Налично-денежный оборот рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Кредит играет существенную во внешней торговле России, т. е. предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров.
В качестве кре­диторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государст­ва, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с эконо­мическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
1. Понятие и особенности международного кредита.
1.1 Особенности мирового рынка ссудных капиталов…………….3
1.2 Основные формы и принципы функционирования международного кредита………………………………………...8
1.3 Основные формы международных расчетов и кредитных операций………………………………………………………….11
2. Характеристика деятельности международных кредитных организаций.
2.1. Международный валютный фонд……………………………...18
2.2. Группа Всемирного банка……………………………………...23
2.3. Европейский банк реконструкции и развития, другие региональные международные кредитные организации………….26
3. Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения с международными кредитными организациями…………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

деньги банки кредит.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

МАГИ. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций было создано в 1988 году для оказания помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков. К этим рискам относятся экспроприация, военные действия, гражданские беспорядки, нарушение условий контракта и переводы валют. Типовой страховой полис МАГИ гарантирует инвестиции в течение 15 лет и может быть продлен до 20 лет, при этом на сегодня предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, составляет 50 млн. долларов США. МАГИ также консультирует развивающиеся страны по вопросам, связанным с путями привлечения иностранных инвестиций.

МАГИ разработало бесплатную интерактивную систему PrivatizationLink Russia , которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях в России.

МЦУИС. Международный центр урегулирования инвестиционных споров, созданный в 1966 году, стимулирует поток инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. Он также выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях.

Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования образования, финансирования в борьбе с ВИЧ/СПИДом, финансирования программ здравоохранения, также он поддерживает облегчение бремени задолженности.[5]

 

2.3          Европейский банк реконструкции и развития, другие региональные международные кредитные организации.

 

(ЕБРР) — международный банк, созданный в 1990 г. правительствами 42 стран, в том числе России, и международными организациями, ведет операции с 1991 г., штаб - квартира находится в Лондоне. Цель создания — кредитная поддержка стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике. В настоящее время в ЕБРР участвуют 59 стран, включая все страны ЕС. Каждая страна -член представлена в Совете управляющих и Совете директоров Банка. В соответствии с Соглашением об учреждении Банка ЕБРР работает только в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Соблюдение этих принципов тщательно контролируется.

Банк предоставляет займы как частным, так и государственным структурам на нужды развития экономики. ЕБРР работает исключительно на коммерческих началах и благотворительностью не занимается. Он выдает только целевые кредиты под конкретные проекты. Кроме предоставления целевых кредитов. ЕБРР осуществляет прямые инвестиции, а также оказывает техническую помощь. Уставный капитал банка составляет 10 млрд. ЭКЮ (около 12 млрд. долл.). Контрольный пакет принадлежит странам ЕС — 51 % капитала. Взносы принимаются в свободно конвертируемой валюте. Банк призван обеспечивать финансирование поставок машин и оборудования, а также оказывать техническую помощь государственным, кооперативным и частным предприятиям и организациям, но предпочтение отдается частному сектору (60 % общей суммы предоставляемых банком кредитов). Расчетной единицей банка, наряду с долларом США, являются ЭКЮ и японская иена.

Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

ЕБРР кредитует проекты лишь в пределах 15 - 150 млн. долл.

Отделения ЕБРР открываются во всех странах - учредителях, в том числе в России. Банк будет контролировать использование выделяемых кредитов, как это делают МБРР и МВФ. Кроме предоставления целевых кредитов, ЕБРР осуществляет прямые инвестиции, а также оказывает техническую помощь. Это и выдача рекомендаций, и проведение различных курсов обучения банкиров и менеджеров, и помощь в организации систем распределения продовольствия. Причем банк собственными средствами для оказания технической помощи не располагает, а привлекает для этого другие ресурсы, в том числе из созданных в странах ЕС специальных фондов.[2]

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной пере­стройке и модернизации, а также консультаций по этим вопросам.

