Налогообложение предприятий и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение
I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
1.1. Сущность налога
1.1.1. Функции налогов
1.1.2. Виды налогов
1.2. Налоговая система России
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
1.2.3. Основные налоги собираемые в России
II. Противоречия действующей налоговой системы России
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
2.2. Взгляд российских ученых-экономистов на проблемы реформы
2.3. Противоречия основных налогов собираемых в Российской Федерации
2.4. Нестабильность налоговой системы России
III. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации
3.1. Пути реформирования правовой базы налоговой системы
3.2. Предложения российских экономистов
3.3. Налоги и инвестиции
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым рынком
3.4.1. Теоретическое наследие
3.4.2. Льготы
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии
3.4.4. Шведская модель налоговой системы
3.4.5. В итоге
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

a_213.docx

— 70.58 Кб (Скачать файл)

Анализ  реформаторских идей в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой  системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

3.3. Налоги и инвестиции 

Нестабильность налоговой системы  является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов исключительно важное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятельности.

Представляется  необходимым предусмотреть в  налоговом законодательстве положение  о том, что установленные для  иностранных инвесторов налоговые  льготы и преимущества не могут ухудшаться в течение какого-либо определенного  отрезка времени (например, пяти лет).

Введение  такой поправки явилось бы для  иностранных инвесторов твердой  гарантией стабильности налоговой  системы России. Вместе с тем было бы целесообразно предусмотреть для предприятий с иностранными инвестициями некоторые дополнительные налоговые льготы и привелегии. В частности, следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Востока - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для занятых в сфере материального производства предприятий с долей иностранного участника не менее, чем в 30%. При этом выручка от материального производства должна быть более 70% от всей суммы выручки. В третий и четвертый год (в Дальневосточном экономическом районе - в четвертый-пятый) эти предприятия должны были бы, согласно данному предложению, уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, но при условии, что выручка от деятельности в сфере материального производства превышает 80-90%.

3.4. Теоретический и практический  опыт в налогообложении стран  с развитым рынком 

3.4. Теоретическое наследие 

Не лишним будет повториться, что  налоги, как известно из зарубежного  же опыта, являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.

В теории и практике налогового регулирования  развитых стран Запада налоговая  политика в послевоенные годы строилась  в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма  налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного  спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование  трудовых ресурсов и капитала при  сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической доли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

Если  до недавнего времени считалось, что высокие уровень налогов  и степень прогрессивности налоговых  шкал соответствуют, как правило  высоким уровням развития экономики  и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области  налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпораций и доходы физических лиц. Одновременно в ряде ведущих стран (США, Японии, Англии и других) происходит расширение базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры на логовых льгот.

В существующих условиях нелепо говорить об "идентичности уровней налогообложения в нашей  экономике и на Западе". Абсолютные размеры производимой прибыли и  добавленной стоимости там значительно  выше, чем у нас. Поэтому и степень  налогового пресса там фактически в  несколько раз меньше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.

Роль  отдельных налогов в формировании бюджета в развитых странах с  рыночной экономикой обычно такова (%):

Налоги на личные доходы .................. 40

Налоги на прибыль корпораций ............. 10

Социальные взносы ........................ 30

Налог на добавленную стоимость ........... 10

Таможенные пошлины ....................... 5

Прочие налоги и налоговые поступления .... 5

        Таким образом можно заключить, что на Западе основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство.

Американские  эксперты во главе с профессором  Лаффером теоретически доказали, что  при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

        Но невозможно теоретически расчитать идеальную шкалу налогообложения. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение имеют национальные, психологические, культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогобложения, которая существует в Швеции - 75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Профессор Михаил Семенович Бернштам (США) предлагает некоторые практические наработки  относительно импортного тарифа, которые  вполне можно использовать и у нас. Импортный тариф, как считает профессор, способен выполнить по меньшей мере три выжных задачи переходного времени. (РЭЖ, 1993, N12, С. 31)

Во-первых, это мощный источник налоговых поступлений  в бюджет. Причем поскольку тариф  выборочен, его можно использовать прежде всего применительно к  товарам не первой необходимости, предметам роскоши и т. п. В этом случае речь идет о высокопрогрессивном налоге, помогающем бедным социальным слоям за счет богатых.

Во-вторых, импортный тариф защищает от конкуренции  перестраивающуюся внутреннюю промышленность. Рональд И. Маккиннонразработал подробную модель каскадного, убывающего по годам, импортного тарифа.

В-третьих, (и это особенно важно для нынешней российской российской ситуации), импортный  тариф на товары не первой необходимостипозволит  сократить импортный и валютный спрос (это товары высокоэластичного  спроса). Государство же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся  валюту и поднять обменный курс рубля. "

3.4.2. Льготы 

Система налоговых льгот для  капиталовложений в развитие производства в Великобритании. В соответствии с законодательством для определения облагаемого налогом дохода корпораций из валового дохода компании вычитаются все разрешенные законодательством расходы, произведенные в отчетном налоговом году. В частности, полному вычету из валового дохода компании подлежат все расходы на научные исследования. Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и оборудование, промышленные и сельскохозяйственные постройки и т. д. Для списания машин и оборудования используется ставка 25% от остаточной стоимости, а это означает, что 30% стоимости машин и оборудования, купленных после 1986 года, будет списано за 8 лет.

В последние  годы во многих странах Запады распространение  получили налоговые льготы, стимулирующие  частные инвестиции в акции, с  тем, что увеличить приток капиталов  для производственного накопления. Налоговые скидки, многие из которых  были введены в середине 80-х годов, предоставляются по ряду определенных видов инвестиций.

     Так, в Бельгии в 1982 года суммы, истраченые на покупку акций бельгийских компаний или сертификатов оговоренных больгийских "взаимносберегательных" фондов разрешено (до определенного предела) вычитать из облагаемой суммы доходов, а с 1984 года эта льгота распространена и на другие инструменты "венчурного" финансирования, т. е. способствующие становлению и развитию в стране венчурных компаний.

Во  Франции с 1978 года действует налоговая  скидка с дохода в сумме чистых покупок акций, котирующихся на фондовой бирже (установлен потолок льготы).

В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям  в венчурные компании.

В Испании  с 1979 года предоставляется налоговый  кредит в отношении покупок ценных бумаг и инвестиций в деловые  сферы.

       Так обстоит дело с налогообложением инвестиций в промышленность.

3.4.3. Обложение предприятий  Сирии 

Налогообложение предприятий в  Сирии. В настоящее время предприятия  Сирии уплачивают пять налогов: налог  на прибыль, налог на земельные участки, налог на ренту от недвижимости, налог на доходы от оборотного капитала, акцизы.

Среди налогов, уплачиваемых сирийскими предприятиями, наибольший удельный вес занимают два: налог на прибыль и налог на ренту от недвижимости. Эти налоги активно влияют на финансовое состояние  предпритий, на их производственные интересы.

Налог на прибыль уплачивают не только предприятия  и организации, являющиеся юридическими лицами, их дочерние предприятия, филиалы, но и лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью (юристы, врачи, кузнецы, парикмахеры и другие).

Система ставок налога на прибыль имеет сложную структуру: включает как единые, так и прогрессивные ставки. Происходит это потому, что налогом на прибыль в Сирии облагается как прибыль юридических лиц, так и предпринимателей. Например, промышленные акционерные компании и промышленные компании с ограниченной ответстсвенностью платят налог соответственно по ставке 32% и 42%; остальные плательщики облагаются на основе прогрессивной шкалы ставок. Она выглядит следующим образом:

Группа  Размер облагаемой прибыли, сир. ф.  Ставка, %

1  До 20000  10

2  20001-50000  14

3  50001-100000  18

4  100001-120000  22

5  120001-400000  26

6  400001-600000  30

7  600001-800000  35

8  800000-1000000  40

9  свыше 1000000  45

      В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования (в том числе и в Сирии) предприятия уплачивают налог на прибыль один раз в год, исходя из фактических результатов на основе декларации, представляемой в налоговое ведомство.

Налог на ренту от недвижимости был введен в 1963 году. Объектом обложения этого налога это рента получаемая, от основных фондов, используемыми предприятиями. Ставки налога дифференцированы в зависимоти от суммы получаемой ренты, причем применяются две шкалы ставок: для предприятий, сдающих и не сдающих недвижимость в аренду.

Плательщиками налога на ренту от недвижимости являются все предприятия за исключением: общественного имущества, недвижимоти  государства, учреждений, муниципалитетов, которые не приносят ренты; недвижимость, предназначенная для хранения сельскохозяйственной продукции, помещения для скота, жилье сельскохозяйственных рабочих; недвижимость, принадлежащая учебным заведениям; сроком на 6 лет новые машины и оборудование, купленные промышленными предприятиями.

В связи  со снижением в России инвестиций в основной капитал можно было бы рекомендовать обратить внимание на последнюю льготу. Она способстует  повышеню заинтересованности предпринимателей в обновлении и расширении основных фондов.

Таким образом, в Сирии действует прогрессивная  шкала налогообложения.

3.4.4. Шведская модель налоговой  системы 

Заслуживает пристального внимания также  опыт шведских специалистов в области  налогообложения, хотя бы потому, что  сочетание частного предпринимательства  и элементов общественного регулирования  несколько схожи с не так давно  ушедшей советской действительностью. В частности перераспределение  через государственный бюджет большей  части ВНП.

Что же конкретно понимается под "Шведской моделью социализма"?

Главной целью правящей сейчас партии в Швеции является

- добиваться решения существующих социально-политических проблем, не ущемляя интересов каких-либо групп общества и не нанося ущерба экономике как по линии производительности труда, так и в отношении конкурентоспособности шведских предприятий.

Каким же путем Шведские лидеры хотят  добиться своей цели?

То, что легко предположить: повышенный уровень налогообложения. Общая  сумма взимаемых в Швеции налогов  превышает половину величины ВНП, тогда  как в других развитых странах  с рыночной экономикой колеблется в  пределах от 30 и не более 45%.

В результате налоговой реформы 80-х-90-х годов  сократился размер части прямых налогов, налогов на дивиденды с акций  и другие формы помещения капитала, к снижению некоторых показателей  подоходного налогообложения и  др.

Следует заметить, что шведская система налогообложения  весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальный имущественный  налог. Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение.

Основные  косвенные налоги - налог на добавленную  стоимость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным  источником доходов для бюджета  центрального правительства, а прямые - для местных органов управления.

Система налогообложения - как центрального, так и местного, - устанавливается  шведским риксдагом, но размер взимаемых  налогов местные власти определяют сами.

Информация о работе Налогообложение предприятий и пути его совершенствования