Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:29, контрольная работа
История налогов времен Киевской Руси — свидетельство того, какой долгий путь прошла система налогообложения, прежде чем взимание налогов стало проводиться цивилизованным образом, с учетом уровня экономического развития общества и размерами реальных доходов налогоплательщиков.
Введение
1. Дань как основная форма налогов в Киевской Руси
2. Развитие форм налогов и объекты налогообложения на Руси
3. Развитие налогообложения в период становления Московского государства
Заключение
Список использованной литературы
Налоговая система развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства; все большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер; формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти. При этом прав был А. Лаппо-Данилевский, утверждавший, что податная система Московского государства «не вызвана была творческой деятельностью теоретической мысли; она сложилась под влиянием долговременного процесса, постепенного нарастания и определения потребностей великого князя, его вольных, невольных слуг и государства в связи с развитием способов и средств, направленных к удовлетворению этих потребностей». Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного обложения. В условиях, когда основным богатством и средством производства была земля, она, и только она, могла выступать объектом обложения. Земля расписывалась на равномерные участки, называемые сохой, которые и выступали как окладная единица. Но эта общая для России тенденция далеко не сразу привела к единообразию налоговой системы. В первой четверти XVII в. в отдельных частях Московского государства сохраняется пестрота налогов и способов их взимания.
Посошная система возникает во времена удельных княжеств, однако всеобщей окладной единицей становится лишь с образованием Московской Руси. С 1490 по 1505 г. правительство проводит посошную опись, в которой были учтены как земельные угодья, так и само население (были составлены так называемые писцовые книги). Первоначально соха как окладная единица была невелика. Так, новгородская соха включала в себя три обжи. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» сообщает, что обжа составляет количество пашни, которое «человек с лошадью вспашет в рабочий день», т. е. около пяти десятин. К XVI в. московская соха равнялась уже 400 десятинам доброй земли (800 четей). Посошное обложение исходило из качества земли. В московской сохе это учитывалось по соотношению 4 : 5 : 6, т. е. 800 четей доброй земли, 1000 четей -- средней, 1200 четей худшей земли. (Кроме чети применялась единица выть, равная 12 четям.) Однако посошное обложение учитывало не только размеры земли, но и проживающее на ней число людей.
Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, т. е. обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов, купцы как русские, так и иностранные. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали монастыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги -- очерненные.
Неопределенность включавшейся в соху земельной меры отягощалась и неясностями в определении подлежащих обложению податями людей, так как в обоих случаях кроме количественных учитывались и качественные показатели. Какие-либо объективные критерии качества земель или имущественного состояния податного сословия отсутствовали. Кроме того, осуществлявшие учет писцы делали множество ошибок (в России не было системы подготовки и обучения служилых людей). По данным Д. Толстого, соха включала в себя 392 двора [28, с. 12], а по мнению В. Даля, -- от 3 до 60 дворов. Более точно известно содержание сохи для городского населения: «Судя по сошным записям, взаимоотношение различных классов посадского населения определялось по их зажиточности следующею пропорцией: 1 : 2 : 4 : 8 : 24. На этом основании в сохе полагалось дворов лучших людей 40, средних людей 80, молодших 160, охудалых или слободских 320, а бобыльских изб 960».
Развитие местных органов управления
приводит к возникновению дополнительной
системы платежей. Государственное управление
на местах осуществляли наместник и волостели
из числа потомственных бояр (и реже дворян),
права которых регулировались жалованными
грамотами. При вступлении их в должность
местное население должно было заплатить
«въезжие» и регулярно, трижды в год, --
«корм». За наместником сохранялось право
вместо натурального «корма» требовать
денежное содержание. К примеру, новобрачные
обязаны были уплачивать «новоженный
убрус», сумма которого возрастала, если
девушка (или вдова) выходила замуж в другую
волость. Наместник получал с населения
и судебные пошлины за производство суда.
При объезде подопечного округа наместник
получал бесплатно ночлег, пропитание
и лошадей для переезда. Интересно отметить,
что защитой от чрезмерных расходов было
запрещение наместнику ночевать там, где
обедал, и наоборот.
С конца XIV в. произвол в установлении
размеров поборов с населения начинает
ограничиваться уставными грамотами --
«кормленщик получает доходный список
с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать,
а населению предоставлено право челобиться
на злоупотребления наместников. Вместе
с тем сборы начинают приурочиваться к
определенному времени, производится
денежная их оценка, а наместникам, волостелям
и их людям иногда прямо предписывается
собирать вместо натуральных денежные
сборы. Таким образом, прежние неопределенные
натуральные кормы превращаются в более
точные денежные доходы».
