Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:29, контрольная работа
История налогов времен Киевской Руси — свидетельство того, какой долгий путь прошла система налогообложения, прежде чем взимание налогов стало проводиться цивилизованным образом, с учетом уровня экономического развития общества и размерами реальных доходов налогоплательщиков.
Введение
1. Дань как основная форма налогов в Киевской Руси
2. Развитие форм налогов и объекты налогообложения на Руси
3. Развитие налогообложения в период становления Московского государства
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Дань как основная форма налогов в Киевской Руси
2. Развитие форм налогов и объекты налогообложения на Руси
3. Развитие налогообложения в период становления Московского государства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С самого начала образования Киевской Руси, ведут свою историю налоговые системы Украины и России. Старинной системой прямых налогов на содержание княжеского двора и дружины в Киевской Руси была дань, которая платилась продуктами сельского хозяйства и промыслов -- хлебом, медом, воском, шкурами. Собирали дань дружинники, выезжая на так называемое полюдье. Среди прямых налогов выделяли дары -- добровольные подношения подданных, а также дань -- плату подданных и оброк -- плату за пользование земельными наделами.
При сборе дани высвечивались характерные особенности феодальной налоговой системы -- неурегулированность размеров и периодичности сборов налогов, количество налогов и их разнообразие, а также сбор налогов лицами, заинтересованными в максимальной личной наживе. Все это на практике приводило к значительным злоупотреблениям, результатом которых нередко становились народные волнения и даже восстания.
История налогов времен Киевской Руси -- свидетельство того, какой долгий путь прошла система налогообложения, прежде чем взимание налогов стало проводиться цивилизованным образом, с учетом уровня экономического развития общества и размерами реальных доходов налогоплательщиков.
1. Дань как основная форма налогов в Киевской Руси
Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V--VI вв. Первое централизованное государство -- Киевская Русь -- возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Процесс образования русского государства во главе с Москвой завершается в 1521 г., и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов и системе налогов в России. Первыми государственными образованиями Древней Руси были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. «Феодальные отношения были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население -- общинников-смердов --данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности».
В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя как завоеватели: их интересовало не укрепление базы собственной власти -- хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, в связи с необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других городов), происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени налаживается и торговля с соседними странами. Упорядочение взимания дани и оброка было вызвано еще и сопротивлением народа против произвола в собирании податей. По свидетельству летописцев, такое упорядочение связывается с княгиней Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с древлян, убивших ее мужа Игоря за попытку вторичного ее сбора. Ольга лично объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Под уставом, вероятно, следует понимать всякое установление, определение того, как и что делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками -- любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенным срокам. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата за защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани -- повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.
2. Развитие форм налогов и объекты налогообложения на Руси
С развитием производительных сил и производственных отношений и расширением границ государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их расширению, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги и т. п.), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств и т. д. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Подать -- собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и оброк, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определенного предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.
В X в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в., в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики. Объектом обложения выступал дом, дым, т. е. само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало обложение по числу членов хозяйства.
К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей, различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободные крестьяне. (Феодальная знать формируется позднее из числа дружинников и родственников князя.) С развитием городов и укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, четкий перечень которых отсутствует.
Изучение исторических источников позволяет сделать вывод о том, что возникновение внутренних пошлин связано с появлением христианства. По свидетельству «Устава Великого Князя Киевского и всея Руси» духовенство собирало для своих нужд пошлины во время устраиваемых в храмовые праздники ярмарок.
Во многих источниках упоминается и о развитии пошлин с внешней торговли. Уже в первых договорах, заключенных с Византией в X в., особо оговариваются, регламентируются правила торговли с целью обеспечения поступлений в княжескую казну торговой пошлины. Некоторые из князей с целью увеличения своих доходов ограничивали или запрещали ввоз и вывоз определенных товаров (оружие, соль, золото, серебро). Но князья и сами занимались торговлей. Правомерно предположить, что первоначально, в условиях относительной неразвитости торгового капитала, внешняя торговля развивалась на комиссионных началах, т. е. исходным товаром русских купцов становилась собираемая князем с подданных в натуральной форме дань, а также доходы от хозяйства князя и его дружинников.
Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси. В XII в. Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое-либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение доходов от дани с побежденных и добычи от набегов.
