Национальная финансовая система Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 11:27, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является анализ финансовой системы, а также проблем и перспектив ее развития. Для выполнения поставленной цели следует решить ряд задач: раскрыть определение «финансовая система»; изучить сферы и звенья финансовой системы; выявить и раскрыть проблемы финансовой системы и возможные пути их решения
Финансовая система ФРГ, являющейся
федеративным государством, в структурном
плане может быть представлена следующим
образом:
федеральный бюджет;
бюджеты 16 земель и общин;
специальные фонды;
государственные предприятия.
Федеральный бюджет ФРГ представляет
собой первое звено финансовой системы.
Его доходная часть формируется путем
аккумуляции налоговых и неналоговых
платежей. На налоговые поступления приходится
4/5 всех доходов бюджета. Неналоговые поступления
состоят в основном из прибыли государственных
предприятий и рентных платежей, а также
прибыли Немецкого федерального банка.
Бюджеты земель и общин ФРГ
составляются местной администрацией,
принимаются собранием депутатов и исполняются
органом представительной власти. Доля
бюджетов земель и общин в национальном
доходе ФРГ свыше 20%. Каждая федеральная
земля в конце определенного финансового
периода предоставляет отчет о результатах
исполнения бюджета. Бюджетный год местных
органов обычно совпадает с календарным:
с 1 января по 31 декабря [9].
Неотъемлемым звеном финансовой
системы ФРГ являются специальные фонды,
представленные:
фондом социального страхования,
объединяющим большое количество автономных
фондов, охватывающих различные виды страхования:
от несчастных случаев, по болезни, пенсионное
– лиц, не работающих по найму. Средства
всех фондов складываются из доходов от
трех источников: обязательных отчислений,
взносов предпринимателей (имеют наибольший
удельный вес) и субсидий из федерального
бюджета;
фондом выравнивания бремени
войны, созданным с целью оказания помощи
пострадавшему от неё населению. Средства
фонда образуются из взносов предпринимателей
(включатся в цену продукции, т.е. перекладываются на потребителей),
дотаций из федеральных и местных бюджетов,
а также выручки от эмиссии займов.
Кроме того, в финансовую систему
входят фонд Федеральной железной дороги
и фонд Федеральной почты.
В отличие от США и Германии,
Франция – унитарное государство, следовательно,
её бюджетная система включает только
два звена:
государственный бюджет;
местные бюджеты.
Финансовая же структура данного
государства представлена по классической
схеме:
централизованный бюджет;
местные бюджеты;
специальные фонды;
государственные предприятия.
Первое звено финансовой системы
представлено центральным бюджетом Франции,
который делится на два раздела:
операции окончательного характера
(безвозвратное финансирование), которые
состоят из текущих, гражданских, капитальных
и военных расходов, - 90%;
операции временного характера
(кредиты) – 10%.
Расходы центрального бюджета
также состоят их двух частей:
текущих, которые делятся на
военные (содержание военнослужащих, их
обучение и материально-техническое обеспечение),
социальные и другие расходы;
капитальных, включающих в себя
военные расходы (строительство военных
объектов, покупка военной техники), расходы
на иностранные дела (создание посольств,
консульств за границей) и др.
Финансовый год во Франции совпадает
с календарным.
Вторым звеном финансовой системы
Франции являются местные бюджеты, находящиеся
в ведении местных органов управления.
Административно – территориальная
структура страны представлена 22 регионами,
96 департаментами и 36 000 округов. Их советы
составляют бюджеты и распоряжаются местными
ресурсами. Но вся полнота власти принадлежит
на местах префектам.
Система местных бюджетов Франции
подразделяется на два звена:
бюджеты различных местных
организаций;
бюджеты территориальных организаций,
а также их объединений (городских сообществ,
районов, синдикатов).
Наряду с центральным и местными
бюджетами в финансовую систему Франции
входят также специальные фонды, по своему
размеру приближающиеся к государственному
бюджету. Организационно их можно разделить
на две основные группы:
фонды доходов и расходов, которые
включаются в бюджет;
внебюджетные фонды, юридически
независимые.
Специальные фонды, создаваемые
местными органами власти, в общем виде
могут быть представлены:
счетами казначейства;
присоединенными бюджетами
(их составляют организации, имеющие финансовую
автономию);
фондами финансово-кредитных
учреждений;
социальными бюджетами.
Совокупность крупнейших специальных
фондов, связанных с социальной сферой,
называют социальным бюджетом Франции
[9].
Таким образом, в этой главе
были рассмотрены финансовые системы
зарубежных стран с федеративным и унитарным
устройством. Финансовую систему России
рассмотрим подробнее в следующей главе.
2. Характеристика основных
звеньев финансовой системы
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет является
главным звеном финансовой системы. Он
представляет собой форму образования
и использования централизованного фонда
денежных средств для обеспечения функций
органов государственной власти[11].
Федеральный бюджет является
основным финансовым планом страны, утверждаемым
Федеральным собранием как закон. Через
федеральный бюджет государство концентрирует
у себя значительную долю национального
дохода для финансирования народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий,
укрепления обороны страны и содержания
органов государственной власти и управления.
С помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода, что создает возможность
маневрировать денежными средствами и
целенаправленно влиять на темпы и уровень
развития общественного производства.
Это позволяет осуществлять единую экономическую
и финансовую политику на всей территории
страны.
Федеральный бюджет характеризуется
следующими чертами:
носит ярко выраженный балансовый
характер. Превышение расходов над доходами
составляет дефицит бюджета,
формирование и использование
бюджета базируется на сочетании централизованных
начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
перераспределение национального
дохода и примерно 50% ВВП между территориями,
отраслями деятельности, социальными
группами населения;
государственное регулирование
и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение финансовой
политики;
контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств[18].
В условиях перехода на рыночные
отношения федеральный бюджет сохраняет
свою важную роль. Изменяются лишь методы
его воздействия на общественное производство
путем создания иного режима расходования
бюджетных средств. В современных условиях
развитие общественного производства
обеспечивается не методами бюджетного
финансирования и дотирования, а с помощью
экономических методов, использование
которых позволяет перейти к финансовому
регулированию экономики. Средства бюджета
должны направляться на осуществление
инвестиционной политики, субсидирование
предприятий, финансирование конверсии
оборонных отраслей. Расходы бюджета в
области экономики призваны способствовать
формированию рациональной структуры
общественного производства, наращиванию
научно-технической базы. Применяя различные
формы воздействия на экономику, государство
способно существенно изменить сложившиеся
народнохозяйственные пропорции, например,
ликвидировать нерентабельные предприятия
или их перепрофилировать.
Государственное регулирование
экономики позволяет существенно сократить
расходы бюджета, изменить их состав и
структуру.
Важная роль федерального бюджета
не ограничивается финансированием сферы
материального производства. Бюджетные
ресурсы направляются также и в непроизводственную
сферу (образование, здравоохранение,
культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных
фондов финансируются предприятия и учреждения
социально-культурного направления. Расходы
бюджета, обусловленные реализацией социальной
политики государства, имеют огромное
значение. Они позволяют государству развивать
систему народного образования, финансировать
культуру, удовлетворять потребности
граждан в медицинском обслуживании, осуществлять
социальную защиту.
2.2 Внебюджетные фонды
Одним из звеньев общегосударственных
финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные
фонды – это средства Федерального правительства
и местных властей, связанные с Финансированием
расходов, не включаемых в бюджет. Формирование
внебюджетных фондов осуществляется за
счет обязательных целевых отчислений,
которые для обычного налогоплательщика
ничем не отличаются от налогов. Основные
суммы отчислений во внебюджетные фонды
включаются в состав себестоимости и установлены
в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные
фонды отделены от бюджетов и имеют определенную
самостоятельность. Основными по размерам
и значению являются социальные фонды
– Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования. Общие доходы (и расходы)
всех внебюджетных фондов за последние
годы превышали 60% доходов государственного
бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго
целевое назначение, что гарантирует использование
средств в полном объеме.
Обособленное функционирование
внебюджетных фондов позволяет оперативно
финансировать важнейшие социальные мероприятия.
В отличие от федерального бюджета расходование
средств внебюджетных фондов подлежит
меньшему контролю со стороны органов
законодательной власти. Это, с одной стороны,
облегчает их использование, а с другой
– дает возможность расходовать средства
не в полном объеме. Поэтому в целях усиления
контроля над расходованием средств внебюджетных
фондов ставится вопрос о консолидации
некоторых из них в бюджете с сохранением
целевой направленности их расходов.
Внебюджетные фонды
Фонды обязательного
Пенсионный фонд РФ
медицинского страхования
Территориальный
Федеральный
Фонд социального страхования
фонд
ОМС
фонд ОМС
Филиалы
Рисунок 2.1 - Внебюджетные фонды
Пенсионный фонд – внебюджетный государственный
фонд, средства которого складываются
из законодательно установленных отчислений
от деятельности физических и юридических
лиц, целевым образом расходующий эти
средства на выплату пенсий гражданам[8].
Пенсионный фонд создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ и является
самостоятельным финансово-кредитным
учреждением.
Пенсионный фонд формируется
на федеральном уровне и в республиках,
краях, областях, что позволяет охватить
пенсионными выплатами всех граждан независимо
от места их прежней работы и проживания,
включая членов колхозов и лиц, по разным
причинам не имеющих права на трудовую
пенсию. Одновременно данная структура
Пенсионного фонда гарантирует как текущие,
так и чрезвычайные платежи, вызванные
изменениями в отдельных регионах или
в стране в целом.
Средства Пенсионного фонда
формируются, по Положению о Пенсионном
фонде РФ, за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов работающих;
- ассигнований из федерального
бюджета.
Основные задачи Пенсионного
фонда РФ:
1. целевой сбор и аккумуляция
страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением
ПФР;
2. организация работы по взысканию
с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового
увечья, профессионального заболевания
или по случаю потери кормильца;