Национальная финансовая система Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 11:27, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является анализ финансовой системы, а также проблем и перспектив ее развития. Для выполнения поставленной цели следует решить ряд задач: раскрыть определение «финансовая система»; изучить сферы и звенья финансовой системы; выявить и раскрыть проблемы финансовой системы и возможные пути их решения
Тема предоставленной курсовой
работы – финансовая система Российской
Федерации - на нынешний день представляет
собой одну из важнейших проблем экономики.
Финансовая система считается сложным
структурным образованием, которое делится
на множество элементов. Финансовая система
в целом, а также отдельные ее структурные
элементы, представляют собой предмет
многочисленных споров и обсуждений. Стоит
помнить о том, что те структура и состав
системы, которые верны сейчас, будут
оставаться правильными и в дальнейшем
времени. В Росси сегодня происходит огромное
количество изменений в экономике, издаются
новые законы и вносятся поправки, вводятся
большие изменения в налоговом законодательстве,
которые затрагивают, в том числе и Бюджетный
кодекс РФ и др. Все это обуславливает
значимость изучения финансовой системы
РФ и ее структуры.
Целью данной работы является
анализ финансовой системы, а также проблем
и перспектив ее развития.
Для выполнения поставленной
цели следует решить ряд задач:
раскрыть определение «финансовая
система»;
изучить сферы и звенья финансовой
системы;
выявить и раскрыть проблемы
финансовой системы и возможные пути их
решения.
Объектом исследования данной
работы является финансовая система
РФ, ее сферы и звенья.
Предметом исследования
являются финансовые отношения в государстве.
Финансы представляют собой
достаточно сложное социальное явление.
Они захватывают широкую гамму обменно-распределительных
отношений, которые отображаются в различных
денежных потоках. При всем единстве сущности
этих отношений в них можно выделить отдельные
элементы, имеющие свои характерные признаки
и особенности. В основе изучения финансов
лежит как понимание их важности, сущности
и роли в социуме, так и детальное усвоение
конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых
отношений характеризует относительное
отделение отдельных составляющих финансов.
Совокупность этих составляющих определяют
термином «финансовая система». Как и
любая система, она представляет не простой
набор отдельных элементов, а совокупность
взаимосвязанных элементов, имеющих однородные
признаки.
Каждое звено финансовой системы
является самостоятельным её элементом,
но эта независимость относительна в средине
единого целостного. Финансовая система
- это совокупность разнообразных видов
фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих субъектов),
отдельных финансовых институтов и населения
(домохозяйств) для исполнения возложенных
на них функций, а также для удовлетворения
экономических и социальных потребностей.
1. Национальная финансовая
система: ее состав и структура
1.1 Понятие финансовой
системы
Финансовые отношения охватывают
различные сферы экономики, при этом они
действуют в соответствии с одинаковыми
признаками. Это позволяет объединить
их в единую финансовую систему.
Финансы представляют собой
неотъемлемую часть социального производства
на всех уровнях хозяйствования. Без финансов
нет возможности снабжать индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономики, удовлетворять другие социальные
потребности. Данные потребности и
определяют возникновение различных видов
финансовых отношений. К сторонам финансовых
отношений относятся: государство, физические
и юридические лица. Хотя отдельными экономистами
и оспариваются отношения между физическими
лицами, тем не менее, наблюдаем появление
изданий о личных финансах, семейном бюджете,
финансах населения.
Подходы к определению финансовой
системы весьма разнообразны. Например,
представители англо-американской финансовой
школы (Т. Коуплэнд, Р. Брэйли, С. Росс, Ю.
Бригхем и другие) определяют финансовую
систему как совокупность ряда учреждений
и рынков, предоставляющих финансовые
услуги фирмам, гражданам, а также правительствам[9].
Точка зрения других, в том числе
российских учёных, состоит в том, что
сущность финансовой системы страны раскрывается
через её подсистемы и составляющие: банковскую,
кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.
В экономической практике современной
России встречаются два наиболее распространенных
варианта определения финансовой системы.
Первый вариант определения,
предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком,
отражает практический, прикладной подход:
финансовая система - это совокупность
различных сфер финансовых отношений,
в процессе которых образуются и используются
фонды денежных средств хозяйствующих
субъектов, граждан и государства[11].