Банк не предоставляет гарантии под экспортные кредиты и не работает с индивидуальными клиентами. ЕБРР не предоставляет финансирование, сели считает, что заявитель может получить средства из других источников на приемлемых условиях. ЕБРР, как правило, заключает напрямую соглашения с крупными организациями-клиентами. Кредиты малым и средним предприятиям предоставляются через посредников.

ЕБРР прибегает либо к самостоятельному финансированию, либо к совместному. Самостоятельное финансирование осуществляется путем предоставления кредитов, приобретения акций предприятий пли выдачи гарантий. Последние позволяют заемщикам получать кредиты по другим каналам, а ЕБРР берет на себя ответственность либо за все риски, либо за отдельные виды. При финансировании через посредников им открываются средне- и долгосрочные кредитные линии. Посредниками чаще всего выступают национальные банки и в некоторых случаях правительства. Совместное финансирование может осуществляться в различных формах: кредиты ЕБРР и других участников синдиката предоставляются в одних случаях в согласованных пропорциях для финансирования одного и того же набора товаров или услуг, в других — различных (параллельное финансирование). После предоставления полной суммы кредита ЕБРР продает какую-либо долю кредита другим банкам (долевое финансирование).

ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах, которые вкладывают средства в средние частные предприятия путем покупки их акций. Он реализует также программы содействия торговле с участием местных финансовых институтов. Такие программы подразумевают открытие кредитных линий для гарантирования подтверждений аккредитивов, предоставляемых местным банкам, а также прямое финансирование крупных предприятий в виде револьверных кредитов.

Очень важную роль в деятельности ЕБРР играют экологические проекты. При этом особое внимание уделяется операциям, направленным на рациональное использование ресурсов и энергии, сокращение отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляемый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. ЕБРР способствует принятию и повсеместному выполнению международно признанных экологических норм и стандартов.

ЕБРР часто действует в других странах через основанные им региональные венчурные фонды. Он создает также фонды поддержки малого бизнеса для предоставления малых (до 125 тыс. долл.) и микро кредитов (до 30 тыс. долл.).

Региональные банки развития созданы в б0-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды.

Вместе с тем, существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

Региональные валютно - кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель решения интеграции и создания экономического и валютного союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведение согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.[7]

К основным региональным организациям ЕС относится:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) создан в 1958 г., предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам до сорока лет Цель ЕИБ — развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей, осуществление межгосударственных проектов, модернизация отраслевой структуры производства;

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы. Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. ЕФВС выполняет в рамках ЕВС функции кредитно - расчетного обслуживания стран - членов;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт - на - Майне, 1994 г) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г — это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте.

Финансовые ресурсы банков образуются путем формирования уставных капиталов и привлечения заемных средств с мировых рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций. Отличительной особенностью банков является создание специальные фондов, предназначенных для льготного кредитования низкорентабельных, но общественно необходимых объектов и проектов.

Условия предоставления и объемы кредитов, выдаваемые банками развития, различны и зависят от размера имеющихся peсурсов, при этом льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, процентная ставка составляет от 1 до 4% годовых.

3.      Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения с международными кредитными организациями.

 

Связи Всемирного банка с Россией начались еще в период создания Всемирного Банка и МВФ в г. Бреттон - Вудс в июле 1944 года. После проведения коренных изменений в политическом курсе в конце 80-х годов, Советское руководство стало проявлять интерес к установлению связей с Банком и МВФ. В июле 1991 года Советский Союз подал заявку на вступление в члены МВФ и четырех организаций Группы Всемирного банка: МБРР, МФК ), МАР  и МАГИ. 27 августа 1991  года  Исполнительные директора Всемирного банка одобрили создание специального трастового фонда технического сотрудничества в размере 50 млн. долл. США для оказания технического содействия экономическим реформам в СССР. В ноябре 1991 года Президент Всемирного банка Льюис Т. Престон нанес официальный визит в СССР. В результате этого визита было подписано соглашение о техническом сотрудничестве между Банком и Советским правительством. Россия оказалась одной из четырех стран бывшего CCCР, согласившихся участвовать в работе Банка. Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своевременное представительство в Москве. 7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года Банк открывает постоянное представительство в Москве. Во время визита в 1994 г. президента всемирного банка Льюиса Т. Престона в РФ, особое внимание было сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на возможных путях оказания Банком содействия в переходе страны к рыночной экономике. C 1 января 1995 года Президентом Всемирного банка является Джеймс Д. Вулфенсон. Он впервые посетил Российскую Федерацию в октябре 1995 года, и с тех пор каждый год посещает нашу страну с официальным визитом.[4]

В настоящее время внешний долг России, включающий долги государственных органов, банков и компаний РФ, по предварительной оценке Банка России, на 1 октября 2011 года составил $519 млрд 359 млн.

