К группе налогов
на собственность можно отнести также
регистрационные и гербовые сборы, пошлины.
В эту же группу входят социальный
налог на заработную плату, который уплачиваю
работодатели. Установлена прогрессивная
шкала налогообложения: при годовом объёме
ФОТ до 35,9 тыс. евро — 4,5 %, от 35901 до 71700 евро —
8,5 %, при превышении 71,7 тыс. — 13,5 %. (Помимо этого работодатели
уплачивают налог на профессиональное
образование по ставке 0,5 % годового фонда
оплаты труда с надбавкой 0,1 %. Цель этого
налога состоит в финансировании развития
профессионально-технического образования
в стране. )Предприниматели,
на которых работают 10 и более человек,
обязаны прямо или косвенно участвовать
в финансировании
жилищного строительства. Они могут
напрямую инвестировать средства в строительство
жилья, могут предоставлять займы своим
работникам или должны перечислять соответствующие
средства в государственную казну. Независимо
от формы участия на эти цели необходимо
отчислять 0,65% годового фонда
оплаты труда.
Для Франции характерны очень
высокие налоги
на наследование – не менее 40 % от завещанного
необходимо отдать государству.
Франция – первая страна Европы,
в которой был установлен налог
на операции с ценными бумагами: по ставке
0,1% с 1 августа 2012 г. Им облагаются операции
109 крупнейших компаний Франции, рыночная
капитализация каждой из которых – более
1 млрд.евро.
3.3.Местные
налоги.
Важное место в налоговой
системе Франции занимают местные
налоги.
В 80-х годах во Франции
произошла реформа местного управления
и самоуправления, в результате которой
были урегулированы следующие вопросы:
- разграничение
полномочий между государственной
властью и местными органами;
-распределение государственных
ресурсов;
- административной организации
регионов и некоторые другие.
Местные органы представляют
около 80 тысяч самостоятельных бюджетов
(коммуны, департаменты, регионы и т.д.). Общая часть местных бюджетов
доходит до 60% государственного бюджета
страны.
Из системы местных
налогов следует выделить 4
основных :
- земельный налог на
застроенные участки;
- земельный налог на
незастроенные участки;
- налог на жильё;
- профессиональный налог.
Помимо этих налогов , в различных
административно- территориальных единицах
используются так называемые вспомогательные
местные налоги ( налог на уборку территорий,
пошлина на содержание сельскохозяйственной
палаты, пошлина на содержание Торгово-промышленной
палаты, промысловый налог, налог на озеленение
и тд).
Ставки основных налогов определяются
местными органами власти при
определении бюджета на будущий
год. Причем ставки не могут
превышать законодательно установленного
максимума.
- Земельный налог
на застроенные участки.
Он взимается с обустроенных участков.
Налог касается всей недвижимости. Налогооблагаемая
часть равна половине кадастровой арендной
стоимости участка.
От данного налога освобождается государственная собственность и здания,
находящиеся за пределами городов и предназначенные
для сельскохозяйственного использования.
Также этот налог не платят лица, старше
75 лет и получающие специальные пособия
из общественных фондов или пособия по
инвалидности.
- Земельный налог
на незастроенные участки.
Он затрагивает поля, луга, леса,
карьеры, болота, солончаки, участки под
застройку и т.д. Земельный налог на незастроенные
участки исчисляется путем умножения
80% стоимости условной арендной платы
на коэффициенты, установленные органами
местного самоуправления.
От налога освобождены участки, находящиеся в государственной
собственности. Могут временно освобождаться
участки, предназначенные под развитие
сельскохозяйственного производства.
- Налог на жилье.
Налог на жилье взимается как с собственников
жилых домов, так и с арендаторов по состоянию
на 1 января рассматриваемого года.
Освобождаются от уплаты налога:
- -гос, научные или благотворительные учреждения
- -кабинеты гос служащих
- -общежития и интернаты.
Налог исчисляется путем умножения стоимости условной
арендной платы жилья, определенного местным
земельным реестром, на коэффициенты,
установленные органами местного самоуправления.
Различные льготы предоставляются в
зависимости от семейного положения. Малообеспеченные
лица могут быть освобождены целиком от
уплаты данного налога в части их основного
места проживания.
- Профессиональный
налог.
Он вносится юр и физ лицами, постоянно
осуществляющими профессиональную
деятельность, не вознаграждаемую
заработной платой. Для расчетов
налога берется сумма двух
элементов, умножаемая на установленную
местными органами власти налоговую
ставку. Эти два элемента представляют
собой:
- арендную стоимость недвижимости, которой располагает налогоплатильщик для нужд своей профессиональной деятельности
- некоторый процент заработной
платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплатильщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%).
Рассчитанный по этим элементам
размер налога не должен
превышать 3,5 % произведенной
добавленной стоимости. Это законодательное
ограничение.
От налога освобождены: общественно-научная деятельность;
частные учебные заведения; таксисты,
рыбаки, акушеры; кооперативный и частный
сектор; ремесленные мастерские без наемных
рабочих.
Таким образом, около 1,5 млн.потенциальных
платедьщиков освобождены от уплаты налога
на профессию, что составляет около 42%
населения.
4.Контроль
за исполнением налоговых обязательств
Налоговый контроль (он предполагает
контроль правильности ведения бух учета)
во Франции осуществляет Главное управление
гос.финансов Франции. А налоговые расследования
ведет Управление налоговых расследований,
в составе которого выделена отдельная
бригада по проверке НДС.
Налоговый контроль принимает две основные
формы: документальный
контроль на местах и внешний контроль.
1. Контроль на
местах осуществляется на основе деклараций
налогоплательщиков и документов, которые
государственные власти могут получить
и от третьих лиц.( для них может быть выписана
премия по окончании проверки – то есть
определенный процент от взысканной суммы).
Этот контроль призван установить отсутствие
необходимых налоговых деклараций и скорректировать
ошибки в поданных декларациях.
Этот контроль осуществляется департаментскими
дирекциями налоговых служб
2.Внешний налоговый
контроль заключается в проверке счетов
предприятий и изучении имущественного
положения физических лиц.
Рядовой служащий подвергается налоговой
проверке примерно раз в 8 лет.
В 2010 г. была создана Национальная делегация
по борьбе против налоговых злоупотреблений.
Численность досье о налоговых злоупотреблениях,
направленных в Комиссию по налоговым
нарушениям (Commission des infractions fiscales), составила
в 2013 г. - 1 092, а в 2012 г. – 989.
Уклонение от налогов, довольно жестко
наказывается по французским законам.
За опоздание с направлением декларации
в налоговое ведомство взимается штраф
в 10 процентов от налоговой суммы. За месяц
опоздания взимается штраф до 40 процентов.
В случае декларация не направляется и
после повторного напоминания, штрафная
сумма увеличится еще вдвое.
Сокрытие крупных сумм налогов ( свыше
60 тыс евро) может привести к тюремному
заключению.
При всей жесткости налогового контроля
во Франции принята Хартия прав и обязанностей
плательщика налога, которая предоставляет
каждому налогоплательщику достаточно
широкий перечень гарантий, обеспеченных
законодательными и нормативными актами
при проверке их налоговыми органами.
1.. Погорлецкий А.И. Налоговая
политика ведущих зарубежных стран: современные
аспекты // Финансы и кредит. – 2012. - № 13.
2. Цепилова Е.С. Особенности налоговой системы и налогового контроля Франции// Финансы. – 2013. - № 2.
3. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для магистров / Лыков Л.Н., Букина И.С. – М.: издательство Юрайт, 2013.
4. http://ru.tradingeconomics.com/
5. http://www.impots.gouv.fr/ (гос.налоговый сайт Франции)
6. http://ru.wikipedia.org/wiki
7. http://tranio.ru/ ( сайт зарубежной недвижимости)
8. www.legifrance.gouv.fr (законодат франции)
9. http://www.ved.gov.ru/ (портал внешнеэк инфо)