В целом платежи населения по системе кормлений производились в дополнение к централизованным податям. Постепенно система посошного обложения распространилась не только на крестьян, но и на посадских людей. Во второй половине XVI в. законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России. Система общегосударственных налогов того времени отражает уровень развития производительных сил эпохи, а значит, основным объектом обложения остается земля. Но увеличение и укрепление «государева хозяйства» (в отличие от вотчинного, феодального), за счет которого покрываются потребности царского двора в необходимых продуктах, приводит к постепенному переводу посошной подати на денежную основу.
Развитие прямого окладного обложения по «сошному письму» приводит к превращению сохи в окладную единицу для целого ряда других прямых налогов. Речь идет о полоняничных деньгах, взимаемых как чрезвычайный налог при возникновении необходимости в купле пленных, в ямской повинности (либо натурой, либо деньгами), в поворотной подати (чрезвычайный налог для содержания армии в военное время), в подати на городовое и засечное дело, в пищальных деньгах и других налогах, сборах и повинностях. Все они взимались также на основе сошного письма, правда, при этом употреблялась более мелкая окладная единица -- выть или обжа. Кроме указанных прямых налогов в XV-XVI вв. все большее значение приобретают денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглового населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск, лошади, меха и т. д.). Наибольшее значение имели меха. В Сибири ежегодно собирали подать (ясак) -- «440 сороков соболей, 5 сороков куниц, 180 черно-бурых лисиц».
И наконец, посошная система приводила к значительной неравномерности в обложении отдельных хозяйств. Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога, которая распределялась по уездам, волостям и деревням (в чем и состоит суть окладной системы). Определение величины налога на двор производилось по раскладочному принципу. В последнем случае учитывалось имущественное положение отдельных лиц. При раскладе же по уездам, волостям, деревням исходили из субъективных оценок и опыта прошлых лет.
Важной особенностью русской окладной системы был и надельный принцип, лежащий в определении величины сохи. Однако объективных критериев не было, понятия «лучшая» или «худшая» земля, естественно, носили относительный характер и земля, отнесенная к другой группе, в разных местах не могла быть сопоставимой по качеству, стало быть, и по доходности. Кроме основной подати с населения взимаются, как и раньше, полоняничная деньга, ямская повинность, поворотная подать и другие пошлины и сборы. Расширяются различного рода повинности. На рубеже XV-XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т. е. увеличивается их число). Появление косвенных налогов -- свидетельство расширения товарно-денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).
Изменение социально-экономических условий к середине XVI в. потребовало реорганизации государственного управления и, соответственно, реорганизации системы доходов и расходов государства. По уложению о службе с вотчин и поместий (1555 г.) служилым людям (которые несли военную или иную государеву службу) были установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые им было определено и постоянное денежное жалованье -- сверх земельных наделов. Интересно отметить, что такие наделы переходили к старшему сыну лишь при условии, что он поступал на военную или иную государеву службу. В противном случае земельный надел возвращался в казну. С целью увеличения доходов казны вводится монополия и на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д. (казна скупала товары на внутреннем рынке по твердым ценам для перепродажи по более высоким ценам за границу). Был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Данная практика перекликалась с получившей широкое распространение в Европе политикой меркантилизма, но в России она диктовалась не только необходимостью накопления денег в условиях неразвитости товарно-денежных отношений, но и отсутствием собственной добычи золота и серебра. Возрастание же потребности в денежных поступлениях было связано не только с ростом военных расходов, но и с расширением аппарата управления (после ликвидации наместничества), переведенного частично на денежное содержание.
Увеличение государственных расходов России потребовало реорганизации налоговой системы. Отмена кормления в 1555 г. привела к установлению нового налога -- «кормленного откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», -- первые специальные финансовые учреждения в России. Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделению новых налогов -- «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся Сибирь и отдаленные поселения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность.
В ряду налоговых мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800-1200 четвертей (400-600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определенное количество крестьянских дворов (обычный расчет -- исходя из двух десятин пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, носили окладной характер, т. е. на все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодических переписей поземельных угодий, которые проводились через 40-50 лет.
Заключение
Важнейшим условием функционирования государства являются налоги. В Киевской Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» -- двора, «рала» -- плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств. В связи с этим погосты, как поселения соседских общин, приобретают новое значение -- административно-фискальных округов. С именем княгини Ольги летопись связывает проведение в 946--947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княжеской власти в пределах сельских территорий: нормирование повинностей, получавших регулярный характер, устройство погостов как постоянных центров сбора дани.
Таким образом, налоговая система России на протяжении ХII-ХIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением границ государства налоговая система постепенно усложнялась.
Список использованной литературы
Горинов М.М., Ляшенко Л.М. История России, часть I. От Древней Руси к императорской России (IX - XVIII вв.). М., Общество «Знание» России, 1994.
История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2001. - 656 с.
История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы / М.М. Горинов, А.А. Горский, В.О. Дайнес и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М.: Высш. шк. - 1995. - 431 с.
История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 520 с.
История России: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 472 с.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 1998. - 592 с.