Таким образом, он увеличился на 3,4% по сравнению с показателем на аналогичную дату 2010 года. [15]

Ранее сообщалось, что внешний долг резидентов РФ увеличился за январь-сентябрь 2010 года с $467,245 млрд до $475,609 млрд. Внешний долг органов государственного управления за 9 месяцев увеличился с $31,309 млрд до $34,821 млрд, в том числе федеральных органов управления – с $29,475 млрд до $32,338 млрд.

Новый российский долг федеральных органов управления увеличился с $26,286 млрд до $28,658 млрд. В структуре собственно российского долга на 1 октября 2010 года $3,264 млрд составляли кредиты международных финансовых организаций ($2,725 млрд — МБРР и $0,539 млрд — прочие), $0,819 млрд — прочие кредиты, $23,736 млрд — ценные бумаги в иностранной валюте ($6,305 млрд – еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 годов погашения; $16,997 млрд — еврооблигации, выпущенные для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом; $0,433 млрд — ОВВЗ), ценные бумаги в рублях – $1,218 млрд.

Долг бывшего СССР сократился за январь-сентябрь 2010 года с $3,189 млрд до $2,562 млрд. В структуре бывшего союзного долга $1,027 млрд составила задолженность перед бывшими социалистическими странами.

Внешний долг субъектов РФ в январе-сентябре текущего года увеличился с $1,834 млрд до $2,483 млрд, из которых $1,062 млрд приходилось на кредиты и $1,421 млрд — ценные бумаги в рублях.

Внешние долги банковской системы за отчетный период возросли со $127,212 млрд до $140,038 млрд.

Таблица 1 - Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2011 года (млн. долл. США). [15]

 

1 апреля
2011 г.

1 июля
2011 г.

1 октября
2011 г.

Всего

509 603

538 572

519 359

Органы государственного управления

35 366

35 120

33 421

Федеральные органы управления

32 857

32 640

31 220

Новый российский долг

30 071

29 943

28 658

кредиты международных финансовых организаций

2 952

2 797

2 638

МБРР

2 446

2 310

2 164

прочие

506

487

474

прочие кредиты

688

641

606

ценные бумаги в иностранной валюте

22 495

22 234

21 677

еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения

6 090

6 175

6 175

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

15 974

16 059

15 502

ценные бумаги в российских рублях

3 607

3 947

3 414

ОФЗ

2 342

2 739

2 350

еврооблигации 2018 г. погашения

1 265

1 208

1 064

прочая задолженность

329

324

323

Долг бывшего СССР

2 786

2 697

2 562

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

9

8

8

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1 123

1 157

1 027

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 603

1 486

1 481

ОВГВЗ - III, IV, V транши

1

1

1

прочая задолженность

50

46

46

Субъекты Российской Федерации

2 509

2 480

2 201

кредиты

1 099

1 123

1 063

ценные бумаги в российских рублях

1 409

1 356

1 137

Органы денежно-кредитного регулирования

12 467

12 761

11 921

наличная национальная валюта и депозиты

3 468

3 676

3 059

прочая задолженность (распределение СДР)

8 999

9 086

8 863

Банки

149 107

159 011

157 023

Прочие секторы

312 664

331 680

316 994

долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

73 271

78 665

73 839

кредиты

220 850

227 931

224 535

долговые ценные бумаги

11 938

13 681

11 610

торговые кредиты

2 659

2 657

2 326

задолженность по финансовому лизингу

2 257

2 475

2 517

прочая задолженность

1 689

6 272

2 167

Информация о работе Налично-денежный оборот рф