Второй вариант определения
(научная школа Санкт-Петербургского университета
экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В.
Иванов и др.) отражает более академичный,
классически-теоретизированный подход:
финансовая система - это форма организации
денежных отношений между всеми субъектами
воспроизводственного процесса по распределению
и перераспределению совокупного общественного
продукта[7].
В российской экономике понятие
«финансовая система» развивающееся.
Подходы к определению структуры финансовой
системы также различаются. Однако, несмотря
на все многообразие подходов, экономисты
выделяют в составе финансовой системы
примерно похожий набор элементов. Наиболее
аргументированной предстает классификация
финансовых отношений в соответствии
с объективными критериями. Финансовые
отношения являются по своей сущности
распределительными- они распределяют
часть стоимости общественного продукта
по субъектам. Субъектами формируются
фонды целевого назначения. Исходя из
этого, наиболее обоснованным критерием
классификации является роль субъекта
в социальном производстве. В зависимости
от этого критерия определяются способы
организации финансов, порядок образования
и использования финансовых ресурсов
и финансовых фондов. Систематизированные
по определенным признакам финансовые
отношения формируют финансовую систему,
в структуре которой выделяют подсистемы
централизованных и децентрализованных
финансов. Централизованные финансы представляют
собой государственные финансы, в сферу
которых включены следующие звенья: федеральный
бюджет, государственный кредит, территориальные
финансы, специальные внебюджетные фонды.
Децентрализованные финансы - это финансы
хозяйствующих субъектов, в сферу которых
включены следующие звенья: финансы коммерческих
предприятий и организаций, финансы некоммерческих
предприятий и организаций, финансы домашних
хозяйств и др. Нередко отдельным звеном
выделяют государственный кредит, страхование.
Каждой группе финансовых отношений соответствуют
денежные фонды, а соответствующие финансовые
органы исполняют управление этими отношениями
и фондами.
Таким образом, финансовая система
– это совокупность различных сфер и звеньев
финансовых отношений, в системе которых
разными методами формируются и используются
денежные фонды государства, предприятий,
организаций и домашних хозяйств[6].
1.2 Состав и структура
финансовой системы
Для унитарного (единого) государства
характерна 2-хуровневая финансовая система:
финансовые отношения регулируют центральная
власть и муниципалитеты. Федеративному
(союзному) государству свойственна 3-хуровневая
финансовая система: центр, регионы,
органы местного самоуправления. В соответствии
с Конституцией РФ (ст.71 и 132)
и Бюджетным кодексом РФ (ст.10), централизованные
(общественные) финансы РФ (рис.1) также
представлены 3-мя уровнями:
• федеральный бюджет и специальные
внебюджетные фонды;
• региональные финансы субъектов
Российской Федерации;
• местные финансы.
Рисунок 1.1- Состав финансовой
системы Российской Федерации
Бюджетная система РФ включает:
федеральный бюджет; региональный бюджет
(21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых
и областных бюджетов, один бюджет автономной
области, 10 бюджетов автономных округов,
бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга);
местные бюджеты (около 29 тысяч бюджетов
районов, городских округов, городских
и сельских поселений).
Бюджеты – финансовая основа
управления государственных органов власти
и органов местного самоуправления. Каждый
бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий
бюджет своими доходами и расходами
не включается в вышестоящий бюджет.
За счет финансовых ресурсов
бюджетной системы обеспечивается повышение
эффективности производства, военная
реформа, реформа жилищно-коммунального
хозяйства и т.д. Бюджетной системе принадлежит
решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном
перераспределении средств для выравнивания
уровней экономического и социального
развития регионов.
Для целей планирования бюджетных
ресурсов составляется консолидированный
бюджет (рис.1.2) – статистический сводный
бюджет, который объединяет финансовые
ресурсы всех уровней бюджетной системы.
Рисунок 1.2 - Схема консолидированного
бюджета РФ
Специальные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд РФ; Фонд социального
страхования РФ; Фонд обязательного медицинского
страхования населения имеют строго целевое
назначение – социальная поддержка населения
Федеральный бюджет и бюджеты
внебюджетных социальных фондов разрабатываются
и утверждаются как федеральные законы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты региональных внебюджетных
фондов также утверждаются представительными
органами субъектов Федерации, а местные
бюджеты – местными органами самоуправления.
Децентрализованные финансы:
финансы хозяйствующих субъектов (предприятий,
организаций) и финансы домашнего хозяйства
– основа финансовой системы. Именно в
сфере материального производства формируется
основная часть финансовых ресурсов страны.
Предприятия обладают реальной
финансовой независимостью, самостоятельно
распределяют выручку от реализации продукции,
по своему усмотрению распоряжаются прибылью,
формируют производственные
и социальные фонды, изыскивают средства
для инвестирования. Финансовые ресурсы
коммерческих предприятий через бюджетную
систему обеспечивают средствами непроизводственную
сферу.
Финансы домашнего хозяйства
– важное звено финансовой системы. Чем
выше доходы членов общества, тем выше
спрос на производимые товары, тем устойчивее
экономическое положение государства[2].
В качестве проблем современного
общества, которые призвана решать финансовая
система, можно назвать:
недостаточные темпы развития
экономики;
диспропорции развития экономической
системы;
отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
4) излишнюю социальную напряженность,
отрицательно влияющую на воспроизводственный
процесс и др.
1.3 Финансовые системы развитых
стран: состав и структура
Для сравнения рассмотрим финансовые
системы развитых федеративных и унитарных
государств. Как правило, они включают
в себя следующие элементы:
государственный бюджет;
местные бюджеты;
специальные внебюджетные фонды;
финансы государственных предприятий.
Фактически первые два элемента
финансовой системы: государственный
бюджет и местные бюджеты как часть местных
финансов образуют бюджетную систему
государства.
Финансовая система США, являющихся
федеративным государством, имеет трехуровневое
бюджетное устройство:
федеральный бюджет;
бюджеты 50 штатов – членов федерации;
бюджеты 12,7 тыс. административных,
хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских
и других местных подразделений, таких
как графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов и т.д.;
специальные фонды.
Федеральный бюджет США представляет
собой регулярно утверждаемую смету всех
правительственных расходов, доходов,
распределяемых по источникам поступлений,
основным направлениям и программам расходования
средств. Бюджетные доходы состоят из
налоговых и неналоговых поступлений,
причем первые составляют большую часть
(около 70 %).
Бюджетный год федерального
правительства начинается 1 октября и
заканчивается 30 сентября следующего
года.
Бюджеты штатов США достаточно
самостоятельны, так как они напрямую
не контролируются федеральными властями,
то есть власти штатов не отчитываются
перед федерацией о состоянии финансов
и бюджета. В отличие от федерального бюджета
во многих штатах бюджетный год начинается
с 1 июля и заканчивается 30 июня следующего
года. В более чем половине штатов практикуется
составление бюджета на два года [9].
Административно-территориальные
единицы в США – графства и округа – в
отличие от штатов менее независимы и
придерживаются экономической политики,
проводимой федеральным правительством
и правительствами штатов. В состав территорий
графств и округов входят муниципалитеты,
поселки, специальные округа.
В большинстве местных административных
единиц бюджетный год совпадает с календарным.
Особое финансовое звено в бюджетной
системе США образуют специальные фонды,
формирующиеся за счет налоговых и неналоговых
поступлений, а также средств федерального
бюджета. Функционируя как самостоятельные
финансовые учреждения, они аккумулируют
денежные ресурсы, имеющие целевое значение.
К специальным фондам относятся:
фонды социального страхования
– по старости, по случаю потери кормильца,
здоровья и т.д.;
экономические фонды, предназначенные
для регулирования хозяйственной жизни:
инвестиционные, конъюнктурные, перестройки
и развития и т.д. Средства данных фондов
направляются на финансирование частных
компаний и малорентабельных государственных
предприятий;
научно-исследовательские фонды,
используемые для финансовой поддержки
научных исследований в промышленности,
строительстве, а также содержания государственных
научных центров, осуществляющих фундаментальные
исследования;
военно-политические фонды
– резервы, находящиеся главным образом
в распоряжении президента, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность.