каждое звено финансовой системы является самостоятельным её элементом, но эта независимость относительна в средине единого целостного. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

 

1. Национальная финансовая  система: ее состав и структура

1.1 Понятие финансовой  системы

 

Финансовые отношения охватывают различные сферы экономики, при этом они действуют в соответствии с одинаковыми признаками.  Это позволяет объединить их в единую финансовую систему.

Финансы представляют собой неотъемлемую часть социального производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов нет возможности  снабжать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, удовлетворять другие социальные потребности.  Данные потребности и определяют возникновение различных видов финансовых отношений. К сторонам финансовых отношений относятся: государство, физические и юридические лица. Хотя отдельными экономистами и оспариваются отношения между физическими лицами, тем не менее, наблюдаем появление изданий о личных финансах, семейном бюджете, финансах населения.

Подходы к определению финансовой системы весьма разнообразны. Например, представители англо-американской финансовой школы (Т. Коуплэнд, Р. Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие) определяют финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих финансовые услуги фирмам, гражданам, а также правительствам[9].

Точка зрения других, в том числе российских учёных, состоит в том, что сущность финансовой системы страны раскрывается через её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.

В экономической практике современной России встречаются два наиболее распространенных варианта определения финансовой системы.

Первый вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и государства[11].

Второй вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта[7].

В российской экономике понятие «финансовая система» развивающееся. Подходы к определению структуры финансовой системы также различаются. Однако, несмотря на все многообразие подходов, экономисты выделяют в составе финансовой системы примерно похожий набор элементов. Наиболее аргументированной предстает классификация финансовых отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей сущности распределительными- они распределяют часть стоимости общественного  продукта по субъектам. Субъектами формируются фонды целевого назначения. Исходя из этого, наиболее обоснованным критерием классификации является роль субъекта в социальном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования  и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов. Систематизированные по определенным признакам финансовые отношения формируют финансовую систему, в структуре которой выделяют подсистемы централизованных и децентрализованных финансов. Централизованные финансы представляют собой государственные финансы, в сферу которых включены следующие звенья: федеральный бюджет, государственный кредит, территориальные финансы, специальные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы - это финансы хозяйствующих субъектов, в сферу которых включены следующие звенья: финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих предприятий и организаций, финансы домашних хозяйств и др. Нередко отдельным звеном выделяют государственный кредит, страхование. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы исполняют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными методами формируются и используются денежные фонды государства, предприятий, организаций и домашних хозяйств[6].

 

 

1.2 Состав и структура  финансовой системы

 

Для унитарного (единого) государства характерна 2-хуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируют центральная власть и муниципалитеты. Федеративному (союзному) государству свойственна 3-хуровневая финансовая система: центр,  регионы, органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132)  
и Бюджетным кодексом РФ (ст.10), централизованные (общественные) финансы РФ (рис.1) также представлены 3-мя  уровнями:

• федеральный бюджет и специальные внебюджетные фонды;

• региональные финансы субъектов Российской Федерации;

• местные финансы.

 

Рисунок 1.1- Состав финансовой системы Российской Федерации

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет; региональный бюджет (21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, один бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные бюджеты (около 29 тысяч бюджетов районов, городских округов, городских и сельских поселений).

Бюджеты – финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами  
не включается в вышестоящий бюджет.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается повышение эффективности производства, военная реформа, реформа жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет (рис.1.2) – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. 

 

Рисунок 1.2 - Схема консолидированного бюджета РФ

Специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонд обязательного медицинского страхования населения имеют строго целевое назначение – социальная поддержка населения

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашнего хозяйства – основа финансовой системы. Именно в сфере материального производства формируется основная часть финансовых ресурсов страны.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные  
и социальные фонды, изыскивают средства для инвестирования. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Финансы домашнего хозяйства – важное звено финансовой системы. Чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые товары, тем устойчивее экономическое положение государства[2].

В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  1. недостаточные темпы развития экономики;
  2. диспропорции развития экономической системы;
  3. отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

4) излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс и др.

1.3 Финансовые системы развитых  стран: состав и структура

 

Для сравнения рассмотрим финансовые системы развитых федеративных и унитарных государств. Как правило, они включают в себя следующие элементы:

  • государственный бюджет;

  • местные бюджеты;

  • специальные внебюджетные фонды;

  • финансы государственных предприятий.

Фактически первые два элемента финансовой системы: государственный бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов образуют бюджетную систему государства.

Финансовая система США, являющихся федеративным государством, имеет трехуровневое бюджетное устройство:

  1. федеральный бюджет;

  1. бюджеты 50 штатов – членов федерации;

  1. бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений, таких как графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов и т.д.;

  1. специальные фонды.

Федеральный бюджет США представляет собой регулярно утверждаемую смету всех правительственных расходов, доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Бюджетные доходы состоят из налоговых и неналоговых поступлений, причем первые составляют большую часть (около 70 %).

Бюджетный год федерального правительства начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года.

Бюджеты штатов США достаточно самостоятельны, так как они напрямую не контролируются федеральными властями, то есть власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета. В отличие от федерального бюджета во многих штатах бюджетный год начинается с 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. В более чем половине штатов практикуется составление бюджета на два года [9].

Административно-территориальные единицы в США – графства и округа – в отличие от штатов менее независимы и придерживаются экономической политики, проводимой федеральным правительством и правительствами штатов. В состав территорий графств и округов входят муниципалитеты, поселки, специальные округа.

В большинстве местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

Особое финансовое звено в бюджетной системе США образуют специальные фонды, формирующиеся за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также средств федерального бюджета. Функционируя как самостоятельные финансовые учреждения, они аккумулируют денежные ресурсы, имеющие целевое значение.

К специальным фондам относятся:

  • фонды социального страхования – по старости, по случаю потери кормильца, здоровья и т.д.;

  • экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни: инвестиционные, конъюнктурные, перестройки и развития и т.д. Средства данных фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий;

  • научно-исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования;

  • военно-политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность.

Информация о работе Национальная финансовая система Российской Федерации