Ссылаясь на уставную грамоту 1150 г., Д. И. Багалей отмечал: «Эта грамота имеет для нас очень важное значение, раскрывая перед нами систему княжеских налогов (в Смоленском княжестве). Некоторые из этих налогов заранее точно определялись, размер других, наоборот, не мог быть точно обозначен, например таможенная и торговая пошлины. Способы собирания дани были различны: иногда они собирались непосредственно княжескими чиновниками, иногда отдавались на откуп частным лицам, а иногда самой общине, которая и делала разверстку между членами. Каждый уплачивал налоги сообразно со своими доходами. Об этом прямо свидетельствует выражение грамоты: “А в тех погостах платит каждый свою дань по силе, кто что может».
Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами». Разнородные (по месту взимания и времени) пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли, за проезд, и торговые. К заставным пошлинам относились побережные (с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки (за проезд по большим охраняемым дорогам -- не за груз, а с самих торговых людей). Основная форма торговых сборов -- явление, явка, взимаемая поголовно с торговых людей и с грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное), поступавшие не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.
Мы не можем определить точно размеры налогов и сборов, нельзя достоверно и утверждать, что нам известны все формы и методы изъятия части доходов населения. Значительный вклад в исследование генезиса налоговой и финансовой систем России внесли экономисты XIX в., в частности, Ю. Гагемейстер, Д. Толстой, А. Лаппо-Данилевский, Е. Осокин, П. Милюков, В. Кури, И. Блех, И. Рудченко, В. Лебедев и др. (Мы не упоминаем работ историков, но без сбора и обработки первичных материалов невозможны были бы и изыскания ученых-экономистов.) Особую ценность для истории отечественной экономической (в том числе и финансовой) науки имеют древние русские письменные памятники-летописи: «Русская Правда» и «Поучения Владимира Мономаха».
О развитых денежных отношениях (денежная единица -- кун, куны) и отношениях кредита-займа свидетельствуют не только наличие в «Правде» специальных терминов «долг», «исто», «истое», «рез», но и специальные статьи, регулирующие отношения между кредитором и должником. Различались три вида кредитных отношений: дача «кун в рез» (т. е. предоставление денежного займа под проценты); «истое» -- дача денег в рост под проценты; «настав в мед», «жито в присоп» -- предоставление ссуд в натуральной форме (мед, жито). Оговаривался и размер надбавки при возвращении этих ссуд. Однако в этом русском законодательном акте налоговые отношения между князем и подданными никак не регламентируются, и наше представление о них базируется на данных летописей и других церковных сочинений.
Развитие финансовой системы Руси было приостановлено в XIII в. татаро-монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной дани взимались различные сборы (отрывочные летописные и литературные источники не дают возможности установить точные размеры и перечень этих чрезвычайных сборов и налогов). Постепенно к концу XIII в. право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям, которые добивались такого права личными унижениями и богатыми дарами завоевателям. Естественно, русский князь не мог собирать меньшую сумму дани, чем он должен был внести в Орду. Право сбора дани было одним из основных способов обогащения великих князей и укрепления их могущества.
Характерной особенностью всего периода становления централизованного Русского государства во главе с Москвой, завершившегося в 1521 г., является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств (более 90% доходов направлялось на военные нужды -- оборона рубежей, освобождение от татаро-монгольского ига, объединение русских княжеств в централизованное государство). В условиях натурального хозяйства и низкого уровня развития производительных сил основным материальным богатством являлась земля. Вот почему основные усилия феодальной верхушки были направлены на сосредоточение в своих руках земли как основы военной мощи. Расчеты со «служилыми людьми» производились землей. Возникает Поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности и своевременном их возвращении государству по смерти «служилого человека». Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI в., что было связано с привлечением к государственной службе охранявших южные границы государства казаков. В этом регионе земля была свободна и в достаточном количестве, поэтому казна, контролировавшая поступления золота и серебра, была вынуждена расстаться с частью из них. Но плата за нее была мизерной даже по тем безденежным временам -- 3 рубля серебром за пять лет службы.
3. Развитие налогообложения в период становления Московского государства
Становление Московского государства сопровождалось возникновением органов управления, что требовало поиска постоянных источников как для их содержания, так и для нужд государства в целом. В этот период государственные доходы и доходы великого князя, как и во времена Киевской Руси, не отделялись друг от друга. «Государь рассматривался не как глава государства, а как вотчинник; оттого доходы князя не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд».