Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Термин "политика" определяется в "Толковом словаре русского языка" как "деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страды, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организации, общественных группировок, определяемая их интересами и целями". В экономической литературе существуют разные понятия налоговой политики. Безусловно, важно разобраться с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический лексикон.

Содержание работы

Налоговая политика на современном этапе
Налоговая система
Краткая характеристика налоговой системы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 32.73 Кб (Скачать файл)

                                                           

Содержание:

 

    1. Налоговая политика на современном этапе
    2. Налоговая система
    3. Краткая характеристика налоговой системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая политика является одним из основных инструментов бюджетной  политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована  в законах, Налоговом кодексе  Российской Федерации, нормативных  актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные  процессы народном хозяйстве.

Налоговая политика реализуется  государством на всех этапах развития экономики через предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, которые стимулируют развитие одних  видов деятельности и свертывание  других, введение одних налогов и  сборов и упразднение других.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, налоговую и пр.

Финансово-бюджетная система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией” финансово-бюджетной  системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных  на него задач, которые реализуются  посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, налоговую  систему. Государственный бюджет и  налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько  бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям  времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы, бюджетной и налоговой  политики общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и  налогового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной  и налоговой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи  с этим изучение налоговой системы  и налоговой политики, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1  Налоговая политика на современном этапе

Термин "политика" определяется в "Толковом словаре русского языка" как "деятельность органов государственной  власти и государственного управления, отражающая общественный строй и  экономическую структуру страды, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых  организации, общественных группировок, определяемая их интересами и целями".

В экономической литературе существуют разные понятия налоговой  политики. Безусловно, важно разобраться  с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический  лексикон.

К сожалению, несмотря на свою безусловную значимость, понятие "налоговая  политика" не имеет в нашей  стране законного признания и  обоснования. Этот термин не встречается  в арсенале ни налогового, ни бюджетного законодательства. Исключение составляет лишь упоминание его в ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве  Российской Федерации", где говориться, что Правительство РФ разрабатывает  и реализует налоговую политику. Употребляется данный термин без  раскрытия его сути и в некоторых  подзаконных актах.

Во многих экономических  трудах дается определение налоговой  политики, например: "Налоговая политика представляет собой комплекс мер  в области налогового регулирования  экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени  в зависимости от характера, поставленных в данный момент задач перед государством. Является ключевым звеном экономической  политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций".

Но, без сомнения, представляется логичным рассмотрение налоговой политики как выходящей далеко за рамки  мероприятий в области налогов. В последние десятилетия развитые страны, проводя налоговую политику, стали активно вмешиваться в  функционирование рынка, регулировать рост производства, способствовать приоритетному  развитию отдельных отраслей, влиять на инвестиционную политику и структурную  перестройку экономики.

Но такое расширенное  понимание налоговой политики вряд ли можно признать адекватным современной  роли налогов. Если исходить из восприятий социально-экономической сущности налогов, то налоговая политика должна выступать частью общей государственной  социально-экономической политики.

Итак, в свете всего  вышесказанного дадим следующее  определение: налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Считается, что налоговая  политика включает в себя три звена:

1. Выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития страны, исходя из потребностей населения;

2. Определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;

3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Об эффективной налоговой  политике следует говорить как об искусстве нахождения компромисса  между эффективностью и справедливостью  в налогообложении, понятном и принимаемым  большинством налогоплательщиков. Поэтому  обоснованным видится следующее  определение, созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения.

Эффективная налоговая  политика - это налоговая политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую  тактику.

Стратегия налоговой политики - это совокупность ее перспективных  целей и принципиальных способов решения долгосрочных задач, связанных  с построением или реформированием  налоговой системы страны в русле  выработанной концепции. В процессе ее разработки:

- прогнозируются основные тенденции развития налогов;

- формируются концепции их использования;

- намечаются принципы организации налоговых отношений;

- составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

Налоговая стратегия является относительно стабильной, налоговая  тактика гибкая, подвижная, но обе  они тесно взаимосвязаны. Стратегия  создает возможности для решения  тактических задач. Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации  налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией.

Обоснованность тактических  действий при проведении налоговой  политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания  на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют  положения Конституции РФ о разграничении  полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов  РФ определяют характер их отношений  с федеральной властью при  установлении правовых норм разграничения  налогов по звеньям бюджетной  системы.

Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической  политики страны. Одновременно это  и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

Как специфическая область  государственной деятельности, налоговая  политика относится к категории  надстройки. Между ней и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, будучи составной частью финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нес специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая  сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование  имеет особое значение и заслуживает  углубленного теоретического анализа  и исследования широкого круга смежных  микро- и макроэкономических проблем.

Налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы  для государственно-бюджетной деятельности (расходы на военные, экономические  и социальные программы), экономического регулирования (налоги и расходы  должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью в  целях осуществления определенной экономической политики), выравнивания доходов (с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной  системе налогообложения, а также  системе трансфертных платежей социально  незащищенным слоям населения). Однако, осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, к развитию предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоги являются основным инструментом государственного регулирования  экономики. Кроме чисто фискальной функции система налогов и  сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, размещение, на ускорение научно-технического прогресса  Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, и развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.

Научный подход к выработке  налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы:

- общая экономическая  ситуация в стране, характеризующаяся  темпами роста (падения) производства;

- уровень инфляции;

- кредитно-денежная политика  государства;

- соответствие между сферой  производства, находящейся под государственным  контролем, и приватизированным  сектором.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей  компетенцией. Органом, непосредственно  ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а за её выработку и осуществление в целях обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей несет ответственность Федеральная налоговая служба. На это указывают п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, и п. 1 постановления Правительства РФ "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" от 30 сентября 2004 г. № 506.

Информация о работе Налоговая политика