Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Термин "политика" определяется в "Толковом словаре русского языка" как "деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страды, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организации, общественных группировок, определяемая их интересами и целями". В экономической литературе существуют разные понятия налоговой политики. Безусловно, важно разобраться с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический лексикон.

Содержание работы

Налоговая политика на современном этапе
Налоговая система
Краткая характеристика налоговой системы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 32.73 Кб (Скачать файл)

Налоговая политика государства  отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и  изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Все специалисты в области  налогов подчеркивают правовую природу  налоговой политики и то, что налоговое  право служит отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

Подводя некоторый итог всему  сказанному о налоговой политике, можно сделать следующие выводы:

-  налоговая политика  представляет собой комплекс  экономических, организационных  мер и мер по регулированию  налоговых отношений, является  составной частью социально-экономической  политики государства;

- система, в рамках  которой реализуется политика, - это национальная налоговая система;

  - критерии налоговой  политики - эффективность, справедливость, затратность налоговой системы.

 

1.2 Налоговая система

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Термин  «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим  сообществам. Исторически налоговая  система появилась с возникновения  первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. Это - принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика; принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Налоговая система выполняет  следующие основные функции: фискальную - обеспечение доходов государственного бюджета; регулирующую - регулирование  макроэкономических процессов, совокупного  спроса и предложения, темпов роста  и занятости: распределительную - перераспределение  национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную —  аккумулирование средств для  осуществления социальных программ; стимулирующую - микроэкономическое регулирование; контрольную - обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений.

1.3 Краткая характеристика основных налогов

Налог на добавленную стоимость (НДС) - форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Таким образом, в облагаемый оборот входит не вся выручка от реализации товаров, а лишь добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации (зарплата, начисления на нее, амортизация, прибыль).

Налог на добавленную стоимость  относится к числу косвенных налогов, так как фактически его плательщиком является конечный потребитель товаров (работ, услуг), оплачивающий их стоимость.

В настоящее время объектом налогообложения является валовая прибыль

• сумма прибыли от реализации продукции (без НДС и акцизов), прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия  и прибыли от внереализационных операций.

На основании второй части  Налогового кодекса от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2000 года) с 1 января 2001 года введен новый налог  — единый социальный налог (взнос),зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Данный налог заменяет собой совокупность взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ и Государственный фонд занятости РФ (последний ликвидирован). Такое решение Правительства объясняется стремлением мобилизовать средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь, обеспечить более строгий контроль за учетом и поступлением средств в соответствующие фонды.

Если ранее взносы оплачивались отдельно в каждый фонд, то с 2001 года исчисление налога упрощается, поскольку  устанавливается единая база для  обложения им. Кроме того, суммарный  тариф страховых взносов снижается, вводится регрессивная шкала, то есть чем выше доход работника, тем  меньше ставка социального налога.

Согласно НК плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников, расположенных в РФ.

К доходам от источников в РФ относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации,  а также дивиденды и проценты, полученные от российских индивидуальных  предпринимателей и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;

2)  страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного  представительства в РФ;

3)  доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;

4)  доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

5)  доходы от реализации:

•   недвижимого имущества, находящегося в РФ;

•   в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

•   прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;

•   иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

6)  вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

7)  пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;

8) доходы, полученные от  использования любых транспортных  средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные  транспортные средства, в связи  с перевозками в РФ и (или)  из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции  за простой (задержку) таких транспортных  средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;

9) доходы, полученные от  использования трубопроводов, линий  электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной  и (или) беспроводной связи,  иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;

10)  иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Агапова Т. А. Макроэкономика для преподавателей – М, 2003 г.

2.  Алиев А. А. Налоги и налогообложение – М, 2005 г.

3.  Бункина М. К. Экономическая политика – М, 2001 г.

4.  Гуреев В. И. Российское налоговое право. – М, 2006 г

5.  Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6.  Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2005.

7.  Иванова С. П. Налоги и налогообложение – М, 2003 г.

8.  Кирилова О. С., Муравьева Т. В. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие для вузов – С.: Издательство «Экзамен», 2005г.

9.  Крохина Ю. А. Налоговое право России – М, 2005 г.

10.  Консультант плюс

11.  Налоговый кодекс Российской Федерации

12.  Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России - М, 2005г.

13.  Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ – М, 2004г.

14.  Пономарев А. И. Налоги и налогообложение в РФ – Ростов, 2005г.

15.  Смирнова С. А. Бухгалтерский учет – М, 2005г.

16.  Тедеев А. А. Налоги и налогообложение – М, 2004г.

17.  Д. Г. Черник, Л. Н. Павлова. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра - М, 2001.

18.  Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра-М, 2005г.


Информация о работе Налоговая политика