Содержание:
1.Особенности налоговой системы
2. Структура налоговой системы
3. Основные виды налогов
3.1Косвенные налоги
3.2Прямые налоги
3.3Местные налоги
4. Контроль за исполнением налоговых
обязательств
5. Список используемых источников
- Особенности налоговой
системы Франции
Налоги – главный источник формирования
дохода бюджета Франции, обеспечивающий
его более чем на 90 %.
Налоговая система Франции представляет
собой своеобразную совокупность налогов
и сборов. Она формировалась многие десятилетия,
отражая исторические и культурные особенности
страны. В настоящее время система обладает
стабильностью в отношении перечня взимаемых
налогов и сборов, правил их применения. Законодательную
базу налоговой системы Франции составляет
Налоговый Кодекс Франции. Ставки же налогов ежегодно
пересматриваются с учетом экономической
ситуации и направлении экономико-социальной
политики государства. Решение об их размерах
принимается на ежегодной Национальной
ассамблее одновременно с утверждением
государственного бюджета. Налоговая служба Франции находится
в составе Министерства экономики, финансов
и бюджета, возглавляемого министром-делегатом
по делам бюджета. Администрирование налогов
осуществляют Главное налоговое управление
и Главное управление пошлин и других
поступлений
Среди главных черт французской
налоговой системы следовало бы выделить
такие, как социальная направленность,
преобладание косвенных налогов, особая
роль подоходного налога, учет территориальных
аспектов, гибкость системы в сочетании
со строгостью, широкая система льгот
и скидок, открытость для международных
налоговых соглашений.
От других стран
Западной Европы национальная налоговая
система Франции отличается лишь некоторыми,
но заметными особенностями.
Во-первых, для Франции
свойственны высокие социальные налоги —
платежи и взносы в фонды социального
назначения. Так, сумма взносов
в ФСН в структуре обязательных отчислений
составляет 43,3 %, что значительно превосходит
крупнейшие развитые страны. (так, в Германии
- 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.) Высокие
платежи в взносы в фонды социального
назначения обеспечивают существование
одной из самых больших в Европе систем
социального страхования.
Во-вторых, структура
французской налоговой системы исторически
сложилась таким образом, что фискальное
значение косвенного налогообложения
(налогов на потребление) в общей сумме
государственных доходов превышает долю
прямых. Косвенные налоги дают около 60%
налоговых доходов бюджета(в основном
за счет поступлений от НДС, который составляют
43%). Именно в этой стране
был разработан и впервые в 1954 г. внедрен
налог на добавленную стоимость.
В-третьих, в основе
бюджетного процесса находится принцип
приоритета ресурсов. В отличие от многих
других стран, это означает утверждение
парламентом сначала доходной части бюджета,
а затем расходной.
В-четвёртых, вопреки
давней традиции централизованного управления
с начала 80-х годов правительство проводит
политику децентрализации, которая заключается
в расширении прав местных органов самоуправления
и сопровождается соответствующим перераспределением
налоговых поступлений.
Эластичность налоговой системы заключается
в том, что ежегодно в соответствии с изменениями
политической и экономической конъектуры
законодательно уточняются ставки налогов.
Правила же применения налогов обычно
стабильны в течение ряда лет.
Основополагающими принципами
налоговой системы Франции являются:
- системность (жесткая централизация управления налогами
со стороны парламента)
- гибкость (способность налоговой системы реагировать
на изменения эк-го положения, не прибегая
к мерам налогового законодательства)
- социальная направленность (стимулирование соц.и эк-го развития
страны с учетом темпов развития, уровня
инфляции и безработицы..)
- налоговый авуар (компенсация двойного налогообложения
держателей акций, к-рые облагаются подоходным
налогом как физ.лица с доходов от дивидендов
и также облагается налогом доход акционерных
обществ)
- стимулирование роста вложений
в науку ( налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного
прироста вложений на НИОКР. )
- налогообложение доходов
от перепродажи имущества ( разница между продажной и покупной
ценой представляет собой базу обложения.
К ней применяются 2 разные ставки: 42 %,
если акт продажи произошел в течение
двух лет владения; 15 %, если акт продажи
произошел после двух лет владения.
2. структура
налоговой системы Франции.
Во Франции существует строгое деление
на местные налоги и налоги, идущие в центральный
бюджет (федеральные налоги).
Основные федеральные
налоги:
1) НДС;
2) подоходный налог с физических
лиц;
3) налог на прибыль предприятий;
4) пошлины на нефтепродукты;
5) акцизы (кроме обычных продуктов
к акцизным относят: спички, мин.
вода, услуги авиатранспорта);
6)налог на собственность;
7) таможенные пошлины;
8) налог на прибыль от ценных
бумаг и др.
Основные местные налоги:
1) туристский сбор;
2)налог на семью (состоит из
трех налогов: на жилье, земельный
налог на здания и постройки,
налог на землю);
3) налог на профессию;
4) налог на уборку территории;
5) налог на использование коммуникаций;
6) налог на продажу зданий.
В целом, местные налоги составляют 30
% общего налогового бремени, они же наполняют
40 % местных бюджетов.
- Рассмотрим подробнее некоторые
из видов налогов существующих во Франции.
Основными видами налогов
во Франции являются:
-косвенные
-прямые
-местные налоги.
3.1. Косвенное
налогообложение.
Косвенное налогообложение играет ключевую
роль в формировании доходной части бюджета
Франции.
Основным косвенным налогом выступает
налог на добавленную стоимость (TVA, taxe sur la valeur ajoutеe), который впервые
был введен во Франции в 1954 г.для промышленности,
а в 1968 г. принял всеобщий характер.
Он обеспечивает 45% всех налоговых поступлений.
Взимается методом частичных платежей.
Во Франции функционируют
4 вида ставки налога на добавленную стоимость:
(табл 8.3.)
- 19,6% нормальная ставка на все
виды товаров и услуг;
- 33,33% предельная ставка на предметы роскоши,
машины, алкоголь, табак;
- 7% сокращенная ставка на товары культурного
обихода (книги);
- 5,5% на товары и услуги первой необходимости
(питание, за исключением алкоголя и шоколада,
медикаменты, жилье, транспорт).
Законами Франции предусмотрено 2 вида
освобождения от НДС:
1.
2.
Во Франции 3 млн. плательщиков
НДС. Расчет ведется самими предприятиями;
при упрощенном учете - налоговой службой.
НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе
декларации. Предприятия предоставляют
в налоговые центры декларацию и чек на
уплату налога. Существуют квартальные
и годовые сроки уплаты НДС в зависимости
от товарооборота. (Компенсация НДС
в случае экспорта происходит ежемесячно.
Для остальных видов деятельности - ежеквартально.
Если предприятие имеет товарооборот
менее 300 000 франков (7,5 млн руб), то НДС платится.
Если сумма НДС меньше 1350 франков, то подобные
предприятия освобождаются от его уплаты.
)
Льготы по НДС имеют предприятия,
делающие инвестиции. Они заключаются
в вычете из НДС сумм, направляемых на
инвестиции. Но при всей своей гибкости
французский НДС обеспечивает 45% всех
налоговых поступлений, что говорит о
его эффективности.
Налог на добавленную стоимость
дополняется рядом косвенных пошлин (
или акцизов), которые также представляют
собой налоги на потребление. Некоторые
из них взимаются в пользу государства,
другие перечисляются в бюджеты местных
органов управления.
Среди подакцизных
товаров выделяют: алкогольные напитки,
пиво и мин.воды, табачные изделия ( с каждой
пачки сигарет 75% в пользу гос-ва), спички,
зажигалки, изделия из драгоценных металлов,
сахар и кондитерские изделия, нек.виды
автомобилей и летательные аппараты.
К числу налогов на потребление
следует отнести
и таможенные пошлины, которые дают
около 60 % налоговых доходов общего бюджета. Налогоплательщиками яв-ся
– участники внешнеэкономической деятельности;
объектом обложения – товары. Перемещаемые
через таможенную границу Франции; налоговой
базой – стоимостные либо натуральные
показатели товаров. Таможенные пошлины
должны уравнивать цены на импортируемые
товары и аналогичные товары внутреннего
рынка.
3.2. Прямое
налогообложение.
Важную роль в системе налоговых поступлений
во Франции играют прямые налоги, которые
дают около 40 % доходов общего бюджета.
В число важнейших прямых налогов входят:
подоходный налог с физ.лиц и предприятий,
налог на прибыль акционерных обществ,
на собственность и автотранспортные
средства. Налоговым периодом для всех
прямых налогов является 1 календарный
год.
1.Подоходный налог.(
Impôt sur le revenu)
Подоходным налогом облагаются физические
лица, а так же предприятия и кооперативы,
не являющиеся акционерными обществами.
Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых
поступлений, принося почти 300 млрд. франков.
Он был введен в действие в 1914 году министром
финансов правительства Гастона Думерга
Жозефом Кайо.
Ставки прогрессии – от 0 до 56,8 % в зависимости
от доходов. Ставка прогрессии подоходного
налога в 2013 г. – от 0%( при среднедушевом
доходе семьи менее 5963 евро в год) до 52
% ( при среднедушевом доходе семьи от 150 000
евро в год). С 2013г. планировалось ввести
75% - ый так называемый «налог для богачей»
на доход свыше 1 млн. евро. Однако Конституционный
суд его отменил.
Подоходный налог единый, высчитывается
по единой прогрессивной шкале, но вместе
с тем он принимает во внимание экономические,
социальные, семейные условия и возраст
каждого плательщика. Ежегодно шкала уточняется,
позволяя учесть инфляционные процессы.
На подоходный налог возложены функции
стимулирования вкладов населения в сбережения,
недвижимость, покупку акций. Все это создает
сложную систему расчета налога и применения
многочисленных льгот и вычетов. Так, из
25 млн. плательщиков фактически платят
налог только 15 млн. (52 %), т.е. фактически
подоходным налогом облагается лишь каждая
вторая французская семья (15 млн. семей),
остальные либо пользуются многочисленными
льготами (например, в связи с семейным
положением и т.д.), или их доходы не достигают
нижней планки, начиная с которой выплачивается
подоходный налог.
Принципиальная особенность
– обложению подлежит доход не физического
лица, а семьи. Если плательщик холост- для
налога это семья из 1 человека.
У предприятий налогообложению
подлежит чистая прибыль, которая определяется
с учетом сальдо всех операций. Она равняется
разнице между доходами и расходами, произведенными
в интересах производственной деятельности.
Общая ставка налога – 33,33%.
2.Налог на прибыль
акционерных обществ
Он составляет в общей сумме
налоговых поступлений 10 % и имеет тенденцию
к снижению, так как ставка постоянно понижается.
Объектом налогообложения выступает чистый
доход по всем видам деятельности. Налогооблагаемая
прибыль определяется по данным бухучета
путем вычета из выручки от продажи текущих
средств. Стандартная ставка налога составляет
39% и 42 %, если этот доход идет на выплату
дивидендов, а не на развитие. Уплата налога
осуществляется пять раз в год: четыре
раза – авансовые платежи по специальной
форме, исходя из данных прошлого года,
пятый – по фактическим результатам за
год на основе декларации. Для вновь образованных АО существуют
определенные льготы. Доходы таких АО
имеют льготы в течение пяти лет. В зависимости
от времени существования скидки изменяются:
для АО возрастом до 2-х лет скидка 100 %,
3 года – 75 %, 4 года – 50 %, 5 лет – 25%, 6 и более
лет – 0 %. (Убыточные предприятия, АО и не АО, платят
налог исходя из объема товарооборота:
налог в 4 тысячи франков при обороте менее
1 млн. франков, 6 тыс. франков при обороте
от 1 до 2 млн. франков, 8500 франков при обороте
от 2 до 5 млн. франков, 11500 франков при обороте
5-10 млн. франков, 17000 франков при обороте
выше 10 млн. франков.)
3.Помимо вышеперечисленных
налоговых во Франции взимаются:
3. налог на собственность.
Налогообложение собственности
во Франции также ориентировано, главным
образом, на юридических лиц. Этот вид
налогообложения формирует менее 10 % налоговых
доходов государства.
Налоги на собственность включают
в себя:
- налог на имущество
хозяйствующих субъектов (до 1,5 % стоимости);
если налогоплательщик постоянно проживает
в объекте налогообложения, он может рассчитывать
на 20% снижение налога. Все объекты, расположенные
во Франции, подлежат 3%-ному налогу на
недвижимость.
- налог на жилье;(
Он взимается как с собственников жилых
домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные
лица могут частично или полностью быть
освобождены от уплаты.)
- налог на автотранспорт. (Налог на автотранспортные
средства предприятий и компаний уплачивают
юридические лица, использующие собственные
автотранспортные средства. Ставка зависит
от количества автомобилей и мощности
их двигателей.)
Налог на собственность носит
прогрессивный характер. При этом сумма
подоходного налога и налога на собственность
не должна превышать 85 % всего дохода.